В статье 117 установлено, что основой для исчисления таможенных платежей
является таможенная стоимость, если иное не предусмотрено законом. Порядок
определения таможенной стоимости закреплен в Законе РФ "О таможенном тарифе".
Особенностью исчисления НДС является то, что объект налогообложения (таможенная
стоимость) увеличивается на размер таможенной пошлины, а по подакцизным товарам
- и на сумму акциза.
Механизм расчета таможенной пошлины. В зависимости от применяемой ставки
налогообложения используют несколько формул для расчета таможенной пошлины.
Формула 1. Используется в отношении товаров, облагаемых ввозной таможенной
пошлиной по ставкам в ЭКЮ за единицу товара. В этом случае основой для исчисления
является соответствующее количество товара.
Кэ
Пи = Вт 5 х Си 5 х ------
Кв
где Пи - размер ввозной таможенной пошлины;
Вт - количество товара;
Си - ставка ввозной таможенной пошлины в ЭКЮ за единицу товара;
Кэ - курс ЭКЮ, установленный Банком России на дату принятия таможенной
декларации;
Кв - курс валюты, в которой указана таможенная стоимость товара, установленный
Банком России на дату принятия таможенной декларации.
Формула 2. Используется в отношении товаров, облагаемых ввозной таможенной
пошлиной по ставкам в процентах к таможенной стоимости товара.
Пи = Ст х Си,
где Пи - размер ввозной таможенной пошлины;
Ст - таможенная стоимость товара;
Си - ставка ввозной таможенной пошлины, установленная в процентах к таможенной
стоимости товара.
Формула 3. Используется в отношении товаров, облагаемых ввозной таможенной
пошлиной по комбинированным ставкам. В этом случае применяются формула 1 и
формула 2: сначала исчисляется размер ввозной пошлины по ставке в ЭКЮ за единицу
товара, затем исчисляется размер ввозной пошлины по адвалорной ставке. Для
определения таможенной пошлины, подлежащей уплате, используется наибольшая
величина.
Кэ
Вт х Си х ------, Cт х Си,
Кв
где обозначения те же, что в формулах 1 и 2.
Формула 4. Используется при исчислении вывозной таможенной пошлины по
ставкам в ЭКЮ за единицу товара.
Кэ
Пэ = Вт х Сэ х ------,
Кв
где Пэ - размер вывозной таможенной пошлины;
Сэ - ставка вывозной таможенной пошлины в ЭКЮ за единицу товара;
Кэ - курс ЭКЮ, установленный Банком России на дату принятия таможенной
декларации;
Кв - курс валюты, в которой указана таможенная стоимость товара, установленный
Банком России на дату принятия таможенной декларации.
Формула 5. Используется для исчисления вывозной таможенной пошлины в
отношении товаров, облагаемых пошлиной по ставкам в процентах к таможенной
стоимости товара.
Пэ = Ст х Сэ,
где Пэ - размер вывозной таможенной пошлины;
Ст - таможенная стоимость товара;
Сэ - ставка вывозной таможенной пошлины, установленная в процентах к
таможенной стоимости.
Механизм расчета акциза, уплачиваемого таможенным органам
Формула 6. Используется для исчисления акциза в отношении товаров, облагаемых
акцизами по ставкам в ЭКЮ за единицу товара.
Кэ
А = Вт х Са х ------,
Кв
где А - размер акциза;
Вт - количество товара;
Са - ставка акциза в ЭКЮ за единицу товара;
Кэ - курс ЭКЮ, установленный Банком России на дату принятия таможенной
декларации;
Кв - курс валюты, в которой указана таможенная стоимость товара, установленный
Банком России на дату принятия таможенной декларации.
Формула 7. Используется для исчисления акциза по ставкам в процентах
к таможенной стоимости товара.
А = Ст х Са,
где А - размер акциза;
Ст- таможенная стоимость товара;
Са - ставка акциза в процентах к таможенной стоимости.
Формула 8. Используется для исчисления акциза по комбинированным ставкам.
Размер акциза рассчитывается в три этапа. На первом этапе рассчитывается размер
акциза по ставке в ЭКЮ за единицу товара. Затем исчисляется размер акциза
по ставке в процентах к таможенной стоимости. На третьем этапе устанавливается
большая из двух величина. Она и будет являться акцизом, подлежащим уплате.
Кэ
Вт х Са х ------, < Ст х Са,
Кв
где обозначения те же, что и в формулах 6 и 7.
Формула 9. Используется для исчисления НДС в отношении товаров, облагаемых
ввозными таможенными пошлинами и акцизами.
Н = (Ст + Пи + А) х Сн,
где Н - размер НДС;
Ст - таможенная стоимость ввозимого товара;
Пи - размер ввозной таможенной пошлины;
Сн - ставка НДС в процентах.
