Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru

Наш телефон +7-905-5555-200

 

различными надуманными предлогами (непоступление данных с мест, трудности обработки материала, болезнь и т.п.) всячески уклоняется от представления информации.

Третья форма состоит в представлении виновным неполной информации, то есть содержащей не все сведения и данные, которые должны составлять ее содержание.

Четвертая форма заключается в представлении уполномоченным должностным лицом ложной, то есть не соответствующей действительности информации (неверные цифровые данные, искаженные сведения и т.п.)

Рассматриваемое преступление имеет формальный состав. Оно окончено с момента отказа виновного представить информацию либо с момента представления неполной или ложной информации.

Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом. Виновный сознает, что он либо отказывается представить в названные в законе органы информацию, которую он обязан представить, либо предоставляет ее заведомо неполную или ложную, и желает совершить эти действия.

Указание в законе на заведомость исключает все иные виды вины кроме прямого умысла. Мотив и цель в законе не указаны и для наличия данного состава значения пе имеют.

Субъектом преступления может быть только должностное лицо, в чьи служебные обязанности входит представление информации перечисленным в законе органам.

Квалифицированный вид этого посягательства налицо в тех случаях, когда те же деяния (отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации, либо предоставление ее в неполном или искаженном виде) совершены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта РФ (ч.2 ст.287 УК).

Особо квалифицированным данное преступление становится при наличии одного из указанных в законе (ч.З ст.287 УК) признаков: а) если эти действия сопряжены с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной вла-

356

сти; б) совершены группой лиц по предварительному сговору и^ > организованной группой (см. ст.35 УК) или в) повлекли тяжкие по следствия (существенный имущественный ущерб, нарушение ков ституционных прав значительной группы граждан и т.п.).

§ 5. Присвоение полномочий должностного лица

вот——

Это преступление в новом УК определяется как присвоение государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций (ст,288 УК).

Объективная сторона преступления заключается в самовольном, путем обмана, присвоении государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, которые в действительности должностными лицами не являются, полномочий должностного лица и совершении на этой основе действий, существенно нарушающих права и законные интересы граждан или организаций.

В законе не раскрывается способ присвоения виновными полномочий должностного лица. Они могут быть разнообразными. Наличие форменной одежды, поддельного документа, устное заявление о том, что лицо является должностным либо представляет органы власти (в частности, правоохранительные органы). При наличии поддельного документа совершенные затем действия виновного (названные в данной статье) квалифицируются по совокупности (по ет.ст.288 и 327 УК).

Присваиваются полномочия должностного лица виновным для совершения неправомерных, в том числе к преступных действий, что вытекает из указания закона на то, что последствием таких действий является существенное нарушение правоохраняемых интересов. Эти последствия (существенное нарушение составляет необходимый признак объективной стороны данного преступления).*

Между действиями виновного, совершенными в связи с незаконным присвоением полномочий должностного лица, и указанными в законе последствиями должна быть установлена причинная связь. Стало быть, данный состав сконструирован как материальный. Преступление будет оконченным с момента наступления последствия —• существенного нарушения правоохраняемых интересов.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновное лицо сознает, что оно самовольно и незаконно присваивает себе полномочия должностного лица и совершает действия, используя присвоенные полномочия, предвидит, что эти действия су-

одержание и типовые формы нарушения рассматривались в § 2 настоящей главы.

357

щественно нарушат охраняемые законом права и интересы граждан или организаций, и, злоупотребляя присвоенными полномочиями, желает их нарушить. В законе не указаны цели и мотивы преступления (чаще всего это корыстная или иная личная заинтересованность) и на квалификацию не влияют.

Субъектом присвоения должностных полномочий могут быть только лица, указанные в законе: государственные служащие или служащие органов местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами (см. примеч.4 к ст.285 УК).*

§ 6. Незаконное участие в частнопредпринимательской деятельности

В новом УК это преступление определяется как учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через посредника, вопреки запрету, установленному законом, если эти действия связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме (ст.289 УК). Данное преступление по его юридической природе можно считать специальным видом злоупотребления должностными полномочиями.

