Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru

Наш телефон +7-905-5555-200

 

346

признано должностным, если указанные в законе обязанности возложены на него в установленном законом порядке.*

Лица, осуществляющие соответствующие обязанности по специальному полномочию отличаются от других тем, что для выполнения этих обязанностей не требуется замещения должности. Кроме того, специальные полномочия могут осуществляться только на правовой основе (закон, приказ, положение). К тому же они, как правило, носят краткосрочный или разовый характер (народные и присяжные заседатели, общественные контролеры и ревизоры). Однако фактическое выполнение должностных функций при отсутствии надлежаще оформленного специального полномочия исключает ответственность за преступления, предусмотренные данной гла-

вой.

**

Для признания лица должностным существенное значение имеет содержание и характер выполняемых функций. Существуют целые категории лиц, которые в одних ситуациях выполняют должностные, а в других — профессиональные функции (медицинские работники, педагоги всех уровней и т.п.), В одних случаях они выполняют чисто профессиональные обязанности (постановка врачом диагноза, проведение лечения, операции и т.п. за незаконное вознаграждение, педагог проводит дополнительные занятия с группой учащихся или студентов за особую плату). В других жз случаях они наделяются (хотя бы временно) организационно-распорядительными или административно-хозяйственными обязанностями: педагог является членом приемной, аттестационной комиссии; врач устанавливает нетрудоспособность здорового пациента и выдает ему больничный лист, является членом ВТЗК или ВКК и неосновательно определяет инвалидность и т.п. В первой ситуации названные и другие работники, выполняя только свои профессиональные либо производственные функции, не могут быть признаны должностными лицами и отвечать за преступления, предусмотренные данной главой УК (получение взятки, злоупотребление служебными полномочиями и др.). И наоборот, при наделении этих же лиц служебно-должностными обязанностями и полномочиями, они становятся должностными лицами и субъектами преступлений, содержащихся в настоящей главе (получение взятки, злоупотребление должностными полномочиями, халатность и т.п.).

Так» по конкретному делу высшие судебные органы признали, в частности, необоснованным осуждение за получение взятки зам.

* УК 1960 г связывал выполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций с занятием должности. В новом УК такое положение отсутствует. Тем не менее замещение должности представляется необходимым. Это подтверждается прежде всего тем, что новый УК называет эту категорию субъектов должностными лицами, то есть выполнение возложенных на них обязанностей предполагает нахождение лица на определенной должности. " См.: Бюллетень Верховного Суда СССР, 1990, № 4

347

главврача больницы Г., по специальности хирурга, получившего денежное вознаграждение за проведенную им лично операцию. В то же время правомерно был осужден за взяточничество зав. отделением медицинского центра К,, получивший крупную сумму денег за внеочередную госпитализацию больного и помещение его в отдельную палату.

Факт возложения на работника материальной ответственности не превращает его в должностное лицо. В судебной практике не раз отмечалось, что заключение работником договора ответственности за сохранность вверенных ему ценностей не является основанием для признания его субъектом должностного преступления.* Не могут быть субъектами анализируемой группы преступлений рядовые рабочие и крестьяне (члены колхоза или кооператива, фермеры), если на них не возложены функции представителей власти. Вторую категорию субъектов преступлений, предусмотренных в данной главе, образуют лица, занимающие государственные должности Российской Федерации. Эти должности согласно Закону «Об основах государственной службы*, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

К этой категории закон, в частности, относит должности Президента Российской Федерации, Председателя Правительства РФ, председателей палат Федерального собрания РФ, депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации РФ и др.

Государственная должность, сказано в этом Законе, означает должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

К числу основных обязанностей лиц, находящихся на государственной службе, Федеральный закон «Об основах государственной службы в Российской Федерации» относит такие, как обеспечение поддержки конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, реализация федеральных законов и законов субъектов РФ; добросовестное исполнение должностных обязанностей; обеспечение соблюдения прав и законных интересов граждан, исполнение приказов, распоряжений и указаний вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданных в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных; принятие в пределах компетенции об-

* См.: Бюллетень Верховного Суда СССР, .1990, № 3. 348

ращений граждан и органов местного самоуправления и принятие по ним решений, хранение государственной и иной охраняемой законом тайны, а также неразглашение ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведений, затрагивающих частную жизнь, честь и достоинство граждан и др.

