Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru

Наш телефон +7-905-5555-200

 

4) Преступления, посягающие на экономическую безопасность и обороноспособность Российской Федерации: диверсия (ст.281 УК), разглашение государственной тайны (ст.283 УК), утрата документов, содержащих государственную тайну (ст.284 УК);

5) Преступления, посягающие на конституционный запрет разжигания расовой, национальной и религиозной розни (как одного из составляющих основы конституционного строя), — возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст.282 УК).

329

§ 2. Преступление, посягающие на внешнюю безопасность Российской Федерации

Государственная измена (ст.275 УК).    ""I—""

Объектом государственной измены является внешняя безопасность Российской Федерации как государства. Под ней следует понимать состояние защищенности жизненно важных интересов государства, то есть конституционного строя, суверенитета и территориальной неприкосновенности РФ от внешних угроз. В связи с этим государственная измена может быть совершена лишь в пользу какого-то определенного государства.

В ст.275 УК дается исчерпывающий перечень деяний, образующих объективную сторону состава государственной измены: 1) шпионаж; 2) выдача государственной тайны; 3) иное оказание враждебной помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации,

Понятие шпионажа раскрывается в ст.276 УК (см. анализ этой статьи).

Выдача государственной тайны иностранному государству или иностранной организации заключается в умышленном сообщении гражданином Российской Федерации представителям иностранного государства или иностранной организации сведений, составляющих государственную тайну. Понятие государственной тайны определяется в Законе Российской Федерации «О государственной тайнее от 21 июля 1993 г.* Под ней понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утверждает по представлению Правительства Президент Российской Федерации.

Выдача государственной тайны может осуществляться любым способом (устно или письменно, с помощью чертежей или образцов изделий и т.п.)- В отличие от шпионажа виновный при выдаче не собирает и не похищает сведения, составляющие государственную тайну, а располагает ими по службе или работе.

Иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в процессе проведения враждебной деятельности против Российской Федерации заключается в таких действиях, которые не охватываются ни шпионажем, ни выдачей государственной тайны. Конкретно это может, например, выразиться в предоставлении убежища агентам иностранной разведки,

* См.: Российская газета, 21 июля 1993 г 330

снабжении их фальшивыми документами, продуктами питания, средствами передвижения и т.п. Данный вид государственной измены считается оконченным с момента фактического оказания гражданином Российской Федерации помощи иностранному государству или иностранной организации в такой деятельности.

С субъективной стороны государственная измена может быть совершена только умышленно. При этом все формы такой измены могут быть совершены только с прямым умыслом. Виновный сознает, что совершает одно из деяний, предусмотренных ст.275 УК, и желает совершить это деяние. Мотивы данного преступления могут быть различными и не влияют на квалификацию содеянного.

Субъектом, (исполнителем) государственной измены может быть только гражданин Российской Федерации, достигший 16-летнего возраста.

Примечание к ст.275 УК предусматривает освобождение лица от уголовной ответственности за государственную измену (а также за шпионаж и за насильственный захват или удержание власти), если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится признаков иного состава преступления. Указанная норма есть конкретизация ч.2 ст.75 УК об освобождении от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием и носит ярко выражен ный профилактический характер. «I-

Шпионаж (ст.276 УК). Данная статья формулирует ответственность за два вида шпионажа, отличающихся по своему предмету. Первой разновидностью является шпионаж, предметом которого являются только сведения, составляющие государственную тайну. Другой разновидностью является шпионаж, предметом которого являются иные сведения, предназначенные для использования в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

Под передачей указанных в статье сведений понимается их сообщение иностранному государству, иностранной организации или их представителям. Сообщение это может быть сделано любым способом (устно, письменно, по телефону, через других лиц и т.п.).

Собирание указанных сведений осуществляется различными способами (путем личного наблюдения, фотографирования секретных объектов, использования звукозаписи, приобретение за деньги и т.п.).