Формула 10. Используется для исчисления НДС в отношении товаров, облагаемых
ввозными таможенными пошлинами и не облагаемых акцизами.
Н = (Ст + Пи) х Сн,
где Н - размер НДС;
Ст - таможенная стоимость товара;
Пи - размер ввозной таможенной пошлины;
Сн - ставка НДС.
Формула 11. Используется для исчисления НДС в отношении товаров, не облагаемых
ввозными таможенными пошлинами и акцизами.
Н = Ст х Сн,
где Н - размер НДС;
Ст - таможенная стоимость ввозимого товара;
Сн - ставка НДС.
Формула 12. Используется для исчисления НДС в отношении товаров, не облагаемых
ввозными таможенными пошлинами, но подлежащих обложению акцизами.
Н = (Ст + А) х Сн,
где Н - размер НДС;
Ст - таможенная стоимость товара;
А - размер акциза;
Сн - ставка НДС в процентах.
При исчислении таможенных платежей в иностранной валюте полученные суммы
округляются до второго знака после запятой. Если же расчет ведется в российских
рублях, суммы округляются до целых чисел. Следует отметить, что при уплате
наличными деньгами в кассу таможенного органа таможенного платежа, величина
которого, исчисленная в иностранной валюте, составляет дробную величину меньше
единицы, округление размера платежа производится в большую сторону (п. 5.14)
Временной инструкции "О взимании таможенных платежей").
Статья 118 посвящена плательщикам таможенных платежей. Ими может быть
любое заинтересованное лицо, если иное не предусмотрено ТК. Как правило, таможенные
платежи уплачиваются непосредственно декларантом либо иными лицами в соответствии
с действующим таможенным законодательством.
В случае неуплаты таможенных платежей в установленные сроки и установленном
порядке суммы причитающихся платежей взыскиваются таможенными органами с лиц,
ответственных за их уплату.
Один из важнейших вопросов таможенно-правового регулирования - ответственность
за уплату таможенных платежей. До помещения товаров, ввезенных на российскую
таможенную территорию, на склад временного хранения или под определенный таможенный
режим ответственность за уплату таможенных платежей, как правило, несет перевозчик.
Ответственность за уплату таможенных платежей в отношении товаров, хранящихся
на складе временного хранения, несет владелец такого склада. Если владельцем
склада является таможенный орган, ответственность за уплату таможенных платежей
несет лицо, поместившее товары и транспортные средства на склад, а при отсутствии
такого лица - лицо, являющееся собственником или владельцем товаров и транспортных
средств.
На этапе таможенного оформления ответственность возлагается на декларанта.
При этом, если лицо, перемещающее товары и транспортные средства, не является
декларантом, такое лицо несет солидарную ответственность с декларантом за
уплату таможенных платежей.
Ответственность за уплату сборов за выдачу лицензий таможенными органами
и возобновление действия лицензий, а также сборов за выдачу квалификационного
аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата
несет лицо, которому выдается лицензия или аттестат. Ответственность за уплату
таможенных сборов за хранение товаров несет лицо, поместившее товары на хранение,
а за уплату таможенных сборов за таможенное сопровождение - перевозчик.
Статья 119 касается сроков уплаты таможенных платежей. Таможенная пошлина,
налоги и сбор за таможенное оформление уплачиваются до или одновременно с
принятием таможенной декларации. В том случае, если декларант просрочил с
подачей таможенной декларации (то есть нарушил норму, установленную в ст.
171 ТК), сроки уплаты таможенных платежей будут исчисляться со дня истечения
срока подачи таможенной декларации. При перемещении через российскую таможенную
границу товаров, не предназначенных для коммерческих целей, таможенные платежи
уплачиваются одновременно с принятием таможенной декларации.
Особые правила существуют в отношении сроков уплаты некоторых видов сборов.
Так, таможенные сборы за хранение товаров на таможенном складе уплачиваются
до или при выдаче складского свидетельства. Уплата таможенных сборов за таможенное
сопровождение товаров производится после принятия таможенным органом решения
об осуществлении таможенного сопровождения товаров, но до его фактического
начала. Сборы за выдачу лицензий таможенными органами и возобновление действия
лицензий, сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному
оформлению и возобновление действия аттестата уплачиваются до момента выдачи
либо возобновления лицензии и квалификационного аттестата таможенными органами.
Порядок уплаты таможенных платежей установлен в ст. 120. Таможенные платежи
по общему правилу уплачиваются таможенному органу. В зависимости от конкретной
ситуации получателем таможенных платежей могут быть таможенный орган, производящий
таможенное оформление, владелец таможенного склада, таможенная лаборатория,
научно-исследовательские учреждения и учебные заведения системы ГТК и т.д.
отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, таможенные
платежи уплачиваются государственному предприятию связи, которое затем перечисляет
указанные платежи на счета таможенных органов.
