Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru

Наш телефон +7-905-5555-200

 

усиление зависимости от иностранной помощи (понятие обороноспособности давалось в § 1 данной главы).      1

Диверсия (ст.281 УК). ^/

Объективная сторона диверсии характеризуется активными действиями — совершением взрывов, поджогов или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жи з необеспечения.

 

Под разрушением указанных в статье 281 УК объектов понимается приведение их в полную негодность. Повреждение этих объектов отличается от разрушения тем, что в этих случаях соответствующие объекты временно или частично выведены из строя и возможно их восстановление.

К предприятиям относятся заводы, фабрики и другие промышленные объекты. Под сооружениями понимаются электростанции, водонапорные башни, склады, здания государственных и общественных предприятий и учреждений и т.п. Пути и средства сообщения — это все виды транспорта и всевозможные средства сообщения (железнодорожный, водный и другие виды транспорта, мосты, шоссейные дороги и т.п.). Средства связи — это телефонная, телеграфная связь, радиосвязь, телевидение и т.п. Объекты жизнеобеспечения населения — источники водоснабжения, отопления квартир и служебных и иных помещений, электроснабжения и т.п.

Преступление признается оконченным с момента совершения описанных в диспозиции действий, даже если виновному не удалось разрушить или повредить перечисленные в диспозиции объекты.

Субъективная сторона диверсии характеризуется прямым: умыслом. Виновный сознает, что совершает какие-либо из указан-

337

ных действий, и желает их совершения. Лицо также предвидит и наступление указанных последствий и желает их наступления. При этом виновный преследует цель подрыва экономической безопасности и обороноспособности государства.

Субъектом диверсии является лицо, достигшее 16 лет.

Часть 2 ст.281 УК предусматривает ответственность за диверсию при отягчающих обстоятельствах — совершенную организованной группой (о понятии преступления, совершенного организованной группой см. ст.35 УК).  •—*—

Разглашение государственной тайны (ст.283 УК), Предметом данного преступления являются сведения, составляющие государственную тайну, понятие которой было раскрыто при характеристике государственной измены (ст.275 УК).

Объективная сторона преступления выражается: а) в действиях (разглашении соответствующих сведений), б) последствиях (сведения, составляющие государственную тайну становятся достоянием других лиц) и в) причинной связью между указанными действиями и последствиями.

Разглашение государственной тайны есть предание огласке или распространение с нарушением установленного порядка (правил) сведений, составляющих государственную тайну, вследствие чего они становятся известны посторонним лицам. К посторонним следует отнести тех лиц, которым соответствующие сведения не были доверены или стали известны по службе или работе. Разглашение может быть как устным (например, в ходе публичного выступления), так и письменным (опубликование в средствах массовой информации, сообщение в письме).

Преступление является оконченным с момента, когда указанные сведения стали достоянием постороннего лица (при этом требуется восприятие, осознание посторонним лицом фактического смысла полученных им сведений).

Субъективная сторона преступления характеризуется как прямым, так и косвенным умыслом. Лицо сознает, что разглашает сведения, составляющие государственную тайну, предвидит как возможность, так и неизбежность того, что они станут достоянием других лиц, и желает либо сознательно допускает это, относится к этому безразлично.

Субъектом преступления может быть лицо, достигшее 16 лет, которому разглашенные сведения были доверены или стали известны по службе или работе. Правила и порядок допуска должностных лиц, граждан и организаций к государственной тайне определяются Законом РФ «О государственной тайне» 1993 г.* Разглашение сведений, которые лицу не были доверены и не стали известны

* См.: Российская газета, 21 сентября 1993 п 338

по службе или работе, состава преступления, предусмотренного комментируемой статьей, не образует (например, разглашение сведений из случайно найденного на улице документа).

Часть 2 ст.283 УК предусматривает разглашение государственной тайны, повлекшее тяжкие последствия. Таковыми следует, в частности, признавать случаи, когда в результате разглашения сведений они сталя достоянием иностранных разведок, что предполагает проведение государством дорогостоящих мероприятий по нейтрализации таких последствий,

Разглашение государственной тайны, если это происходит з форме государственной измены, квалифицируется по ст.275 УК.

Утрата документов, содержащих государственную тайну (ст.284 УК). -/-

Объективная сторона преступления характеризуется: а) действием либо бездействием (нарушение установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну); б) последствием (утрата последних и наступление тяжких последствий) и в) причинной связью между указанными действиями (бездействиями) и последствиями.

Документ, содержащий государственную тайну, —- официальный или неофициальный носитель информации о такой тайне (документы официального характера — справки, отчеты и т.п., черновые записи, данные, занесенные на магнитную ленту, фото- и кинопленку и т.п.).

Предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, являются различные изделия, образцы, модели и материалы, например, отдельные экземпляры или модели техники, приборов, вооружения.

Правила обращения с указанными документами и предметами регулируются Законом РФ «О государственной тайне» 1993 г.*, а также другими нормативными актами.

Утрата — это выход документов, содержащих государственную тайну, или предметов, сведения о которых составляют государственную тайну, из владения лица, имеющего допуск к государственной тайне. Уничтожение документов или предметов, составляющих государственную тайну, утраты не образует, так как это исключает возможность ознакомления с ними посторонних лиц.

Понятие наступления тяжких последствий, предусмотренных частью 2 данной статьи, понимается так же, как в ч.2 ст.283 УК.

Уголовная ответственность по ст.284 наступает лишь при условии, что утрата документов и предметов, содержащих государственную тайну, повлекла наступление тяжких последствий.

* См.: Российская газета, 21 сентября 1993 Г.

339

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожностью (равным образом в виде легкомыслия или небрежности). При легкомыслии лицо предвидит возможность утраты соответствующих документов и предметов в результате нарушения правил обращения с документами, содержащими государственную тайну, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, и наступление вследствие этого тяжких последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение этих последствий. При небрежности лицо не предвидело возможности утраты указанных документов и предметов и наступление тяжких последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло это предвидеть.

Субъектом преступления может быть только лицо, имеющее допуск к государственной тайне.

§ 6. Преступления, посягающие на конституционный запрет разжигания расовой, национальной и религиозной вражды

Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ет.282 УК). В соответствии со ст. 13 Конституции РФ в России запрещается разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Комментируемая статья предусматривает уголовную ответственность за наиболее опасные формы нарушения указанного конституционного запрета.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч.1 ст.282 УК, характеризуется следующими действиями, направленными на: а) возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды; б) унижение национального достоинства; в) пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности. При этом уголовная ответственность наступает лишь в том случае, если указанные действия совершаются определенным способом, — публично или с использованием средств массовой информации.

Под возбуждением национальной, расовой или религиозной вражды понимается попытка создать конфликты между гражданами разных национальностей, рас или конфессий (их религиозной принадлежности), которые могут сопровождаться физической расправой и ее угрозой, оскорблениями и т.п. ненриязненно-враждеб-ныни действиями.

Унижение национального достоинства — выражение дискриминационного отношения к определенной нации в неприличной форме.

Пропаганда исключительности, превосходства граждан по при-

340

знаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности — распространение оценок граждан (личности, их способностей, поведения) в зависимости от их отношения к религии (верующий или атеист), а также религиозной, национальной или расовой принадлежности.

Пропаганда неполноценности граждан — распространение дискриминационных оценок граждан з зависимости от их отношения к религии, а также религиозной, национальной или расовой принадлежности.

Понятие публичности раскрывается при характеристике ст,280 УК, а понятие использования средств массовой информации — ст.129УК.

Часть 2 данной статьи конструирует состав возбуждения национальной, расовой или религиозной вражды при отягчающих обстоятельствах. Таковыми являются те же деяния, совершенные: с применением насилия или угрозой его применения; лицом с использованием своего служебного положения; организованной группой.

Под насилием как способом совершения квалифицированного состава данного преступления (часть 2 комментируемой статьи) понимается умышленное причинение легкого вреда здоровью или побои (см. статьи 115 и 116 УК), либо насильственное лишение свободы (см. ст.127УК).

Угроза применения насилия как способ совершения квалифицированного состава данного преступления есть угроза применения физического насилия.

О понятии использования своего служебного положения см. статьи 136 и 201 УК. Если при использовании лицом своего служебного положения будет нарушено равноправие граждан в зависимости от их расы, национальности или их отношения к религии, содеянное надлежит квалифицировать по совокупности п. «б» ч.2 ст.282 и ч.2 ст.136 УК.

Понятие преступления, совершенного организованной группой дается в ст.35 УК.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что совершает указанные в диспозиции комментируемой статьи действия, и желает этого. Признаком субъективной стороны является также цель — возбудить национальную, расовую или религиозную вражду либо унизить национальное достоинство или пропагандировать мнение об исключительности, превосходстве или неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности.

Уголовная ответственность за совершение данного преступления наступает с 16 лет.