Похищение сведений — это изъятие из учреждений^ предприятий, организаций, у отдельных лиц определенных документов (планов, чертежей, отчетов и т.п.), содержащих государственную тайну.

Хранение сведений может осуществляться как в помещении, принадлежащем, занимаемом или используемом виновным, так и в

331

другом месте (в саду, огороде, лесу и т.п.)- Ответственность за хранение шпионских материалов ранее не предусматривалась.

Передача или собирание иных сведений, то есть хотя и не со-

держащих государственной тайны, но предназначенных для использования их з ущерб внешней безопасности РФ, образует состав шпионажа лишь в случае, если это делается по заданию иностранной разведки.

С субъективной стороны шпионаж характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что передает, собирает, похищает либо хранит в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям соответствующие сведения для использования их в ущерб внешней безопасности РФ, и желает этого.

Субъектом шпионажа может быть иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшее 16 лет.

§ 3. Преступления, посягающие на легитимноеть государственной власти

Насильственный захват или насильственное удержание вла-

Объективную сторону данного преступления образуют действия, направленные на: а) насильственный захват власти или б) насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ либо в) насильственное изменение конституционного строя РФ.

В соответствии с Конституцией РФ государственную власть в РФ (она разделяется на законодательную, исполнительную и судебную) осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ (статьями 10—11 Конституции РФ). Вместе с тем о насильственном захвате речь может идти лишь в отношении законодательной и исполнительной власти (исходя из специфики их функционирования).

Насильственный захват власти — это завладение ею насильственным (преимущественно вооруженным) путем лицами, группировками, организацией, которым власть не принадлежала.

Насильственное удержание власти — это насильственное ее сохранение в нарушение Конституции лицами, которым она ранее принадлежала по закону (Конституции).

В прежнем Уголовном кодексе такие действия формулировались как заговор с целью захвата власти и относились к измене Родине (ст.64 УК РСФСР 1960 г.). Правда, в УК РСФСР 1926 г. заговор с целью захвата власти не входил в состав измены Родине, а образовывал самостоятельное преступление — вооруженное восстание в контрреволюционных цьлях, заговор в центре и на местах в тех же целях. Вопрос о квалификации заговора с целью захвата власти как своеобразной измены Родине возник в связи с известным делом

Л.Берии. Специальное присутствие Верховного Суда СССР, вынесшее смертный приговор Берии, квалифицировало его действия как измену Родине потому, что тот будто бы сколотил враждебную Советскому государству изменническую группу заговорщиков, якобы действовавших в интересах иностранного капитала. Был сделан вывод, что заговорщики замышляли реставрацию капитализма и восстановление господства буржуазии в нашей стране.* Таким образом и в том процессе заговор с целью захвата власти превращался в измену Родине лишь в связи с предполагаемой «распродажей» социалистического Отечества и попыткой свержения Советской власти и реставрацией капитализма в стране (хотя сейчас ясно, что этот преступник, не единожды заслуживший смертный приговор, заслуживал его совсем по другим причинам). «Уроки» бериевского дела и «вынудили» законодателя превратить заговор с целью захвата власти в одну из форм (способов) измены Родине. Однако очевидно, что это деяние, хотя и является по своей юридической природе государственным преступлением, тем не менее к государственной измене не может быть отнесено, так как не связано с изменой в пользу другого государства. По этой причине, например, с большими трудностями столкнулись обвинение и суд при квалификации действий организаторов ГКЧП (события августа 1991 г.). Очевидно, что заговорщики не пытались оказать помощь какому-либо государству в проведении им враждебной деятельности против бывшего Советского Союза. Поэтому юридический «крах» этого дела также свидетельствовал о необходимости выделения указанных действий из государственной измены в самостоятельный состав государственных преступлений.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что совершает действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя РФ, и желает этого.

Субъектом преступления является лицо, достигшее 16 лет. Субъектом насильственного удержания власти является бывший носитель государственной власти, по Конституции обязанный передать ее другим лицам (лицу).