Таможенные платежи могут уплачиваться как в безналичном порядке, так
и наличными деньгами в кассу таможенного органа в пределах сумм, установленных
российским законодательством. При безналичных расчетах в связи с уплатой таможенных
платежей должно неукоснительно соблюдаться действующее банковское законодательство.
Все банковские переводы, поступающие на счета таможенного органа, должны быть
оформлены в виде платежных поручений или других установленных форм платежных
поручений.
Подтверждением факта уплаты таможенных платежей при безналичных расчетах
служат, во-первых, экземпляр платежного документа с отметкой банка об исполнении
и, во-вторых, выписка банка из лицевого счета организации с отражением произведенного
платежа. Эти документы хранятся в архиве таможенного органа вместе с первым
экземпляром ГТД.
На основании письменного обращения плательщика может быть выдано разрешение
на уплату таможенных платежей на счета ГТК. Специального письменного разрешения
ГТК не требуется при переводе таможенных платежей в валюте на валютный счет
ГТК при отсутствии у таможенного органа собственного валютного счета. При
этом следует учитывать, что при перечислении таможенных платежей в иностранной
валюте на валютные счета таможенных органов комиссия за перевод денежных средств
взимается банком за счет плательщика.
При непоступлении таможенных платежей на счет таможенного органа за двухнедельный
срок со дня принятия банком к исполнению платежного поручения таможенный орган
вправе предпринять предусмотренные законом меры к взысканию причитающихся
сумм (см. комментарий к ст. 124).
Если таможенные платежи уплачиваются наличными деньгами в кассу таможенного
органа, копия приходного кассового ордера, подтверждающего произведенный платеж,
передается в архив таможенного органа, где хранится вместе с первым экземпляром
таможенной декларации.
Особый порядок уплаты таможенных платежей предусмотрен для подакцизных
товаров, подлежащих маркировке. Часть таможенных платежей уплачивается при
покупке акцизных марок. При этом неоплаченная сумма таможенных платежей обеспечивается
залогом, гарантией банка или внесением причитающихся сумм на депозит. При
таможенном оформлении уплачивается оставшаяся часть таможенных платежей в
общеустановленном порядке.
Статья 121 регулирует предоставление отсрочки и рассрочки уплаты таможенных
платежей. Прежде всего устанавливается исключительный характер решения об
отсрочке и рассрочке платежей. Такое решение применяется таможенным органом,
производящим таможенное оформление, по письменному заявлению плательщика,
которое предоставляется в таможенный орган одновременно с грузовой таможенной
декларацией.
Отсрочка или рассрочка предоставляется только в отношении таможенных
пошлин и налогов, взимаемых таможенными органами. Что же касается других видов
таможенных платежей (таможенные сборы и др.), то их уплата не может быть отсрочена
или произведена в рассрочку.
Не предоставляется отсрочка и рассрочка уплаты таможенных платежей физическим
лицам. В отношении юридических лиц этого права лишаются лица, предпринимавшие
попытку уклониться от уплаты таможенных платежей.
Срок, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, не может превышать
двух месяцев со дня принятия таможенной декларации, если иное не предусмотрено
российским законодательством.
В случае предоставления рассрочки уплаты таможенных платежей плательщик
совместно с отделом таможенных платежей таможенного органа, предоставившего
рассрочку, составляет график уплаты таможенных платежей (периодические платежи)
их размер при каждом погашении.
За использование отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей взимаются
проценты по ставкам, устанавливаемым Банком России по предоставляемым этим
банком кредитам. ГТК доводит до сведения таможенных органов информацию о ставках
по кредитам, предоставляемым Банком России. Проценты за отсрочку уплачиваются
одновременно с уплатой таможенных платежей, на которые предоставлялась отсрочка.
Проценты за рассрочку уплачиваются одновременно с уплатой периодических платежей.
Плательщик, получивший отсрочку или рассрочку, обязан не позднее последнего
дня предоставленной отсрочки или рассрочки погасить свою задолженность и уплатить
причитающиеся проценты. Датой перечисления денежных средств считается дата
отметки банка на платежном документе о проведении банковской операции. Копия
такого платежного документа с отметкой банка о проведении банковской операции
и надлежащим образом заверенная выписка представляются не позднее трех календарных
дней, следующих за днем истечения отсрочки или рассрочки уплаты таможенных
платежей. Если эти документы в течение трех дней предоставлены не будут, днем
уплаты станет дата фактического поступления денежных средств на счет таможенного
органа, что может повлечь за собой наложение финансовых санкций и взыскание
задолженности в порядке, предусмотренном ст. 124 ТК. В соответствии с Временной
инструкцией "О взимании таможенных платежей" (п. 11.14) задолженностью также
считается непоступление денежных средств по представленному платежному документу
на счет таможенного органа в течение 14 календарных дней с даты отметки банка
о проведении банковской операции.
