Наш телефон +7-905-5555-200
Статья 14.6. Нарушение порядка ценообразования
(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ)
1. Завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), -
(в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
2. Занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
3. Ответственность за нарушение настоящей статьи предприятиями розничной торговли или индивидуальными предпринимателями не может быть возложена на производителя или поставщика табачных изделий.
Комментарии к ст. 14.6
1. См. п. 2 комментария к ст. 14.4.
Государственная ценовая политика представляет собой один из основных методов ограничения правомочий субъектов частного права - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не наделенных правомочиями юридических лиц. Указанные субъекты в этом случае не вправе завышать или занижать предельный уровень цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), установленных органами исполнительной власти, но, поскольку государство воздействует на их права в сфере коммерческой деятельности, процедура ценообразования должна быть определена только в форме федерального закона (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).
В качестве базисного правового предписания, регламентирующего государственную ценовую политику, можно рассматривать ч. 1 ст. 424 ГК, согласно которой в предусмотренном федеральным законом случае при заключении договора применяются цены (тарифы, расценки, ставки), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (практически всегда это органы исполнительной власти).
2. Особые условия ценообразования определены в случае исполнения обязательств, предусмотренных публичным договором; согласно п. 2 ст. 426 ГК цена товаров, работ, услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда федеральными законами, постановлениями Правительства РФ и указами Президента РФ допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, Правительство РФ может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров; по смыслу п. 4 ст. 426 ГК указанные обязательные правила могут затрагивать и сферу ценообразования.
3. ГК РФ (ст. 424) отождествляет категории "цена" и "тариф", однако фактически некоторые правовые различия все же существуют. Система тарификации носит отраслевую специфику: в сфере энергетики, например, под тарифами понимается система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую и тепловую энергию.
Государственному регулированию цен (тарифов) присущи следующие особенности:
1) главенствующее значение в осуществлении государственной политики в сфере ценообразования имеет федеральное Правительство, которое располагает всеми полномочиями для разработки и осуществления мер по проведению единой политики цен (ст. 15 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации");
2) Правительство РФ своими постановлениями делегирует осуществление полномочий в сфере ценообразования, предоставленных ему указанным выше Федеральным конституционным законом, другим федеральным органам исполнительной власти, среди них Министерству экономического развития и торговли РФ, Министерству финансов РФ, Министерству сельского хозяйства РФ, Министерству РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Государственному комитету РФ по статистике и многим другим федеральным министерствам и ведомствам.
4. Перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, в соответствии с которым государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации, а также Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которому органам исполнительной власти субъектов Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, были утверждены Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 (в ред. Постановления Правительства РФ от 20 августа 2001 г. N 593).
Государственное регулирование цен (тарифов), осуществляемое путем установления фиксированных цен, предельных цен, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен на все виды продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, может производиться только по продукции, товарам и услугам, определенным указанными перечнями.
Основные принципы государственного регулирования цен на газ и тарифов по транспортировке газа определены ст. 21 - 25 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации". Оптовые цены на газ, реализуемый потребителям РФ (кроме населения), вводимые в действие с 15 февраля 2002 г.; оптовые цены на газ, предназначенный для последующей реализации населению, вводимые в действие с 15 февраля 2002 г., утверждены Постановлением ФЭК России от 30 января 2002 г. N 6/6.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 38-ФЗ) государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) (далее также - тарифы) осуществляется на основе принципов, изложенных в указанном Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее чем год.
В случае превышения размера установленных органами исполнительной власти субъектов Федерации цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению, на услуги субъектов естественных монополий, превышающего установленные Правительством РФ предельные уровни, дополнительные расходы потребителей, финансируемых из бюджетов соответствующих уровней, и расходы, связанные с выплатой дополнительных субсидий населению, несут консолидированные бюджеты субъектов Федерации.
При регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию органами государственного регулирования учитываются затраты энергоснабжающих организаций, в том числе расходы на обеспечение оборотных средств, исходя из порядка расчетов за электрическую и тепловую энергию.
Государственное регулирование тарифов может проводиться отдельно в отношении электрической энергии, поставляемой населению в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления.