К четвертой категории субъектов закон относит государственных служащих и служащих органов местного самоуправления, не относящихся к числу должностных лиц. Для наличия такого исключения (поскольку первые три категории субъектов вне зависимости от рангов и служебного положения обладают полномочиями должностных лиц) в законе указаны два условия: 1) лицо должно находиться на государственной службе либо на службе в органах местного самоуправления, то есть заниматься профессиональной деятельностью по обеспечению исполнения полномочий государственных органов и 2) не обладать полномочиями должностного лица. Эта категория лиц может нести ответственность по статьям рассматриваемой главы только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями (например, по ст.288, 292 УК).

§ 2. Злоупотребление должностными полномочиями

-•#-

Новый Уголовный кодекс формулирует данное преступление как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства (ст.285 УК).

С объективной стороны суть этого преступления состоит в использовании должностным лицом своих служебных полномочий во вред интересам службы, что приводит к существенному нарушению названных в статье прав и законных интересов.

Таким образом, объективная сторона характеризуется тремя обязательными признаками: 1) использованием виновным своих служебных полномочий во вред интересам службы, 2) наступлением общественно опасного последствия — существенного нарушения указанных Б законе интересов и 3) причинной связью между использованием служебных полномочий и наступлением означенных в законе последствий.

Использование служебных полномочий, исходя из формулировки нового УК, — это совершение виновным действий (бездействия) по службе, формально находящихся в его служебной компетенции. Это положение подчеркивалось применительно к прежнему УК в уже приводившемся постановлении Пленума

349

Верховного Суда СССР от 30,03.90 г. по делам о должностных преступлениях. *

Общий для всех преступлений этой группы признак — совершение деяния вопреки интересам службы — для должностного злоупотребления имеет особенно существенное значение. В практике прошлых лет имели место неоднократные случаи, когда должностное лицо либо в целях достижения общественно полезных целей либо для достижения более важных интересов и благ допускало нарушения, существовавших правил, норм, положений, что приводило в ряде случаев к причинению вреда, иногда достаточно серьезного. Такие лица, как правило, необоснованно признавались виновными в должностном злоупотреблении.

Судебная практика прошлых лет считала типовыми формами должностного злоупотребления обман налоговых служб, контролирующих и ревизионных органов, грубые нарушения штатной и финансовой дисциплины, сокрытие преступлений (при отсутствии соучастия), недостачу товарно-материальных ценностей, использование подчиненных или служебного транспорта в личных целях я т.п.

Закон определяет в данном составе преступные последствия как существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых, законом интересов общества и государства. Признак этот относится к числу оценочных. Стало быть, признание нарушения существенным зависит от конкретных обстоятельств уголовного дела. Применительно к УК 1960 г. Пленум Верховного Суда СССР в упоминавшемся постановлении сделал попытку ответить на два наиболее существенных для практики вопроса: 1) в чем заключается существенное нарушение (в старом УК существенный вред), то есть какова его форма, и 2) каков критерий признания нарушения (вреда) существенным. Отвечая на перзый вопрос, Пленум разъяснил, что вред может выражаться не только в материальном ущербе, но и в ином зреде, как-то: нарушение конституционных прав и свобод граждан, подрыв авторитета органов власти, государственных и общественных организаций, создание помех и сбоев в их работе, нарушение общественного порядка, сокрытие крупных хищений, других тяжких преступлений.**

Анализ судебной практики, проведенной применительно к УК 1960 г., показывает, что преобладающей формой нарушения является причинение имущественного ущерба (в 80% от числа изученных дел),***

Отвечая на второй вопрос (о критерии признания вреда суще-

*  См.: Бюллетень Верховного Суда СССР 1990, № 3.