За время задолженности, возникшей в результате неуплаты или просрочки
уплаты таможенных платежей, таможенными органами взыскивается пеня в размере
0,3 процента суммы недоимки за каждый день просрочки, включая день уплаты
или взыскания в бесспорном порядке. В этом случае сумма недоимки будет включать
как неуплаченные таможенные платежи, так и проценты за предоставленную по
ним отсрочку или рассрочку уплаты.
Размер процентов за предоставленную отсрочку или рассрочку уплаты таможенных
платежей определяется по формулам 13 и 14.
Формула 13
С х О х СТ
Пот = ------------, где
365 х 100
Пот - проценты за предоставление отсрочки уплаты таможенных платежей,
исчисленных в российских рублях;
С - общая сумма таможенных платежей, по уплате которой была предоставлена
отсрочка, пересчитанная в российскую валюту по курсу Банка России, действующему
на день принятия таможенной декларации;
О - фактическое количество дней, на которое предоставлена отсрочка уплаты
таможенных платежей;
СТ - ставка, установленная Банком России по предоставляемым этим банком
рублевым кредитам, на день принятия таможенной декларации;
365 - количество дней в календарном году.
Формула 14
С х Орс х СТ
Прс = -------------- , где
365 х 100
Прс - проценты за предоставление рассрочки уплаты таможенных платежей,
исчисленных в российских рублях;
С - сумма таможенных платежей, по уплате которых была предоставлена рассрочка,
пересчитанная в российские рубли по курсу Банка России, действующему на день
принятия таможенной декларации;
Орс - фактическое количество дней, на которые предоставлена рассрочка
уплаты таможенных платежей;
СТ - ставка, установленная Банком России по предоставляемым этим банком
рублевым кредитам, на день принятия таможенной декларации.
Примечание к формуле 14. При частичной уплате в соответствии с графиком
периодических платежей сумм таможенных платежей, на уплату которых предоставлялась
рассрочка, для расчета процентов за рассрочку уплаты по последующим выплатам
общая сумма таможенных платежей, исчисленная по грузовой таможенной декларации,
уменьшается на сумму погашенной задолженности.
Обеспечение уплаты таможенных платежей (ст. 122). Способы обеспечения
уплаты таможенных платежей представляют собой специальные меры имущественного
характера, стимулирующие надлежащую (то есть в предусмотренные законом сроки
и в определенном законом порядке) уплату таможенных пошлин, НДС, акцизов и
иных таможенных платежей путем установления дополнительных гарантий удовлетворения
требований государства. К числу таких мер относятся залог товаров и транспортных
средств, гарантия третьего лица и внесение на депозит причитающихся сумм.
Заметим, что в отличие от действующего гражданского законодательства, в соответствии
с которым "исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом,
удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком
и другими способами, предусмотренными законом или договором" (п. 1 ст. 329
ГК), перечень способов обеспечения уплаты таможенных платежей, приведенный
в ТК, является исчерпывающим (закрытым).
Залог - один из способов обеспечения уплаты таможенных платежей. По своей
юридической природе залог является гражданско-правовой категорией и определяется
как правоотношение, в силу которого кредитор (залогодержатель) вправе при
неисполнении должником (залогодателем) обеспеченного залогом обязательства
получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно
перед другими кредиторами. Согласно Положению об использовании залога таможенными
органами Российской Федерации, утвержденному приказом ГТК от 22 февраля 1994
года N 71, залог выступает в качестве средства обеспечения уплаты таможенных
платежей в следующих случаях:
а) при предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты указанных платежей;
б) при использовании таможенных режимов транзита, переработки под таможенным
контролем, временного ввоза (вывоза), переработки вне таможенной территории
(при освобождении от таможенных пошлин и возврате налогов - ч. 2 ст. 93 ТК)
и реэкспорта (при неприменении ввозных таможенных пошлин и налогов - ч. 1
ст. 101 ТК), если соблюдение таможенного законодательства не может быть обеспечено
иными мерами.
Отношения залога в таможенной сфере возникают между таможенным органом,
выступающим в роли залогодержателя, и лицом, которому предмет залога принадлежит
на праве собственности или хозяйственного ведения<38>, - залогодателем и оформляются
договором о залоге, заключаемом в письменной форме.
Содержание данного договора составляют сведения о месте его заключения,
залогодателе и залогодержателе, предмете залога (наименование, индивидуальные
признаки, количество и стоимость товаров и транспортных средств, передаваемых
в залог, их местонахождение), правах и обязанностях сторон, сроках исполнения
и последствиях неисполнения обеспеченного залогом обязательства. В договоре
о залоге товаров и транспортных средств, помещенных под таможенные режимы
переработки, указываются также виды товаров и транспортных средств, которыми
может быть заменен предмет залога. Во всех остальных случаях замена предмета
залога оформляется дополнением к основному договору.