С объективной стороны оно состоит в учреждении должностным лицом организации, занимающейся предпринимательской деятельностью, либо в участии в управлении такой организацией, несмотря на прямое запрещение законом, если при этом виновный предоставляет такой организации льготы и преимущества или в иной форме покровительствует ей.

Предпринимательством на основании Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности* от 25 декабря 1990 г. следует считать любой вид деятельности, связанной с извлечением доходов.**

Организовываться и функционировать могут предприятия, находящиеся в муниципальной, частной собственности и собственности общественных организаций. Они имеют право заниматься любыми видами деятельности, вытекающими из их устава, кроме запрещенных законодательством РФ. Названный закон содержит перечень видов деятельности, которыми могут заниматься только государственные предприятия (например, производство оружия, взрывча-

' Включение данной статьи в анализируемую главу УК, очевидно, обусловливается двумя обстоятельствами. Это преступление посягает на тот же видовой (групповой) объект, что и другие преступления, входящие в эту главу. Кроме того, присваивая полномочия должностного лица, виновный фактически ставит себя на его место. Зачастую к тому же большинству I раздан полномочия тех или иных категорий должностных лиц конкретно неизвестны.

** См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1990, №30, ст.418.  --->.-

358

тых веществ, боеприпасов, изготовление лекарственных препаратов, наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ и

т.п.)-

Формами совершения данного преступления могут быть: учреждение (то есть организация) предприятия, которое занимается предпринимательской деятельностью, и участие в управлении такой организацией лично или через посредника. В последнем случае посредник используется для маскировки действий самого должностного лица. Обе формы предполагают использование виновным своего служебного положения. Виновный может создать частнопредпринимательскую организацию либо участвовать в управлении ею единственно благодаря занимаемому должностному положению, имеющихся у него по службе полномочий, при этом злоупотребляя ими. И та, и другая форма действий должностного лица незаконны. В законе Российской Федерации «Об основах государственной службы» имеется запрет государственным служащим (в том числе и должностным лицам) заниматься иной оплачиваемой деятельностью (в том числе предпринимательской) кроме педагогической, научной или иной творческой работы.*

Для наличия данного состава необходимо установить непосредственную связь между действиями должностного лица (создание предпринимательской организации либо участие в управлении ею) с предоставлением ей льгот и преимуществ (получение нужных для организации разрешений, документов вне очереди, первоочередное получение сырья и товаров, льготы при налогообложении и т.п.) либо с покровительством в иной форме (освобождение от контроля со стороны налоговых и других органов, ревизий, проверок и т.п.).

Субъективная сторона выражается в прямом умысле. Виновное лицо сознает, что, используя свои должностные полномочия, учреждает организацию, занимающуюся предпринимательской деятельностью, или участвует в управлении ею, несмотря на прямой запрет закона (воспрещающего ему это как государственному служащему), и предоставляет ей льготы и преимущества либо в иной форме покровительствует ей, и желает совершать эти действия.

Несмотря на отсутствие в законе указания на цель действий виновного, она очевидно вытекает из его смысла: они совершаются им для извлечения незаконной имущественной выгоды.

Субъектом данного преступления является должностное лицо, располагающее возможностью использовать свои служебные полномочия для предусмотренных в ст.289 УК действий.

* См.: Российская газета, 3 августа 1995 г.

359

•*         § 7. Получение взятки

1:         -4-*

Получение взятки — самое тяжкое из анализируемой группы преступлений. Его особая опасность в том, что должностное лицо, используя свои служебные полномочия, подрывает престиж работников государственной власти, государственных служащих, указанных в законе (см. п.п.1, 2, и 3 примеч.к ст.285 УК), органов власти к управления, создает у многих людей впечатление о том, что все их желания и прежде всего те, для удовлетворения которых нет оснований, могут быть удовлетворены за мзду, превращает занимаемую должность в предмет купли-продажи.

Новый УК определяет это преступление как получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно покровительство или попустительство по службе (ч.1 ст.290 УК).

