Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru

Наш телефон +7-905-5555-200

 

С объективной стороны преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта могут совершаться как путем действия (например, приведение Б негодность транспортных средств или путей сообщения (ст.257 УК), так и путем бездействия (напри-

См.: Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 35, ст.350 См.: Российская газета, 26 декабря 1995 г

309

мер, неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст.270 УК). Особенностью преступлений, посягающих на безопасность использования транспортных средств является то, что диспозиции норм уголовного закона, определяющие их признаки, являются бланкетными. Поэтому для установления наличия состава конкретного преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта всякий раз необходимо обращаться к законам и другим нормативным актам, регламентирующим правила безопасности движения и эксплуатации морского, речного, воздушного, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта.

Составы большинства преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта сконструированы как материальные. Условием уголовной ответственности в этих случаях является наступление указанных в законе общественно опасных последствий в виде причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека (статьи 263, 264, 265, 266, 26Т, 268, 289 УК) или крупного ущерба (статьи 263, 264, 265, 266, 267, 269 УК). Причинение при нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспорта легкого вреда здоровью человека, а также ущерба, не являющегося крупным, влечет не уголовную, а административную либо дисциплинарную ответственность.

При совершении некоторых преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта предусмотрена повышенная ответственность за причинение таких последствий, как смерть человека или гибель двух и более лиц (статьи 263, 264 УК и др.). Усиление ответственности за подобного рода деяния обусловлено тяжестью последствий и их распространенностью. Так, только в авариях на дорогах в РФ в 1995 г. погибло 32,8 тыс. человек. Составы двух преступлений — неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 2 70 У К) и нарушение правил международных полетов (ст.271 УК) сконструированы как формальные.

С субъективной стороны все преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта, кроме двух (указанных в статьях 270 и 271 УК), являются неосторожными, о чем свидетельствует содержащееся указание в самом законе на неосторожное причинение вредных последствий.

Субъектом преступлений против безопасности движения з эксплуатации транспорта является лицо, достигшее 16-летнего возраста. Субъектом отдельных преступлений может быть лицо, наделенное специальными признаками, например, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. 263 УК), управляющее транспортным средством (ст.264 УК).

Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта представляют собой предусмотренные уголовным зако-

310

(вом общественно опасные деяния, посягающие на общественные отношения по поводу обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, сохранности материальных ценностей в процессе движения и эксплуатации морского, речного, воздушного, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта.

С учетом появления в УК РФ самостоятельной главы об ответственности за транспортные преступления в учебной литературе предложена классификация преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, включающая две их группы: 1) преступления, связанные с использованием транспортных средств; 2) иные преступления в сфере функционирования транспорта.*

Фактически речь в приведенной классификации идет о преступлениях, одни из которых непосредственно связаны с нарушением правил движения и эксплуатации транспортных средств, а другие — не связаны. В этой связи все преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта можно подразделить на две группы: 1) преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (к ним относятся общественно опасные деяния, предусмотренные статьями 263, 264, 265, 266, 271 УК); 2) преступления, непосредственно не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (в эту группу входят общественно опасные деяния, предусмотренные статьями 267, 268, 269 и 270 УК).

непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст.263 УК).

Объект преступления — общественные отношения по поводу обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорож-.ного, воздушного или водного транспорта.

Объективная сторона преступления включает в себя: а) нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта; б) наступление вредных последствий — причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба; в) причинную связь между нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и наступившими вредными последствиями.

См.: Новое уголовное право России. Особенная часть. М., 1996, с. 262.

311

К железнодорожному, воздушному, морскому и речному транспорту относятся: подвижной железнодорожный состав {электровозы, локомотивы и др.); морские или речные суда, в том числе и маломерные (катера, моторные лодки); самолеты к вертолеты.

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации может быть совершено как путем действия, так и путем бездействия.

Нарушения правил безопасности движения могут, в частности, выражаться в проезде поезда на запрещающий сигнал светофора; превышение скорости движения железнодорожного состава на опасных участках пути; несоблюдение пилотом самолета маршрута полета; неправильное маневрирование капитаном морского или речного судна при прохождении проливов, при встрече с другими судами и т.п.