В ряде случаев договор о залоге должен быть нотариально удостоверен.
Например, нотариальная форма залога обязательна, если его предметом являются
гражданские воздушные, морские и речные суда, подвижной состав железных дорог.
Залог транспортных средств подлежит государственной регистрации, которую
обеспечивает залогодатель за свой счет. В этом случае договор о залоге считается
заключенным с момента его регистрации. Таможенный орган ведет реестр заключенных
договоров о залоге.
Что касается предмета залога, обеспечивающего уплату таможенных платежей,
то он определяется в ТК в самом общем виде как товары и транспортные средства.
Более развернутая характеристика предмета залога содержится в Положении об
использовании залога таможенными органами, в соответствии с которым товары
и транспортные средства могут служить предметом залога, если их свободная
(рыночная) цена не ниже причитающихся к уплате сумм:
-таможенной пошлины, НДС, акциза, иных налогов, взимание которых возложено
на таможенные органы;
-таможенных сборов за таможенное оформление;
- максимальных сумм таможенных сборов за хранение и/или таможенное сопровождение
товаров (если такое хранение и/или сопровождение имело или имеет место);
- процентов с указанных сумм по ставкам, устанавливаемым Банком России
по предоставляемым этим банком кредитам;
- 15 процентов стоимости товаров и транспортных средств на покрытие возможных
издержек по содержанию предмета залога и расходов по его обращению в собственность
государства в случае неисполнения обязательств перед таможенными органами
и в связи с последующей реализацией.
Таможенные органы не принимают в качестве предмета залога электрическую,
тепловую и иные виды энергии; товары и транспортные средства, запрещенные
к ввозу в РФ и вывозу из РФ; скоропортящиеся товары; товары и транспортные
средства, возможности реализации которых таможенными органами ограниченны,
и некоторые другие виды товаров и транспортных средств.
Принятие в качестве предмета залога гражданских воздушных, морских и
речных судов, подвижного состава железных дорог допускается в исключительных
случаях, когда отсутствуют иные возможности обеспечения выполнения обязательств
перед таможенными органами, и только по согласованию с ГТК.
Перемещаемые через российскую таможенную границу товары и транспортные
средства, подлежащие сертификации или контролю других государственных органов,
могут стать предметом залога при условии наличия сертификата или прохождения
ветеринарного, фитосанитарного, экологического и других видов государственного
контроля.
Заложенные товары и транспортные средства обычно остаются у залогодателя.
Однако при наличии обстоятельств, которые, по мнению должностных лиц таможенного
органа, производящих таможенное оформление, не дают достаточной гарантии уплаты
таможенных платежей, таможенный орган может принять решение об оставлении
предмета залога у себя (закладе). Заклад допускается только в отношении товаров
и транспортных средств, перемещаемых через российскую таможенную границу.
Предмет заклада помещается на склад временного хранения, учредителем которого
является таможенный орган, либо на склад таможенного органа. Он может также
храниться на таможенном складе, учрежденном таможенным органом. При невозможности
помещения на указанные склады заложенное имущество оставляется у залогодателя
под замком, пломбой и печатью таможенного органа. Это называется твердым залогом.
Таможенный орган не осуществляет страхования предмета заклада, не пользуется
им, не извлекает из него доходы и иные имущественные выгоды в интересах залогодателя.
Обязанность страховать заложенные товары и транспортные средства в размере
их полной стоимости на случаи утраты, недостачи или повреждения заложенного
имущества вследствие аварии, действия непреодолимой силы, совершения государственными
органами действий или принятия ими актов, прекращающих хозяйственную деятельность
залогодателя, препятствующих ей или неблагоприятно влияющих на нее (реквизиция,
конфискация предмета залога), а также ликвидации, признания несостоятельным,
либо объявления о своей несостоятельности всегда возлагается на залогодателя
и осуществляется за его счет, независимо от того, остается предмет залога
у залогодателя или передается таможенным органам.
При залоге с оставлением предмета залога у залогодателя последний обязан
принимать меры, необходимые для сохранения предмета залога и не вправе распоряжаться
им без согласия таможенного органа. Кроме того, в этом случае не допускаются
продажа, иное отчуждение, аренда и другие виды передачи во владение или пользование
третьему лицу предмета залога. Единственное исключение из данного правила
- передача во владение или пользование предмета залога, помещенного под таможенные
режимы переработки, когда за залогодателем сохраняется право владения, пользования
и распоряжения заложенным имуществом.
Нарушение залогодателем, у которого остается предмет залога, обязанности
страхования или сохранения заложенных товаров и транспортных средств влечет
за собой появление у таможенных органов права обратить взыскание на предмет
залога до наступления срока исполнения обеспеченного залогом обязательства.