Необходимым признаком данного преступления является предмет преступления — взятка. В общем виде взятка — любая незаконная выгода имущественного характера.

В новом УК раскрывается содержание взятки — деньги, ценные бумаги, иное имущество и выгоды имущественного характера.

Содержание и формы взятки разъяснялись в неотмененном постановлении Пленума Верховного суда СССР «О судебной практике по делам о взяточничестве» от 30 марта 1990 г, Суть ее составляют деньги или ценные бумаги, валюта (наиболее часто), дорогостоящие вещи, имущество (мебельные гарнитуры, оборудование кухни), импортная аудиозидеотехника, автомашины, антикварные и коллекционные предметы (монеты, марки). Другую форму взятки составляют выгоды имущественного характера, оказываемые виновному безвозмездно, услуги, подлежащие оплате (предоставление санаторных и туристических путевок, круизов, проездных билетов на различные виды транспорта, производство ремонтных, реставрационных, строительных работ).* Безвозмездность получения взятки может быть полной и частичной (получение ценной вещи за бесценок, по значительно меньшей стоимости, чем действительная).

В современных условиях выявились новые предметы взяточничества: приобретение или аренда помещений или квартир, дачных участков, перевод денежных средств с банковских счетов в наличные, приватизация предприятий, торговых организаций. Пре-

* См.: Бюллетень Верховного Суда СССР, 1990, № 3, с.9-13, № 6, е.32-41. 360

терпели изменения и формы взяток. За совершение должностными лицами действий в пользу взяткодателя им открывают счета в зарубежных банках, приобретают на их имя или на имя близких им людей недвижимость как в России, так и за рубежом, организуются престижные выезды в качестве «специалистов», «консультантов» и т.п. с выдачей крупных сумм в валюте.

Анализ практики выявил две основные формы получения взяток: открытую и завуалированную. В первой ситуации взяткодатель лично или через посредника непосредственно передает взяткополучателю предмет взятки. Вторая ситуация, как правило, облекается во внешне законные формы (совместительство, выплаты по договору или соглашению, премии (работа не выполнялась, для премий не было оснований).

Объективная сторона данного преступления заключается в получении должностным лицом лично или через посредника взятки (содержание ее раскрыто выше) за действия (бездействие) в пользу взяткодателя, если такие входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за покровительство или попустительство по службе (ч.1 ст.290 УК). В законе говорится о получении виновным взятки лично или через посредника. В последнем случае (а делается это обычно для маскировки) должно быть доказано, что имущественную выгоду, предоставляемую через посредника, должностное лицо воспринимает именно как исходящую от взяткодателя, действующего через посредника.

В новом УК указывается, что взятка получается виновным за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.*

Использование лицом служебного положения выражается в одной из трех форм: а) действия (бездействие), входящие в круг его служебных полномочий, б) способствоаание таким действиям (очевидно, со стороны иных должностных лип) и в) общее покровительство или попустительство по службе.

Типичной на практике является первая форма. Суть ее в получении виновным взятки за действия (бездействие), входящие в круг его прав и полномочий (решение кадровых вопросов, распоряжение денежными средствами и кредитами, взыскания и поощрения, непроведение инвентаризаций и ревизий, сокрытие недостачи у подчиненных материальных ценностей и т.п.).

* Формулировка нового УК значительно точнее и удачнее сравнительно с УК 1950 г, где суть объективной стороны была изложена таким образом, что действие (бездействие) с использованием служебного положения отрывалось от факта получения взятки {ст.173 УК 1960_г.). Это приводило к немалому числу случаев осуждения за получение имущественной выгоды при недоказанности и даже отсутствии со стороны должностного лица Действий (бездействия) в пользу взяткодателя.