** См.: Бюллетень Верховного Суда СССР, 1990, № 3. Очевидно, что часть разъяснений Пленума носит недостаточно конкретный характер, что может привести к нежелательному субъективизму в трактовке одних и тех же признаков на практике. "' См.; Бюллетень Верховного Суда СССР 1990, №,3, с.1

350

ственным), Пленум назвал такие показатели, как степень отрицательного влияния деяния на работу предприятия (учреждения, организации), характер и размер понесенного материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им материального, физического или имущественного вреда.*

Применительно к УК 1960 г., если ущерб выражался в имущественном вреде, в последние годы за основу принималась кратность ущерба в денежном выражении по отношению к минимальному размеру оплаты труда, установленного законодательством РФ на день совершения преступления (существенным признавался ущерб, соответствующий 10—15-кратному размеру). Физический вред (нетипичный для должностного преступления) признавался существенным, если причинялся легкий или менее тяжкий ущерб здоровью. Нарушение работы организации оценивалось как существенное, если оно отражалось в приостановке ее работы, в срыве производственных заданий и т.п. Нарушение прав и свобод гражданина будет существенным, если нарушаются его основные конституционные права и свободы.

Данное преступление имеет материальный состав. Следовательно, необходимым признаком является причинная связь между использованием служебных полномочий и существенным нарушением указанных в законе интересов, преступление признается совершенным с момента существенного нарушения хотя бы одного из названных в законе благ.

Субъективная сторона выражается только в умышленной вине. Умысел может быть как прямым, так и косвенным. Виновный сознает, что он использует свои должностные полномочия вопреки интересам службы, предвидит, что вследствие этого будут существенно нарушены охраняемые законом права и интересы, и желает совершить эти действия и нарушить указанные интересы (прямой умысел) или сознательно допускает их существенное нарушение (косвенный умысел).

Кроме того, обязательными субъективными признаками данного преступления закон считает корыстную или иную личную заинтересованность.

Корыстная заинтересованность означает стремление лица получить имущественную выгоду без незаконного изъятия чужого имущества и безвозмездного обращения его в свою пользу.

Иная личная заинтересованность состоит в стремлении виновного извлечь путем использования должностных полномочий выго-

нриМ"'пБшлетень ВеРховног° сУДа СССР 1990, № 3, с. 16. Сказанное относительно разъяснения Пленумом форм существенного нарушения правоохраняемых интересов применитеяь-«о и к рекомендуемым Пленумом критериям признания нарушения существенным. Часть из «их носит очевидно неконкретный характер.

351

ду неимущественного характера. Содержанием ее могут быть протекционизм, карьеризм, семейственность, получение взаимной услуги, поддержка влиятельных лиц и т.п.*

Отсутствие или недоказанность в действиях должностного лица корыстной или иной личной заинтересованности означает отсутствие состава данного преступления.

Квалифицированный вид должностного злоупотребления образуется при наличии такого же деяния, совершенного лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления (ч.2 ст.285 УК).

Особо квалифицированный вид злоупотребления будет налицо, если деяния, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, повлекли тяжкие последствия (ч.З ст.283 УК).

Так же как и существенное варущение, тяжкие последствия являются категорией оценочной и их наличие определяется обстоятельствами конкретного уголовного дела. В то же время в период действия прежнего УК неоднократно упоминавшийся Пленум Верховного Суда СССР в постановлении по делам о должностных преступлениях разъяснял суть этого вида злоупотребления как выражающегося в крупных авариях, длительной остановке транспорта или производственного процесса, дезорганизации работы учрежде^ ния, предприятия, срыве хозяйственных заданий, нанесении государству ущерба в особо крупных размерах, причинении смерти или тяжких телесных повреждений хотя бы одному человеку.**

Как следует из этого постановления, наряду с конкретными разъяснениями относительно содержания тяжких последствий (дезорганизация работы учреждения или предприятия, срыв хозяйственных заданий, причинение смерти или тяжких телесных повреждений хотя бы одному человеку) высказываются рекомендации, трудно поддающиеся конкретному установлению и затрагивающие правильную квалификацию содеянного.