Аналогичное право предоставляется им и вследствие возникновения реальной угрозы
утраты, недостачи или повреждения предмета заклада не по вине таможенного
органа, если последний требует замены предмета заклада, а залогодатель отказывается
выполнить это требование.
Обращение взыскания на предмет залога производится по решению суда, арбитражного,
третейского суда или на основании исполнительной надписи нотариуса.
Только по решению суда взыскание на предмет залога может быть обращено
в случаях, когда:
1) для заключения договора о залоге требовалось согласие или разрешение
другого лица или органа;
2) предметом залога является имущество, имеющее значительную историческую,
художественную или иную культурную ценность для общества;
3) залогодатель отсутствует и установить место его нахождения невозможно
(п. 3 ст. 349 ГК).
Предмет залога, на который обращается взыскание, подлежит реализации
на таможенных аукционах, товарных биржах либо через торговые предприятия и
организации, в том числе создаваемые ГТК. Реализация производится по свободным
(рыночным) ценам (ст. 398 ТК). Если сумма, вырученная от реализации предмета
залога, на который обращается взыскание, превышает размер обеспеченных этим
залогом обязательств перед таможенными органами, разница возвращается залогодателю.
А если наоборот, то недостающая сумма взыскивается с декларанта или иного
лица, ответственного за уплату таможенных платежей (ст. 399 ТК).
Формы типовых договоров о залоге содержатся в приложении N 2 к Положению
об использовании залога таможенными органами Российской Федерации.
Под гарантией третьего лица законодатель понимает гарантию банка и иного
кредитного учреждения.
Определение банковской гарантии содержится в гражданском законодательстве.
Статья 368 ГК предусматривает, что "в силу банковской гарантии банк, иное
кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого
лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару)
в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму
по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате".
Применительно к комментируемой статье ТК принципалом является плательщик
таможенных платежей, бенефициаром - таможенный орган. Круг гарантов ограничивается
банками и иными кредитными учреждениями.
ГТК ведет реестр гарантов в соответствии с Правилами ведения реестра
банков и иных кредитных учреждений, которые могут выступать в качестве гаранта
перед таможенными органами, утвержденными приказом ГТК от 19 сентября 1995
г. N 580.
Реестр банков периодически (не реже одного раза в шесть месяцев) публикуется
в печати. В соответствии с п. 5 приказа ГТК от 19 сентября 1995 года N 580
таможенные органы с 1 января 1996 года принимают банковские гарантии только
от банков и иных кредитных учреждений, включенных ГТК в реестр банков.
Порядок включения банка и иного кредитного учреждения в реестр банков.
Вопрос о включении банка и иного кредитного учреждения в реестр банков рассматривается
ГТК на основании заявления. В случае если банк и иное кредитное учреждение,
подающие заявление на включение в реестр банков, имеют филиалы и желают, чтобы
гарантии от филиалов принимались таможенными органами, то в заявлении должны
быть перечислены данные филиалы с указанием адресов, финансовых реквизитов,
фамилий и инициалов руководителей и главных бухгалтеров.
Одновременно с подачей заявления в ГТК представляются следующие документы:
а) копии учредительных документов банка (иного кредитного учреждения);
б) баланс банка (иного кредитного учреждения) за последний отчетный год
и на последнюю отчетную дату, заверенный печатью и подписями руководителя
и главного бухгалтера (баланс за последний отчетный год должен быть также
заверен аудитором);
в) копия генеральной лицензии Банка России на осуществление банковских
операций в иностранной валюте;
г) нотариально заверенные образцы подписей лиц, имеющих право подписи
на банковских гарантиях и оттиск печати банка (иного кредитного учреждения);
д) копия заключения последней аудиторской проверки;
е) справка о выполнении экономических нормативов деятельности коммерческого
банка (иного кредитного учреждения) за последний отчетный год и на последнюю
отчетную дату;
ж) оборотная ведомость за последний отчетный год и на последнюю отчетную
дату, заверенная печатью и подписями руководителя и главного бухгалтера.
Заявления о включении в реестр банков рассматриваются в ГТК в течение
30 календарных дней со дня подачи. При необходимости ГТК может запросить у
государственных органов, банков, иных организаций дополнительные документы
в подтверждение представленных сведений. В этом случае срок рассмотрения заявления
исчисляется с даты поступления таких документов, однако общий срок рассмотрения
заявления не должен превышать двух месяцев.
Решение о включении банка и иного кредитного учреждения в реестр банков
принимается исходя из следующих критериев:
1. Банк и иное кредитное учреждение должны иметь генеральную лицензию
на проведение банковских операций в иностранной валюте, выданную Банком России.
2. Банк (иное кредитное учреждение) не имеет задолженности перед таможенными
органами.
3. Оплаченный уставный капитал составляет не менее минимального размера
уставного капитала, установленного Банком России для коммерческих банков.