Вооруженный мятеж (ст.2'79 УК). •

Объективную сторону преступления образуют действия: а) организация вооруженного мятежа либо б) активное участие в вооруженном мятеже.

Под организацией вооруженного мятежа понимается деятельность лица или нескольких лиц, умышленно поднявших людей на

См.: Пионтксвский А. А., Меньшагин В. Д. Курс советского уголовного права. Особенная часть. М., 1955, с. 150.

333

вооруженное восстание (мятеж) против законной власти, а также действия по руководству мятежом.

Вооруженный мятеж — это мятеж с применением оружия. Но убийства: совершенные в процессе мятежа, не охватываются составом данного преступления и дополнительно квалифицируются по ст.105 УК.

Активное участие в вооруженном мятеже — это оказание вла-сгдя вооруженного сопротивления, участие в применении силы по отношению к представителям власти или иным лицам, г насильственном, с прпмен-зЕиезм оружия, захвате правительственных помещений, транспортных узлов, узлов связи, средств массовой информации и т.п. Преступление считается оконченным с момента совершения описанных действий.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Ллцо сознает, что организует вооруженный мятеж либо принимает в нем активное участие, и желает этого. Обязательным признаком субъективной стороны является цель — насильственное изменение конституционного строя РФ (о понятии конституционного строя РФ см. комментарий к ст.275 УК).

Субъектом преступления является лицо, достигшее 16 лет.

Публичные призывы к насильственному изменению констн-туциоЕдтго строя РФ (ет.280 УК).

Объективная сторона данного преступления выражается в подстрекательских действиях к насильственному захвату власти, к насильственному удержанию власти или к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации в устной или письменной форме Эти призывы должны быть публичными, что выражается в том, что они совершаются непосредственно в присутствии третьих лиц либо (в случае их письменной формы) в расчете на ознакомление с ними других лиц впоследствии (например, наклеквание плакатов или лозунгов соответствующего содержания). Последнее, то есть расчет на ознакомление с содержанием призывов других лиц в дальнейшем может быть характерно и для устных призывов путем использования, допустим, магнитофонных записей.

Часть 2 ст.280 УК предусматривает повышенную ответственность за указанные публичные призывы, совершенные с использованием средств массовой информации. Под ними понимаются призывы, опубликованные в печати, с использованием радио, телевидения и иных средств массовой информации.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что осуществляет указанные публичные призывы, и желает этого.

Субъект преступления — лицо, достигшее 16 лет.

Изучая формулировку статьи нового УК об ответственности за публичные призывы к насильственному изменению конституцион-

334

ного строя, ни на минуту нельзя забывать о том, поистине страшном содержании статей прежних УК (УК РСФСР 1926 г. и УК РСФСР 1960 г.), на смену которым в период перестройки и реформирования нашего общества и появилась формулировка о составе указанных публичных призывов. До 1989 г. на месте рассматриваемой статьи была статья, которая предусматривала уголовную ответственность за так называемую антисоветскую агитацию и пропаганду. В соответствии с ней особо опасным государственным преступлением признавалось распространение или хранение в целях подрыва или ослабления Советской власти в письменной, печатной или ЕНОЙ форме произведений, порочащих советский государственный или общественный строй (эта уголовно-правовая норма была сформулирована еще в общесоюзном Положении о преступлениях государственных 1927 г. и была инкорпорирована в УК всех союзных республик). Масштабы репрессии по этой статье были огромны. Во времена сталинщины обвинение в этом преступлении было одним из самых распространенных для лиц, населявших переполненные тогда лагеря, осуждались по обвинению в этом преступлении и в сравнительно недавние 60—80-е гг. Фактически существование уголовной ответственности за антисоветскую (контрреволюционную) агитацию и пропаганду ограничивало право советских людей на их духовную свободу, например, право мыслить, право читать по своему усмотрению. В течение десятилетий судебная практика связывала доказательство наличия при этом антисоветской (контрреволюционной) цели с установлением соответствующего предмета преступления. В свею очередь признание литературы по своему содержанию антисоветской (контрреволюционной) резюмировало и наличие у лица антисоветской (контрреволюционной) цели. Оценка же литературы как крамольной (антисоветской или контрреволюционной) была предельно проста. Если, например, автор соответствующей книги объявлялся «врагом народа», то все написанное им сразу же становилось антисоветским (контрреволюционным). Поэтому и обнаружение такой книги при обыске превращало ее читателя в субъекта особо опасного (контрреволюционного) преступления. Недавняя история борьбы с этими «особо опасными» государственными «преступлениями» в 60—80-е гг. свидетельствует о том, что ничего существенного в этом плане не произошло. Менялись лишь авторы, но не подход к признанию литературы антисоветской. Сам автор осуждался за изготовление соответствующего произведения, а читатели — за его хранение или распространение. Для того же, чтобы «преступное» хранение переросло в распространение, достаточно было ознакомить с книгой хотя бы одного человека, например, близкого родственника или товарища. Понятно, что в пору перестройки и демократического обновления общества такой уголов-во-правовой запрет не мог не быть отменен, так как вступал в резкое