351

Для второй формы характерно использование должностных полномочий в широком смысле слова, то есть возможностей воздействовать на других лиц, от которых зависит нужное для взяткодателя решение (связей, авторитета, взаимных услуг и т.п.).*

Третью форму использования должностных полномочий составляет общее покровительство или попустительство по службе. Представляется, что такой способ злоупотребления полномочиями составит признак данного преступления, если покровительство (или протекционизм) принимает конкретные формы (незаслуженные премии и другие поощрения, продвижение по службе, отпуск конкретным организациям и фирмам дефицитных товаров и т.п.). Попустительство также должно носить конкретный характер (непринятие мер по фактам недостач материальных ценностей, нереагирование на правонарушения, прогулы, явку на работу в состоянии опьянения и т.п.).

В новом УК нет указаний на необходимость установить обусловленность взяткой использования лицом своих служебных полномочий, хотя первая форма их использования дает для этого основания. Не говорит закон (как и УК 1960 г.) и о необходимости предварительного соглашения между взяткополучателем и взяткодателем, так же как и о времени дачи взятки (до или после совершения действий).**

Действительно, время получения взятки для наличия состава данного преступления не имеет. Обусловленность же взятки использованием служебных полномочий в пользу взяткодателя требуется, и вытекает она из формулировки ст.2ЭО УК, поскольку закон прямо указывает (первая форма) на совершение за взятку действий, находящихся в пределах должностных полномочий виновного, его служебной компетенции. Из этого следует и обратное: ззятка-воз-награждение образует данный состав, когда получение незаконного вознаграждения было обусловлено до совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя, хотя взятка может быть передана и после выполнения должностным лицом действий.

В последние годы действия УК 1960 г. судебная практика в целом склонялась к такой оценке.***

* Применительно к УК 1960 г. Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 30.03.90 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве» придерживался широкой трактовки признака использования служебного положения (см.; Бюллетень Верховного Суда СССР, 1990, №3,с.Ю).

** Упоминавшийся Пленум Верховного Суда в постановлении по делам о взяточничестве от 30.03.90 г разъяснял, что предварительной обусловленности взяткой использования служебного положения виновным, равно как и предварительной договоренности о даче-получении взятки не требуется, не имеет значения и время получения взятки — до или после совершения действий. Взяточничество равным образом образует как взятка-подкуп, так и взятка-вознаграждение (см. Бюллетень Верховного суда СССЕ 1990, № 3, с.10).

*" См., например, Бюллетень Верховного Суда СССР, 1986, № 4, с.30-31, 1989, Мг 1, С.26-27идр.  . -

362

Не образует состава получения взятки принятие должностным ляцом презентов, подарков, сувениров и т.д. в связи с юбилейными датами, награждением государственными наградами, присвоение почетных званий и т.п.

В законе сказано о получении взятки за совершение действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. Таким образом, преступление налицо и тогда, когда за взятку удовлетворяются интересы как самого взяткодателя, так и тех, кого он представляет (организации, учреждения, близкие люди). Долгое время в связи с нечеткой формулировкой ст.173 УК 1960 г. дискуссионным в теории и на практике был вопрос о степени конкретности действий, совершаемым виновным за взятку.* Действующий УК, как уже было сказано, дает основания полагать, что анализируемый состав предполагает совершение за взятку конкретного действия (или бездействия). Даже если она дается за покровительство либо попустительство, то и другое выражается в конкретных формах.

Получение взятки сконструировано как преступление с формальным составом. Оно окончено, когда должностное лицо получает обусловленную взятку. Если взятка не получена по причинам, не зависящим от взяткополучателя, хотя предпринимались меры для ее вручения, содеянное образует покушения на получение взятки.

Субъективная сторона получения взятки характеризуется прямым умыслом. Виновное лицо сознает, что получает незаконную имущественную выгоду (взятку) за совершение действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, либо воздействует на других лиц, либо оказывает взяткодателю покровительство или попустительство с использованием своих должностных полномочий, и желает получить взятку.

Хотя в законе не указан корыстный мотив как обязательный субъективный признак, он вытекает из сути данного преступления.

Квалифицированный вид получения взятки (ч.2 ст.290 УК). УК квалифицирующим признаком считает получение взятки за незаконные действия (бездействие). Этот признак повышает опасность преступления за счет того, что виновный получает взятку за действия (бездействие), которые сами по себе являются незаконными и должны быть пресечены.