При установлении для отдельных потребителей льготных тарифов на электрическую и тепловую энергию, регулирование которых осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, повышение тарифов на электрическую и тепловую энергию для других потребителей не допускается.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" признается утратившим силу со дня вступления в силу в полном объеме Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики). О порядке вступления в силу см. ст. 47 Федерального закона "Об электроэнергетике".
В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию в течение переходного периода реформирования электроэнергетики осуществляется в соответствии с законодательством о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию, указанным Федеральным законом, законодательством о естественных монополиях, иными федеральными законами.
В переходный период реформирования электроэнергетики в целях государственного регулирования уровня цен (тарифов) на электрическую энергию Правительство РФ одновременно с разработкой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждает на год предельные уровни цен (тарифов) на электрическую энергию для потребителей с выделением цен (тарифов) для населения. Указанные предельные уровни цен (тарифов) могут быть установлены Правительством РФ с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей.
В течение переходного периода реформирования электроэнергетики нормы Федерального закона "Об электроэнергетике" применяются к отношениям по государственному регулированию цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию в той части, в которой они не урегулированы законодательством о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию.
В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" устанавливаются регулируемые государством тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте. Согласно ст. 8 данного Федерального закона тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами РФ.
Указанные тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.
Тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами РФ.
Тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, не регулируемые государством, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.
Потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате государственного регулирования тарифов, сборов и платы на железнодорожном транспорте общего пользования, а также установления касающихся провозной платы льгот и преимуществ на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъектов Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств соответствующих бюджетов.
Порядок компенсации потерь в доходах устанавливается Правительством РФ.
Тарифы на перевозки в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта устанавливаются в соответствии с международными договорами РФ.
Порядок введения в действие и применения таких тарифов определяется Правительством РФ.
Сведения об изменениях, вносимых в регулируемые тарифы, сборы и плату на железнодорожном транспорте общего пользования, связанные с перевозкой грузов, публикуются МПС России в печатном издании указанного органа не позднее чем за 10 дней до введения в действие таких изменений; об изменениях, вносимых в регулируемые тарифы, сборы и плату на железнодорожном транспорте общего пользования, связанные с перевозкой пассажиров, багажа и грузобагажа, - не позднее чем за пять дней до их введения в действие.
Основы государственного регулирования тарифов на перевозки грузов по территории Российской Федерации, осуществляемые субъектами естественной монополии на федеральном железнодорожном транспорте, определены Положением об основах государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 194. Согласно п. 5 - 8 Положения тарифы на грузовые железнодорожные перевозки устанавливаются в соответствии с законодательством РФ и включают в себя в том числе плату за пользование инфраструктурой железных дорог, подвижным составом федерального железнодорожного транспорта. Правила предоставления исключительных (учитывающих особые условия перевозок) тарифов на грузовые железнодорожные перевозки утверждаются Правительством РФ.
Предоставление исключительных (учитывающих особые условия перевозок) тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в случаях, не предусмотренных указанными правилами, а также в индивидуальном порядке не допускается.
МАП России по согласованию с МПС России, Минэкономразвития и Минфином России утверждает обязательные для исполнения всеми субъектами естественной монополии на железнодорожном транспорте нормативно-методические документы по вопросам государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки.
В соответствии с п. 12 рассматриваемого Положения государственное регулирование тарифов на грузовые железнодорожные перевозки осуществляют в пределах своей компетенции МАП России и МПС России на основании решений Комиссии Правительства РФ по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте путем:
- утверждения и введения в действие тарифов или их предельного уровня;
- контроля за правильностью применения утвержденных в установленном порядке тарифов или их предельного уровня.
Согласно п. 2, 3 Основных положений государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной электрической и почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 715, государственному регулированию подлежат тарифы на услуги связи, предоставляемые операторами связи, включенными в установленном порядке в реестр субъектов естественных монополий в области связи.
Государственное регулирование тарифов на услуги связи осуществляется МАП России.
Указанным Постановлением Правительства РФ утвержден Перечень услуг связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет МАП России.