4. За последний отчетный год и на последнюю отчетную дату банком и иным
кредитным учреждением выполняются экономические нормативы деятельности коммерческих
банков.
5. Финансово-экономическое состояние банка достаточно надежно для наделения
правом представлять банковские гарантии таможенным органам.
По результатам рассмотрения представленных документов и на основании
соответствия показателей работы банка указанным критериям ГТК проводит анализ
надежности и финансово-экономического состояния банка и иного кредитного учреждения,
на основе которого принимается решение о возможности включения их в реестр
банков.
ГТК отказывает во включении в реестр, если заявленные сведения являются
неполными или недостоверными, заявитель не отвечает перечисленным требованиям,
а также в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Повторное заявление о включении в реестр банков может быть рассмотрено
ГТК по истечении шести месяцев со дня принятия решения об отказе при условии
ликвидации причин, послуживших основанием для отказа.
За включение банка и иного кредитного учреждения в реестр взимается сбор,
равный 500-кратному установленному законом размеру минимальной месячной оплаты
труда. Указанный сбор может уплачиваться по желанию плательщика либо в российских
рублях, либо в иностранных валютах, курсы которых котируются Банком России.
Пересчет иностранной валюты производится по курсу Банка России на дату уплаты.
Включение в реестр осуществляется с первого числа месяца, следующего
за месяцем, в котором произведена уплата сбора. ГТК выдает банку разрешение
на право гарантировать уплату таможенных платежей. При этом он также устанавливает
максимально допустимую сумму одного гарантийного обязательства, свыше которой
гарантийные обязательства данного банка или иного кредитного учреждения принимаются
таможенными органами только при наличии письменного разрешения ГТК.
Максимально допустимая сумма одного гарантийного обязательства является
эквивалентной:
а) 5 млн. долларов США - если оплаченный уставный капитал банка (иного
кредитного учреждения) составляет более 6-кратного минимального размера уставного
капитала для коммерческих банков, установленного Банком России;
б) 1 млн. долларов США - если оплаченный уставный капитал составляет
менее 6-кратного и более 3-кратного минимального размера, установленного Банком
России;
в) 200 тыс. долларов США - если оплаченный уставный капитал составляет
менее 3-кратного минимального размера, установленного Банком России.
ГТК устанавливает также максимально допустимую сумму совокупности всех
банковских гарантий, одновременно выданных банком и иным кредитным учреждением
(в том числе его филиалами), то есть гарантий, срок исполнения которых на
данный момент не истек. Эта сумма эквивалентна:
а) 25 млн. долларов США - если оплаченный уставный капитал банка (иного
кредитного учреждения) составляет более 6-кратного минимального размера уставного
капитала для коммерческих банков, установленного Банком России;
б) 5 млн. долларов США - если оплаченный уставный капитал составляет
менее 6-кратного и более 3-кратного минимального размера, установленного Банком
России;
в) 1 млн. долларов США - если оплаченный уставный капитал составляет
менее 3-кратного минимального размера, установленного Банком России.
Право быть включенными в реестр предоставляется банку (иному кредитному
учреждению) сроком на три года.
Обязанности банков и иных кредитных учреждений, включенных в реестр банков.
На банк и иное кредитное учреждение, включенные в реестр банков, возлагаются
следующие обязанности:
-в случае неуплаты необходимых денежных средств либо невыполнения требований
таможенного законодательства лицом, надлежащее исполнение обязательств которым
перед таможенными органами обеспечивает банковская гарантия, банк (иное кредитное
учреждение) обязан уплатить необходимую сумму за счет собственных средств
в течение 10 дней с даты получения соответствующего требования таможенных
органов;
-выдавать банковские гарантии одновременно на общую сумму, не превышающую
максимально допустимую сумму совокупности всех банковских гарантий, установленную
ГТК;
-незамедлительно представлять в ГТК информацию об изменении реквизитов
банка и иного кредитного учреждения, а также об отзыве лицензии Банка России;
-ежеквартально в срок до первого числа второго месяца следующего квартала
представлять в ГТК квартальный баланс банка (иного кредитного учреждения),
оборотную ведомость за квартал, справку о выполнении экономических нормативов
деятельности коммерческого банка и иного кредитного учреждения;
-ежегодно в срок до 1 мая представлять в ГТК годовой баланс банка (иного
кредитного учреждения), заверенный аудиторской фирмой или аудитором;
-содействовать уплате клиентами всех видов таможенных платежей в срок;
-в случае нарушения обязательств по своей гарантии банк и иное кредитное
учреждение обязаны заплатить пеню за каждый день просрочки в размере, установленном
российским законодательством для задолженности по уплате таможенных платежей;
-своевременно исполнять решения таможенных органов России о бесспорном
взыскании таможенных платежей и о приостановлении операций по счетам плательщика.