Нарушение правил эксплуатации предполагает использование транспортного судна не по назначению; выпуск локомотива на линию с неисправными тормозами; непринятие мер к обеспечению безопасности пассажиров при посадке и т.п. Обязательным признаком объективной стороны преступления являются общественно опасные последствия в виде причинения тяжкого или средней тяжести вреда хотя бы одному человеку либо крупного ущерба.

Крупный ущерб, наступающий в результате нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, морского, речного или воздушного транспорта, включает в себя гибель ценного груза; большой непроизводительный простой вагонов и судов; серьезное нарушение расписания движения поездов и судов; аварии, повлекшие разрушение или повреждение поездов или судов и т.п.

Состав преступления материальный. Для признания его оконченным необходимо наступление указанных вредных последствий.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной. Лицо, нарушая правила безопасности движения и эксплуатации, предвидит возможность причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного ущерба, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение этих последствий либо не предвидит возможность их наступления, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть,

Субъектом преступления является лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, морского, речного или воздушного транспорта. Им может быть любой работник железнодорожного, морского, речного или воздушного транспорта (машинист локомотива, капитан судна, диспетчер или иное лицо, отвечающее за обеспечение правил безопасности эксплуатации подвижного железнодорожного состава и т.п.).

312

В ч.2 ст.263 УК установлена ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, а в ч.З ст.263 УК — смерть двух или более лиц.

Нарушение правил дорожного движения к эксплуатации транспортных средств (ст.264 УК).

Объект преступления — общественные отношения по поводу обеспечения безопасности движения •& эксплуатации средств автомобильного транспорта.

Объективная сторона преступления предполагает, прежде всего, нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим автомобилем, трамваем, либо другим механическим транспортным средством.

К транспортным средствам закон относит автомобиль, трамвай и другие механические транспортные средства. Согласно примечанию к ст.264 УК под другими механическими транспортными средствами понимаются троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства. Иными самоходными машинами признаются Любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (экскаваторы, грейдеры, бульдозеры, автокраны, скреперы, автопогрузчики, комбайны и т.п.). Все эти самоходные машины рассматриваются как транспортные средства только во время их движения по улицам и дорогам. В случаях же нарушения правил эксплуатации таких машин при непосредственном выполнении ими производственных работ (посевных, строительных, дорожных, погрузке или разгрузке транспорта) ответственность по ст.264 УК исключается. Причинение вреда жизни, здоровью или собственности квалифицируется по другим статьям УК.

Правила дорожного движения и эксплуатации указанного транспорта содержатся в различных нормативных и ведомственных актах (например, Правилах дорожного движения Российской Федерации, Правилах технической эксплуатации я содержания подвижного состава автомобильного транспорта).

Нарушение правил выражается в невыполнении или ненадлежащем их выполнении посредством действия — «чистого» или смешанного бездействия лица, управляющего транспортным средством. По своему характеру такие нарушения могут быть самыми разнообразными: превышение установленной скорости движения, неправильный обгон других транспортных средств/ проезд перекрестка при запрещающем сигнале, невыполнение требований дорожных знаков и другое. В целях установления факта нарушения и его правильной оценки необходимо проведение автотехнической экспертизы.

Другим обязательным признаком объективной стороны преступления является преступное последствие — причинение тяжко-

313

го или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного ущерба.

Крупный ущерб относится к числу оценочных признаков, устанавливаемый всякий раз с учетом стоимости уничтоженного или поврежденного транспортного средства или другого имущества ц других обстоятельств дела.

Непременное условие ответственности по ст.264 УЕ — причин-пая связь между указанными з законе нарушениями правил и наступившими общественно опасными последствиями. При этом надо иметь в виду, что далеко не каждое предшествовавшее наступлению преступного результата нарушение правил является причиной наступившего последствия. Такой внешней последовательности в развитии событий мало для констатации причинной связи между ними. Если, например, главкой причиной наступившего тяжкого последствия было грубое нарушение правил предосторожности самим потерпевшим, ответственность лица, управляющего транспортным средством, исключается, даже если он и нарушил какие-то правила дорожного движения или эксплуатации транспорта.

При наличии трек указанных признаков объективной стороны рассматриваемого преступления не имеет решающего значения место нарушения правил, вызвавшего предусмотренные в законе последствия. Нарушение может быть допущено на улице города илз села, на железнодорожном переезде ЕЛИ на полевой дороге, при движении на территории предприятия и т.п.