341

Глава XVI

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ,

ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И СЛУЖБЫ

В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

§ 1. Общая характеристика преступлений против

государственной власти, интересов государственной службы

и службы в органах местного самоуправления

В период коренной перестройки всех важнейших сфер жизни нашего общества, построения демократического правового государства, становления и развития цивилизованной экономики весьма важная роль принадлежит органам государственной власти и исполнения, а также органам местного самоуправления. В связи с этим особенно опасны и нетерпимы преступные проявления среди самих работников органов власти и управления. Между тем, преступность, особенно организованная и профессиональная, проникла во властные структуры, в государственную службу и в органы местного самоуправления. Ряд работников этих органов и служб поражен коррупцией, взяточничеством, протекционизмом и другими негативными явлениями, нарушающими нормальную деятельность органов власти и управления, подрывающими их авторитет в глазах общества, зачастую срывающих и тормозящих решение важных, крупномасштабных мероприятий на уровне Российской Федерации, ее субъектов, регионов, территориальных единиц, властных, управленческих и производственных структур. Поэтому преступные действия представителей государственной власти и должностных лиц (взяточничество, злоупотребление служебными полномочиями, превышение должностных полномочий, служебный подлог) недопустимы и влекут уголовную ответственность.

В законе не содержится определения данной группы преступлений. Теоретически можно в обобщенном виде определить эту группу преступлений как общественно опасные деяния (действия или бездействие), которые совершаются представителями власти и должностными лицами, благодаря занимаемому ими служебному положению и вопреки интересам службы, и причиняют существенный вред нормальной деятельности органов государственной власти, интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления либо содержат реальную угрозу причинения такого вреда.

342

Таким образом, преступления, предусмотренные настоящей главой УК, отличаются от иных преступных посягательств специальными признаками: а) они совершаются специальными субъектами (должностными лицами или лицами, занимающими государственные должности, б) их совершение возможно лишь благодаря занимаемому служебному положению или с использованием служебных полномочий и в) существенно нарушают нормальную деятельность органов власти и управления (либо содержат реальную угрозу такого нарушения).

В обобщенном виде видовой, (групповой) объект можно определить как совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную и законную деятельность органов власти и исполнения. По существу об этом же говорится и в заглавии настоящей главы. Предусмотренные ею преступления посягают на функционирование и престиж органов государственной власти, на интересы государственной службы и на деятельность (интересы) органов местного самоуправления. При этом под органами власти следует понимать все предусмотренные законодательством РФ органы законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации. Под государственной службой в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. понимается «профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов»'* В соответствии с названным законом к государственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий «Б» (учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих должности, установленные Конституцией и законами РФ, конституциями и уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов) и «В» (учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий).

Органы местного самоуправления — это «выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти»-**

Непосредственным объектом данной группы преступлений, если исходить из того, что в заголовок главы внесены составные части (компоненты) видового объекта, логично будет считать нормальную деятельность органов государственной власти, государственной службы или органов местного самоуправления.

в< Собрание законодательства Российской Федерации, 1305, № 31, Ст. 2250. Ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации- (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 35, Ст 3506).

343

В отдельных преступлениях обязательным признаком является их предмет: например, информация (документы, материалы), представляемая Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст.287 УК); взятка (ст.290 и 291 УК}; официальные документы (ст.292 УК). В отдельных преступлениях может иметь место факультативный объект (интересы личности, собственность).

Объективная сторона состоит в различных формах преступного нарушения нормальной деятельности органов власти, управления или местного самоуправления.

Абсолютное большинство этих преступлений совершается путем действия, отдельные (халатность, злоупотребление должностными полномочиями) — также и путем бездействия. Особенность данной группы преступлений (преобладающей их части) выражается з двух специфических признаках: 1) они совершаются либо с использованием служебных полномочий либо благодаря занимаемому виновным служебному положению и 2) вопреки (во вред) интересам службы.

Суть первого из них состоит в том, что лицо использует, «употребляет» во зло, то есть преступным образом тот объем прав и полномочий, которым оно наделено з силу занимаемой должности, вследствие выполнения функций представителя власти или должностного лица. Либо этот признак заключается в том, что лицо может совершить действие (бездействие) только потому, что оно в силу занимаемой должности может и должно совершать конкретные служебные действия.

В принятом еще бывшим Верховным Судом СССР постановлении Пленума по делам о должностных преступлениях (ныне действующем), подчеркивалось, что судам необходимо установить круг и характер служебных прав и обязанностей должностного лица, нормативные акты, их регламентирующие'*

Суть второго признака (совершение деяния вопреки интересам службы) надо понимать как действия (бездействие), которые противоречат как в целом интересам и нормальной деятельности органов власти, государственной службы и службы в органах местного управления, так и задачам и функциям, возложенным на отдельные структурные звенья органов власти и управления, включая администрацию государственных организаций, предприятий, учреждений, нарушают их деятельность и могут причинять им существенный вред, ущемлять законные права и интересы граждан.