Суть этого признака может выражаться двояко: а) взятка получается виновным за неправомерные действия, не составляющие преступления (внеочередное неосновательное предоставление квартиры, сокрытке прогулов, явки на работу в пьяном виде, нереагирование на допущенные проступки и т.п.), и б) за взятку виновный со-

Согласно одной позиции состав имелся лишь при совершении за взятку виновным лицом конкретных действий. Другая позиция признавала наличие взяточничества не только в этих случаях, но и когда вознаграждение вручалось за общее благоприятствование и даже «на всякий случай».

363

вершаёт преступные дейсгвия (служебный лодл^-г, соучастие ь хищении, сокрытие преступления). Б первой ситуации содеянное охватывается составом ч,2 ст.290 УК и дополнительной квалификации не требует. Во второй — налицо совокупность преступлений.

В ч.З ст.290 УК квалифицирующим признаком данного преступления закон признает получение взятки (как за правомерные, так и за незаконные действия) лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта РФ, а равно главок местного самоуправления. Опасность взяточничества повышается здесь за счет особо ответственного положения взяткополучателя, наделенного значительно большим объемом полномочий по сравнению с другими должностными лицами, а следовательно, и большей ответственностью.

Особо квалифицированный вид получения взятки составляют следующие признаки: а) получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) неоднократно; в) с вымогательством взятки и г) в крупном размере.

Суть первого признака заключается в том, что получение взятки совершено группой лиц, образующих одну из форм соучастия. При зтом получение взяткя по предварительному сговору группой лиц будет налицо при следующих условиях: а) в получении взятки должно участвовать не менее двух должностных лиц; 6) между ними должно быть достигнуто соглашение о получении взяткя до ее получения; в) каждый участник группы должен совершить хотя бы часть действий в пользу взяткодателя с использованием служебных полномочий и г) каждый из участников должен получить какую-то часть взятки (или взяток).

В соответствии с законом, дающим определение организованной группы (ч.З ст.35 УК), для наличия этого признака виновные должностные лица должны заранее объединиться для получения взятки (или взяток) в устойчивую преступную группу. Условия ответственности за эту форму группового получения взятки (или взяток) по сути не отличаются от условий ответственности за данный квалифицирующий признак применительно к группе по предварительному сговору. Особенностью этой формы является то, что лицо, создавшее организованную группу взяточников либо руководившее ею, отвечает за все преступления, совершенные участниками группы (в данном случае получение взяток) если они охватывались его умыслом (ч.З ст.35 УК).

Второй признак — неоднократность получения взяток — применительно к прежнему УК не раз получал разъяснение.

Неоднократность понимается двояко: а) получение взятки не менее двух раз, если не истекли сроки давности привлечения к ответственности за предыдущее преступление и б) одновременное получе-ттие взятки от нескольких лиц, если в интересах калсдого из взятко-

 

364

лателей совершается отдельное действие. В то же время ке образуется неоднократности в ситуации, когда взятка получалась виновным в несколько приемов за выполнение (или невыполнение) одного действия в пользу взяткодателя. Не будет неоднократности и при получении взятки от нескольких лиц, за совершение в их интересах одного и того же действия.*

Суть третьего признака — вымогательства взятки — состоит либо в требовании должностного лица дать взятку под угрозой ущемить (нарушить) правоохраняемые интересы взяткодателя, либо в доставлении последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку для предотвращения или прекращения нарушения его законных интересов.** Из этого следует, что вымогательство взятки реализуется как в открытой, так и в завуалированной форме. При открытой форме имеет место прямое требование взяткодателя дать взятку, подкрепленное реальной угрозой нарушить правоохраняемые интересы взяткодателя. Виновный при этом может угрожать совершением в отношении потерпевшего незаконных действий (узоякть с работы при отсутствии к тому оснований, перевести на нижеоплачиваемую работу) либо несовершением законных действий (предоставить квартиру имеющему на это право, занять'должность в соответствии с

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017