Пленум не разъяснил, в частности, что следует считать мате,, риалъным ущербом в особо крупных размерах. Анализ практики применительно к УК 1960 г. показал, что и здесь за основу бралась кратность по отношению к минимальной зарплате и особо крупным признавался ущерб, если он соответствовал примерно от пятидесяти до стократного размера зарплаты, на день совершения преступления.

*  См.: Бюллетень Верховного Сдаа СССР 1990, № 3, с.17.

** См.: Бюллетень Верховного Суда СССР 1990, № 3, с.16.

§ 3. Превышение должностных полномочий   *^

Новый Уголовный кодекс определяет это преступление как совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (чЛ ст.286 УК).

Объективная сторона данного преступления заключается в совершении должностным лидом действий, которые явно выходят за пределы предоставленных ему полномочий при условии, что они существенно нарушают права и находящиеся под охраной закона интересы граждан, общества и государства.

В отличиеотдолжностного_злоупотребления^ррнт.1шртт^й ог-.у-

ществляется^только путем действия. Состоит оно в действиях должностного лица, которые очевидно выходят за пределы предоставленных ему полномочий и совершаются вопреки интересам службы. Последствием такого действия является существенное нарушение прав и правоохраняемых интересов. Установление данного состава преступления требует точного выяснения пределов прав и полномочий должностного лица, а также определение конкретных нарушений этих полномочий и обязанностей, а также их правовой регламентации. Отсутствие регламентации объема прав и полномочий или недоказанность означают отсутствие данного состава преступления.

Анализ судебной практики выявил четыре типовые формы совершения действий, выходящих за пределы прав и полномочий должностного лица: а) совершение действий, входящих в компетенцию вышестоящего должностного лица (секретарь суда действует за су: дью); б) действия, которые могут быть совершены лишь коллегиально (судья единолично'разрешает дело, которое должно рассматриваться с участием присяжных заседателей; в) действия, дяя совершения которых нужны специальные полномочия, отсутствующие у виновного (применение оружия в условиях, когда оснований для этого не ~^ыло); г) совершение действий, которые не вправе совершать пика-ое должностное лицо ни при каких обстоятельствах {нанесение побоев посетителю во время приема). При этом действия виновного должны быть связаны с его должностным положением, вытекать из него и быть совершенными в процессе его служебной деятельности или в связи с ней. Отсутствие такой связи исключает состав данного преступления.

Для ответственности за данное преступление необходимо также, чтобы, виновное лицо было наделено должностными или властными полномочиями в отношении лиц или организаций, которым его действия причиняют существенный вред.

Обязательными признаками объективной стороны являются также общественно опасные последствия в виде существенного наруше-

12 у

головное право России

353 г

ния правоохраяяемых интересов и причинная связь между действиями лица и нарушением. Стало быть, по своей конструкции данный состав материальный, преступление окончено с момента наступления указанного в законе последствия.*

Применительно к У К 1960 г. анализ практики выявил типичные формы последствий превышения служебных полномочий: физический вред личности (наиболее часто в виде телесных повреждений), нарушение основных законных прав граждан (право на жилплощадь, социальное обеспечение, на отдых и т.п.). Имущественный ущерб для данного преступления нетипичен.

Субъективная сторона преступления характеризуется только умышленной виной, о чем свидетельствует указание закона на явный характер выхода виновного за пределы полномочий. При этом умысел может быть как прямым, так и косвенным. Лицо сознает, что его действия явно выходят за пределы предоставленных полномочий, предвидит, что они приведут к причинению существенного вреда (нарушению) правоохраняемым интересам, и желает превысить свои полномочия и тем самым причинить указанные в законе последствия (прямой умысел) или сознательно это допускает (косвенный умысел). Явность превышения полномочий означает очевидность этого прежде всего для самого виновного, а также и для других лиц.