5. Согласно письму ГТК России от 17 мая 2002 г. N 01-06/19136 государственное регулирование цен и тарифов осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации на основании правовых актов Президента РФ.
К основным правовым актам в этой области относятся следующие:
- Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)";
- Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".
Данными актами определены:
- перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти;
- перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ.
Отдельными постановлениями Правительства РФ регулируются цены на следующие виды товаров:
- лекарственные средства (Постановление Правительства РФ от 9 ноября 2001 г. N 782 "О государственном регулировании цен на лекарственные средства");
- газ (Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2000 г. N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации");
- этиловый спирт из пищевого сырья, производимый на территории РФ (Постановление Правительства РФ от 16 июня 2001 г. N 467 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта из пищевого сырья");
- водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью выше 28%, производимую на территории РФ или ввозимую на таможенную территорию РФ (Постановление Правительства РФ от 8 февраля 1996 г. N 131 "О мерах по обеспечению устойчивой работы ликероводочной отрасли промышленности" в ред. Постановления Правительства РФ от 31 июля 1996 г. N 915);
- алмазное сырье и драгоценные камни (Постановление Правительства РФ от 30 апреля 1992 г. N 279 "О расчетных и отпускных ценах на драгоценные металлы, алмазы и драгоценные камни" в ред. Постановления Правительства РФ от 30 июня 1997 г. N 773);
- протезно-ортопедические изделия (Постановление Правительства РФ от 10 июля 1995 г. N 694 "О реализации протезно-ортопедических изделий").
Согласно Постановлению Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. N 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства" (в ред. Постановления Правительства РФ от 6 февраля 2001 г. N 88) оптовые цены на нефтяной (попутный) газ, реализуемый газоперерабатывающим заводам для дальнейшей переработки, и сжиженный газ для бытовых нужд утверждаются Минэкономразвития России по согласованию с Минфином России и Минэнерго России.
Пунктом 1 указанного Постановления Правительства РФ Минэкономразвития России предоставлено право издавать нормативно-методические документы по вопросам регулирования указанных цен.
6. Согласно Основным положениям формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2000 г. N 1021, к регулируемым видам деятельности относятся виды деятельности, при выполнении которых расчеты за поставляемую продукцию (оказываемые услуги) осуществляются исходя из цен и тарифов, регулируемых государством.
В соответствии с Основными положениями государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат:
а) оптовые цены на газ;
б) тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам на территории Российской Федерации;
в) тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых организаций;
г) тарифы на услуги по транспортировке газа по газопроводам независимых газотранспортных организаций;
д) тарифы на услуги по транспортировке газа по сетям газораспределительных организаций;
е) размер платы за снабженческо-сбытовые услуги газораспределительных организаций;
ж) розничные цены на природный газ, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам.
Государственное регулирование оптовых цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по магистральным газопроводам для независимых организаций осуществляется до перехода к государственному регулированию единых для всех поставщиков газа тарифов на услуги по его транспортировке по магистральным газопроводам на территории Российской Федерации.
7. Согласно п. 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" к органам государственного регулирования тарифов отнесены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - региональные энергетические комиссии.
Согласно ст. 5 указанного Закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют вопросы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую всеми энергоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, кроме организаций, находящихся в муниципальной собственности, для которых тарифы устанавливаются органами местного самоуправления.
8. Рассматриваемое правонарушение квалифицируется в момент нарушения гражданином, должностным лицом, юридическим лицом порядка ценообразования.
В случае нарушения установленного порядка ценообразования лицензиатом к последнему, независимо от применения мер административной ответственности, предусмотренных данной статьей, могут быть применены санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования (см. также п. 6 комментария к ст. 14.1).
9. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются:
- должностными лицами, указанными в п. 9 комментария к ст. 14.3;
- должностными лицами Госторгинспекции, указанными в ч. 2 ст. 23.49 КоАП (см. комментарий к названной статье, а также к ст. 23.48 КоАП);
- должностными лицами федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, осуществляющих государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования, указанными в ч. 2 ст. 23.51 КоАП (см. комментарий к названной статье).