Поскольку общественно опасные последствия являются обязательным элементом состава рассматриваемого преступления, только при их наступлении можно вести речь об оконченном посягательстве. Отсутствие вредных последствий, указанных в ст,264 УК, если имело место нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, квалифицируется по нормам административного законодательства (образует административный проступок).

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной: лицо предвидит возможность наступления вредных последствий (тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека или крупного ущерба), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение, либо не предвидит эти последствия, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно к могло их предвидеть. Если по делу установлено, что причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо причинение имущественного ущерба охватывалось умыслом виновного, содеянное следует рассматривать как умышленное преступление против здоровья человека либо против собственности.

Субъект, преступления — лицо, достигшее 16-летнего возрас-314

та и управляющее транспортным средством. Им признается как профессиональный водитель, так и лицо, не имеющее водительских прав; как гражданин, которому транспортное средство было вверено по работе, так и лицо, самовольно воспользовавшееся чужим автомобилем, мотоциклом и т.п.

В ч.2 ст.264 УК установлена ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, а в ч.З ст.264 УК — смерть двух или более лиц.

Оставление места дорозкно-траяспортного происшествия (ст.265 УК).

Объект преступления — общественные отношения по поводу обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.

С объективной стороны преступление выражается в оставлении места дорожно-транспортного происшествия лицом, управляющим транспортным средством и нарушившим правила дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, в случае наступления последствий, предусмотренных ст.264 УК.

Местом дорожно-транспортного происшествия является место, где произошло событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Оставление места дорожно-транспортного происшествия означает, что лицо, управляющее транспортным средством и нарушившее правила дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, покидает после аварии место дорожно-транспортного происшествия; несмотря на то, что для него очевидна необходимость оказания помощи потерпевшему и имеется возможность такую помощь оказать. Если водитель, нарушивший правила дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, в результате чего пострадали люди, не имел реальной возможности оказать им помощь в силу своей беспомощности, возникшей в связи с полученной травмой, увечьем и т.п., уголовная ответственность по ст.265 УК исключается. Не содержит состава данного преступления и оставление места дорожно-транспортного происшествия его участником, не нарушившим правил дорожного движения.

Обязательным условием уголовной ответственности за оставление места дорожно-транспортного происшествия является наступление вредных последствий, указанных в ст.264 УК — причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека или крупного ущерба, а также смерти одного или более лиц.

Субъективная сторона преступления предполагает прямой умысел: лицо сознает, что являлось участником дорожно-транспортного происшествия, случившегося по его вине, вопреки

315

требованиям Правил дорожного движения оставляет место происшествия, и желает так поступить.

Субъект преступления — лицо, управляющее транспортным средством и нарушившее правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Действия виновного, оставившего место дорожно-транспортного происшествия, если указанные в ст.264 УК последствия наступили по его вине, следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст.264 и 265 УК.

Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст.266 УК).

Объект преступления — общественные отношения по поводу обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспорта (морского, речного, воздушного, железнодорожного, автомобильного).

Предметом преступления являются любые транспортные средства (морские и речные суда, самолеты, вертолеты, электровозы, автомобили, трамваи, троллейбусы и т.п.), пути сообщения (рельсы, стрелочные переводы, мосты, шлюзы и т.п.), средства сигнализации или связи (светофоры, системы автоблокировки, телеграфные и телефонные провода), а также иное транспортное оборудование (эстакады, радиолокаторы и т.п.).

Объективную сторону преступления образуют: а) недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации и связи либо иного транспортного оборудования; б) выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств.

Недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации и связи либо иного транспортного оборудования предполагает нарушение установленных правил производства ремонта, рассчитанных на обеспечение безопасности движения и эксплуатации транспорта. Он может быть совершен как путем действия, так и путем «чистого» или «смешанного» бездействия, например, установка узлов и деталей, срок эксплуатации которых истек; установка неисправных приборов; оставление тех неисправностей, которые необходимо было устранить; передача в эксплуатацию агрегата, не прошедшего испытания под соответствующей нагрузкой и т.п.