Вместе с тем содержание признака «вопреки интересам службы* должно истолковываться правильно и объективно. В период господства командно-административной системы любое отступление от должностных инструкций, совершение руководителями организаций и другими должностными лицами действий, хотя и наруша-

* См.: Бюллетень Верховного Суда СССР, 1990, № 3. 344

ющих служебные правила и нормативы и даже причинивших определенный ущерб, но вызванных действительной необходимостью в целях предотвращения более серьезного вреда как оправданным производственным риском, зачастую признавались преступными и влекли уголовную ответственность. Новый УК з число обстоятельств, исключающих преступность деяния ввел обоснованный риск (ст.41 УК), а вынужденное нарушение положений и инструкций для предотвращение более серьезного вреда должно оцениваться как крайняя необходимость (ст.39 УК).

Половина преступлений, предусмотренных данной главой, по своей конструкции имеют формальные составы (статьи 287, 289, 290, 291 УК), другая половина (статьи 285, 286, 288, 293 УК) — материальные. Для второй группы преступлений в число обязательных признаков входят общественно опасные последствия и причинная связь.

Субъективная сторона всех преступлений, указанных в анализируемой главе (кроме халатности), характеризуется только умышленной виной.

Для некоторых из них корыстная или иная личная заинтересованность являются обязательными признаками (статьи 285, 290, 292 УК).

Субъектом этой группы преступлений для абсолютного большинства из них (кроме предусмотренных статьями 288 и 291 УК) являются лица, наделенные соответствующими полномочиями по службе, работники органов власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления. В соответствии с законом (прим. 1 к ст.285 УК) субъектами преступлений, предусмотренных гл. 30 УК, могут быть 4 категории работников: а) должностные лица, б) лица, занимающие государственные должности Российской Федерации, в) лица, занимающие государственные должности субъектов Российской Федерации и г) государственные служащие и служащие местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц (закон оговаривает, что они несут ответственность только в случаях, предусмотренных соответствующей статьей настоящей главы УК.*

Применительно к данной главе к числу должностных лиц закон относит лиц, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющих функции представителя власти либо выполняющих организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации (прим. 1 к ст.285 УК).

В отличие от УК 1960 г. новый УК говорит только о функциях, выполняемых в государственных органах, и не упоминает об общественных организациях.

345

Раскрытие содержания функций названных категорий субъектов должностных преступлений применительно к УК РФ 1960 г. давалось в неотмененном постановлении Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышения власти или служебных полномочий, халатности и должностном поддоге9*от 30 марта 1990 г.

В соответствии с этим постановлением к представителям власти следует относить тех работников государственных органов, которые наделены правом в пределах их компетенции предъявлять требования и принимать решения, обязательные для исполнения как гражданами, так и организациями (учреждениями, предприятиями) независимо от их ведомственной подчиненности. Причем к этой категории относятся не только те, кто непосредственно представляют органы законодательной власти (Госдуму, Совет Федерации РФ, законодательные органы субъектов РФ), но и представители исполнительной власти (в системе МВД РФ, ФСБ, таможни, налоговой службы и т.п.), судебной власти и прокуратуры.

Под организационно-распорядительными функциями следует понимать такие, содержание которых составляет руководство коллективом, участком работы, служебной или производственной деятельностью других работников. Они могут заключаться в подборе и расстановке кадров, планировании работы, организации труда подчиненных, поддержании трудовой дисциплины и т.п. (к примеру, руководители министерств и ведомств, государственных предприятий, учреждений и организаций, руководителей структурных подразделений (зав. отделами, цехами) либо участками работы (начальники смен, бригадиры, прорабы и т.п.)),

Организационно-распорядительные функции состоят в управлении и распоряжении государственным имуществом (в частности, определение порядка хранения, переработки, реализации, обеспечение контроля за этими операциями, организация обслуживания населения и т.я.). Практика относила к этой категории, например, начальников планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб и их заместителей, зав. складами, государственными магазинами, ателье, мастерскими, ведомственных ревизоров и контролеров. Эти функции могут также осуществляться в системе госторговли.**

В новом УК сказано, что названные функции могут выполняться постоянно, временно или по специальному полномочию. Из смысла закона следует, что их выполнение может быть как воз-мездным, так и безвозмездным. Важное практическое значение имеет подчеркнутое з названном постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30.03.90 г. положение о том, что лицо может быть

* См.: Бюллетень Верховного Суда СССР; 1990, № 3.

** Там же.

 

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017