Из анализа судебной практики прошлых лет следовало, что преобладающей частью субъектов этого преступления были представители власти, 70%.**

Квалифицированный вид превышения должностных полномочий составляют те же действия, если они совершены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации и государственную должность субъекта РФ, а равно главой местного самоуправления (ч.2 ст.286 УК). Опасность преступления повышается за счет особо ответственного положения субъекта. Превышение служебных полномочий становится особо квалифицированным, когда оно сопровождается применением насилия или угрозой его применения, либо применением оружия или специальных средств либо виновный причиняет тяжкие последствия (ч.З ст.286 УК).

Применение насилия понимается как действия виновного, сопряженные с нанесением побоев, физической боли, ограничением его свободы, или причинением легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего. Этот квалифицирующий признак включает также угрозу применения названых форм насилия.

Под применением оружия следует понимать его фактическое использование для физического воздействия на потерпевшего путем причинения вреда его здоровью, а также для психического воздей-

Содержание существенных нарушений было рассмотрено в § 2. См.: Бюллетень Верховного Суда СССР 1990, N9 4.

354

етвкя путем угрозы применения такого насилия. При этом к ору-зкию относится лишь огнестрельное и холодное оружие в собственном смысле слова, предназначенное для поражения живой цели, для ношения и применения которого требуется специальное разрешение. Применение оружия включает фактическое использование его поражающих свойств или попытку его применения (выстрел, удар кинжалом).

Спецсредствами следует считать приспособления или устройства, предназначенные для отражения нападения преступников, прекращения массовых беспорядков и т.п. К числу таких средств относится использование наручников, смирительной рубашки, газовых пистолетов и баллончиков, средств «Черемуха», дубинок и т.п. Применение спецсредств при отсутствии законных оснований существенно повышает опасность превышения служебных полномочий. В то же время одна лишь демонстрация либо угроза применения специальных средств, не создававшие реальной опасности для жизни или здоровья потерпевшего, не образует квалифицированного вида данного преступления.

Тяжкие последствия в составе анализируемого преступления — категория оценочная, и их наличие является вопросом факта, зависит от обстоятельств конкретного уголовного дела. Тяжкие последствия могут заключаться в причинении по неосторожности смерти, в самоубийстве потерпевшего, психическом заболевании и т.п. Ко если при превышении полномочий должностное лицо совершает убийство или при отягчающих обстоятельствах причиняет тяжкий вред здоровью, деяние должно дополнительно квалифицироваться по ст.105 или ч.З ст.111 УК.

§ 4. Отказ в предоставлении информации

Федеральному Собранию Российской Федерации

или Счетной палате Российской Федерации

Суть данного преступления заключается в том, что должностное лицо, в обязанности которого входит представление Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ официальной информации, отказывается ее предоставить либо представляет неполные либо ложные данные (ч.1 ст.287 УК).

Объективная сторона посягательства состоит в одном из четырех действий должностного лица, в служебные обязанности которого входит предоставление информации (документов или материалов) в Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Государственную Думу Федерального Собрания РФ или Счетную палату РФ. Эти сведения могут представлять собой отчетность, относящуюся к определенной отрасли или сфере деятельности, данные бюджетно-финан-сового характера, сюда же относится и информация, требуемая Со-

355

ветом Федерация, Госдумой или их комитетами либо создаваемыми комиссиями для решения конкретных вопросов либо по запросам депутатов пли депутатских групп (фракций).

Первой формой совершения данного преступления является отказ соответствующего должностного лица представить в указанные органы нужную информацию. Отказ представляет собой открытое проявление нежелания представить требуемую информацию без уважительных причин.

Вторая форма (уклонение от представления информации) представляет собой более замаскированный вид отказа. В прямом смысле отказ здесь отсутствует, однако виновный под

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017