Выпуск в эксплуатацию означает разрешение использовать транспортные средства путем прямого указания лицу, им управляющему, или посредством оформления соответствующих документов лицом, ответственным за их эксплуатацию и техническое состояние. Обязательным признаком объективной стороны является наступление вредных последствий в виде причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека л-ибо крупного ущерба. Содержание понятия «крупный ущерб» не отличается от аналогичного, указанного в ст.263 УК.

316

Состав преступления материальный, и окончено оно с момента наступления указанных вредных последствий.

Субъективная сторона преступления предполагает неосторожную вику. При недоброкачественном ремонте транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования возможно как преступное легкомыслие, так и преступная небрежность. При выпуске в эксплуатацию транспортных средств неосторожная вина выступает обычно в виде легкомыслия: лицо сознает, что выпускаемое им транспортное средство неисправно, предвидит возможность наступления вредных последствий (причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека или крупного ущерба), но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение. Не исключается и небрежность, при которой виновный не предвидит вредных последствий, хотя должен и мог предвидеть возможность их наступления.

Субъектом недоброкачественного ремонта может быть любое лицо, осуществляющее ремонт транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации и связи либо другого транспортного оборудования. Субъектом выпуска в эксплуатацию технически неи-справных средств может быть только лицо, ответственное за техническое состояние транспортных средств.

В ч.2 ст.266 УК предусмотрена ответственность за те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, а в ч.З ст.266 УК — повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц.

Нарушение правил международных полетов (ет.271 УК). Объект преступления — установленный порядок международных полетов, обеспечивающих безопасность движения

воздушного транспорта.

Объективную сторону преступления образует несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или иное нарушение правил международных полетов.

Международным признается полет, связанный с пересечением

Государственной границы Российской Федерации. Правила производства международных полетов над территорией страны регламентируются Воздушным кодексом, другими нормативными актами, а также отдельными международными соглашениями.

В соответствии с правилами вылет из России и влет в Россию осуществляется на основании выдаваемых экипажу разрешений. В них определяются требования к полету воздушного судна: маршрут движения, эшелон (высота полета), коридор (воздушные ворота), места посадки, сроки перелета, система опознания и т.п. Несоблюдение этих требований, а также иное нарушение правил международных полетов (например, невключение опознавательных знаков, несанкционированное сбрасывание в ходе полета каких-либо грузов и

317

т.п.) образует рассматриваемое преступление. Состав преступления — формальный.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом: лицо сознает, что нарушает правила международных полетов, и желает их нарушить. Субъектами преступления могут быть члены экипажа воздушного судна, ответственные за'соблюдение правил международных полетов.

§ 3. Преступления, непосредственно не связанные

с нарушением правил безопасности движения

и эксплуатации транспортных средств

Приведение в негодность транспортных средств или путей со* общения (ст.267 УК).

Объект преступления общественные отношения по поводу обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспорта (морского, речного, воздушного, железнодорожного, автомобильного). Предметом преступления являются любые транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи, другое транспортное оборудование, а также транспортные коммуникации. Объективную сторону преступления образуют: а) разрушение; б) повреждение; в) приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования; г) блокирование транспортных коммуникаций.

Под разрушением понимается полное приведение в негодность транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, лишающее возможности их использования по прямому назначению.

Повреждение означает такие изменения в транспортных средствах, путях сообщения, средствах сигнализации или связи либо другом транспортном оборудовании, в результате которых они частично теряют свои функциональные способности, которые могут быть восстановлены. Приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние может заключаться в любых действиях, в результате чего транспортные средства и другие указанные объекты не могут быть использованы по назначению.

Блокирование транспортных коммуникаций состоит в создании препятствий для свободного передвижения железнодорожного транспорта, автомобильного транспорта, воздушных судов и т.п. Такие действия могут выражаться, например, в преграждении автомобильной дороги; перекрытии железнодорожных путей транспортными средствами (автомобилями и т.п.), перекрытии взлетно-посадочной полосы большими группами людей и т.п.

Обязательным признаком объективной стороны преступления 318

является наступление вредных последствий в виде причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного ущерба. Преступление имеет материальный состав и признается оконченным в случае наступления указанных последствий.

Субъективная сторона преступления предполагает неосторожную вину по отношению к вредным последствиям, хотя сами общественно опасные действия совершаются осознанно.

Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста.

 

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017