335

противоречие с гласностью, развитием демократии, идеей построения правового государства. Вот почему законодатель вместо указанной расплывчатой формулировки и сформулировал совсем иной состав — публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя. В соответствии с этим основанием уголовной ответственности выступают уже не политические или иные взгляды людей, вкусы и интересы читателей, а конкретное общественно опасное действие, запрещенное уголовным законом. Кстати сказать, действия, направленные к насильственному изменению конституционного строя и захвату власти, строго наказываются в развитых демократических государствах (в том числе Франции, ФРГ, США),

§ 4. Преступления, посягающие на конституционный принцип политического многообразия и многопартийности

Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст.277 УК).

Объективная сторона преступления (террористического акта) выражается в убийстве соответствующего лица или в покушении на его убийство. Под государственным деятелем в теории и на практике до последнего времени понимались работники государственных предприятий, учреждений и организаций, не только занимающие высокие посты в государстве, но и рядовые работники. Например, после скончания Великой Отечественной войны на освобожденных от оккупации территориях потерпевшими от террористических ахтов признавались учителя, врачи, финансисты, рядовые военнослужащие и т.п. Следует признать, что применительно к сегодняшним дням такое толкование устарело и является расширительным. Государственным деятелем может быть признано лицо, занимающее достаточно высокий пост в государстве. Это — представители высшего руководства РФ, члены правительства, министры либо руководители других ведомств, члены парламента и другие подобного масштаба руководящие работники, занимающие государственные должности категории «А* в соответствии со ст.1 Федерального закона РФ «Об основах государственной службы РФ» от 31 июля 1995 г. Под общественным деятелем следует понимать руководителей или руководящих работников различных общественных организаций и политических партий.

Посягательство на жизнь считается оконченным, если наступает смерть потерпевшего или в отношении последнего было совершено покушение на его жизнь.

Посягательство на жизнь рядовых государственных служащих или рядовых представителей общественных организаций в связи с осуществлением служебной деятельности или выполнением общественного долга охватывается составом умышленного убийства при отягчающих обстоятельствах (п.«б» ч.2 ст.105 УК).

336

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что совершает посягательство на жизнь указанных лиц, предвидит возможность или неизбежность в результате этого причинения смерти потерпевшего и желает этого. Обязательным признаком субъективной стороны является цель — прекращение государственной или иной политической деятельности потерпевшего, либо мотив — месть за указанную деятельность.

Субъектом преступления является лицо, достигшее 16 лет,

§ 5. Преступления, посягающие на экономическую безопасность и обороноспособность

Под экономической безопасностью как непосредственным объектом данной группы преступлений понимается безопасность государства в экономической сфере. Диверсионные акты могут повлиять на резкий спад производства или добычу энергоресурсов, что может вызвать кризис экономики и

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017