Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru
Главная  /  Полезное /  Письма Минфина РФ и ФНС РФ /  Налог на прибыль организаций /  Письмо Минфина России от 03.11.2010 № 03−03−06/1/688

Письмо Минфина России от 03.11.2010 № 03−03−06/1/688

Вопрос:
ЗАО осуществляет торговлю товарами по почте. В этих целях оно изготавливает каталоги с информацией о реализуемых товарах, которые рассылаются путем адресной (по клиентской базе) и безадресной (через почтового агента) рассылки.

Расходы по изготовлению каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, относятся ЗАО к расходам на рекламу, учитываемым при налогообложении прибыли на основании п. 4 ст. 264 НК РФ, независимо от способа распространения каталогов.

ЗАО считает, что оно действует в указанных обстоятельствах правомерно, имея в виду следующие обстоятельства.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38−ФЗ «О рекламе» рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Целью как адресной, так и безадресной рассылки каталогов является доведение до потребителя информации о товарах, формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования, продвижение его на рынке, что в соответствии с определением рекламы, данным в ст. 3 Федерального закона «О рекламе», составляет признаки рекламы. При этом в каталогах, распространяемых посредством адресной рассылки, содержится тот же объем информации о товарах, что и в каталогах, распространяемых посредством безадресной рассылки. В конце каждого каталога (распространяемого как посредством адресной, так и посредством безадресной рассылки) содержится бланк заказа, воспользоваться которым может любое лицо, а не только получатель каталога. В каталогах, распространяемых путем адресной рассылки, помимо бланка заказа, для получателя каталога содержится также «бланк заказа для друга». Эти обстоятельства подтверждают, что рекламодатель готов заключить договор с любым лицом, откликнувшимся на рекламу, а не только с тем, кому был выслан каталог. Таким образом, информация о товарах, содержащаяся каталогах, и в случаях адресной рассылки адресована неопределенному кругу лиц, что также составляет признак рекламы.

Сами по себе рассылаемые каталоги соответствуют понятию рекламы, поскольку предназначены для доведения информации о реализуемых налогоплательщиком товарах до неопределенного круга лиц. Тот факт, что каталоги распространяются посредством адресной рассылки с использованием адреса конкретного получателя, содержащегося в клиентской базе, не меняет принципиальным образом сути самих каталогов как рекламных материалов.

Обоснованно ли отнесение в целях налога на прибыль расходов по изготовлению каталогов с информацией о реализуемых товарах на расходы организации на рекламу в соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ независимо от способа распространения каталогов?

Ответ:
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения налогом на прибыль операций по изготовлению и распространению каталогов, содержащих информацию о реализуемых организацией товарах, и сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).

При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

На основании пп. 28 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 Кодекса.

В п. 4 ст. 264 Кодекса указано, что к расходам организации на рекламу в целях налогообложения прибыли организации относятся, в частности, расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации.

Согласно положениям п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38−ФЗ «О рекламе» (далее — Закон N 38−ФЗ) рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Как следует из письма, организация осуществляет торговлю товарами по почте. В этих целях она изготавливает каталоги с информацией о реализуемых товарах, которые рассылаются путем адресной (по клиентской базе) и безадресной (через почтового агента) рассылки.

Учитывая изложенное, в случае распространения каталогов путем безадресной рассылки расходы на изготовление данных каталогов могут быть приняты в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль как рекламные расходы, поскольку способ их распространения отвечает условиям, установленным Законом N 38−ФЗ.

Что же касается расходов на изготовление и распространение каталогов, распространяемых путем адресной рассылки, сообщаем, что согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 04.06.2007 N 320−О-П нормы, содержащиеся в абз. 2 и 3 п. 1 ст. 252 Кодекса, не допускают их произвольного толкования, поскольку требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли, причем бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы.

Заместитель директора
Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
С.В. Разгулин

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017