Решение об исключении банка (иного кредитного учреждения) из реестра
банков принимается ГТК в следующих случаях:
а) при ликвидации, реорганизации банка и иного кредитного учреждения,
а также в случае отзыва Банком России генеральной лицензии на проведение валютных
операций;
б) при невыполнении вышеперечисленных обязательств;
в) при несоответствии финансово-экономического состояния и показателей
работы банка (иного кредитного учреждения) предъявляемым требованиям;
г) по истечении срока, на который банк и иное кредитное учреждение были
включены в реестр, и при непредставлении документов для повторного включения.
Исключение не прекращает действия банковских гарантий, принятых таможенными
органами, и не освобождает банк (иное кредитное учреждение) от ответственности
по исполнению им обязательств, предусмотренных этими гарантиями.
Банк или иное кредитное учреждение, исключенные из реестра за несоблюдение
условий банковских гарантий и невыполнение вышеназванных обязанностей, могут
быть повторно включены в него через один год при условии устранения причин,
послуживших основанием для исключения.
Часто банковская гарантия используется для обеспечения уплаты таможенных
платежей в отношении подакцизных товаров, доставляемых во внутренний таможенный
орган автомобильным транспортом или перемещаемых данным видом транспорта по
территории России в соответствии с таможенным режимом транзита, а также при
помещении подакцизных товаров под таможенный режим реэкспорта. Во всех перечисленных
случаях порядок применения банковской гарантии регламентируется приказом ГТК
от 21 апреля 1994 года N 153 "О применении гарантийных обязательств банков
и иных кредитных учреждений в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей
в отношении подакцизных товаров". Этот нормативный акт содержит положения,
посвященные размеру гарантийных обязательств, месту и времени их предъявления.
В нем, в частности, устанавливается, что гарантия кредитного учреждения, являющаяся
обеспечительным средством в отношении доставляемых товаров, подается одновременно
с временной декларацией во внутренний таможенный орган, в регионе деятельности
которого находится получатель товара либо его структурное подразделение и
производится таможенное оформление.
При перемещении товаров в соответствии с таможенным режимом транзита
гарантийное обязательство подается в таможенный орган отправления одновременно
с фактическим предъявлением товара этому таможенному органу, а при помещении
объекта обеспечения под таможенный режим реэкспорта гарантия предъявляется
органу, производящему таможенное оформление, одновременно с подачей грузовой
таможенной декларации.
Сумма гарантийного обязательства не может быть меньше суммы необходимого
обеспечения. Денежные средства, получаемые таможенными органами в результате
выполнения гарантийных обязательств, перечисляются на счета ГТК .
При недоставке (невывозе при реэкспорте) в установленные сроки товаров,
доставка (реэкспорт) которых была обеспечена банковской гарантией, гарант
должен уплатить бенефициару сумму, на которую выдана гарантия. В противном
случае таможенный орган, принявший данное гарантийное обязательство, производит
бесспорное списание причитающихся по нему денежных сумм, а также взыскивает
штрафы и пени за каждый день просрочки уплаты, начиная с даты истечения срока
доставки товаров и включая день выставления инкассового поручения на бесспорное
списание.
Согласно указанию ГТК от 7 июня 1994 года N 01-12/501 "Об обеспечении
уплаты таможенных платежей при транзите товаров между таможенными органами,
находящимися в Калининградской области, и таможенными органами, находящимися
в других регионах Российской Федерации, через территорию иностранных государств"
допускается применение банковской гарантии в качестве обеспечения уплаты вывозной
таможенной пошлины при помещении российских товаров под таможенный режим транзита.
Внесение причитающихся сумм на депозит таможенного органа осуществляется
в соответствии с нормами ТК и принятыми в их развитие подзаконными актами.
Так, приказом ГТК от 22 декабря 1993 года N 549 были утверждены Временные
правила обеспечения уплаты таможенных платежей в виде внесения причитающихся
сумм на депозит таможенного органа, применяемые к подакцизным товарам, доставляемым
во внутренний таможенный орган автомобильным транспортом, в том числе в случае
их перевалки с железнодорожного, морского, речного и воздушного транспорта
на автомобильный, а также перемещаемым автомобильным транспортом по территории
России в соответствии с таможенным режимом транзита.
Денежные средства, предназначенные для обеспечения уплаты таможенных
платежей в отношении товаров, ввозимых на российскую таможенную территорию,
вносятся на депозит внутреннего таможенного органа не позднее десяти календарных
дней до предполагаемого дня фактического пересечения товарами российской таможенной
границы. Что касается транзитных товаров, то обеспечительные суммы должны
поступить на депозит таможенного органа отправления до момента фактического
пересечения этими товарами российской таможенной границы.
Если у таможенного органа имеется валютный счет, то по выбору плательщика
денежные средства, необходимые для обеспечения уплаты таможенных платежей,
могут уплачиваться в российских рублях или иностранной валюте, курс которой
котируется Банком России.