Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru

Наш телефон +7-905-5555-200

 

дающие (или выполнявшие ранее) обязанности по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности, а также их близкие. При этом понятие «близкие» рассматривается в судебной практике довольно широко. В постановлении Пленума Верховного Суда РСФСР от 4 мая 1990 г. № 3, в редакции постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. № 11 «О судебной практике по делам о вымогательстве» разъясняется, что под близкими потерпевшего следует понимать близких родственников, перечисленных в ст.34 УПК РСФСР (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, днуки, супруг), а также иных лиц, жизнь, здоровье и благополучие которых в силу сложившихся жизненных обстоятельств дороги потерпевшему.* Это разъяснение Пленума Верховного Суда РФ применимо и к рассматриваемому составу преступления.

Объективная сторона данного преступления выражается в посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких.

Понятие «посягательство на жизнь* впервые было введено в уголовное законодательство Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении ответственности за посягательство на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции и народных дружинников»** от 15 февраля 1962 г., соответствующая норма которого была включена в УК РСФСР в виде ст.1912. В первое время при применении этой нормы как в судебной практике, так и в на^уке уголовного права выявились различные подходы в понимании термина «посягательство на жизн&*. В целях единообразного применения данной нормы Пленум Верховного Суда СССР в своем Постановлении от 3 июля 1963 г. № 7 разъяснил, что под-ласягательством на жизнь надлежит рассматривать убийство или покушение на убийство.*** В настоящее время такое понимание посягательства на жизнь является общепризнанным и оно полностью применимо к составу преступления, предусмотренного ст.317 УК,

Признание того, что посягательство на жизнь лиц, указанных в ст.317 УК, может выразиться не только в убийстве, но и в покушении на убийство этих лиц, означает, что рассматриваемое преступление в отличие от убийства как преступления против личности (ст. 105 УК) считается оконченным с момента покушения на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких. Это свидетельствует об особом значении, которое придает законодатель борьбе с указанным преступлением.

* См.: Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. 1961-1993, М., 1994,с.285.

" См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1962, № 8, ст.83

*** См.: Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР. 1924-1977. Часть 2. М., 1978,0.251.

:           423

Поскольку посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего и их близких считается оконченным с момента покушения, то умышленные действия, непосредственно направленные на убийство этих лиц, должны квалифицироваться по ст.317 УК без ссылки на ст.30 УК.

Если преступление, направленное против жизни сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего и их близких, имело своим последствием причинение потерпевшим вреда здоровью, то независимо от его тяжести все содеянное полностью охватывается составом преступления, предусмотренного ст.317 УК. Применение статей 111, 112, 115 УК в таких случаях будет излишним, так как причинение вреда здоровью в данном случае является лишь одним из способов совершения более тяжкого преступления — посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких.

В практике могут встречаться случаи приготовления к убийству сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких. Например, приготовление будет в действиях лица, которое приобрело пистолет для убийства работника милиции из мести за его активную работу по охране общественного порядка. Ввиду того, что при приготовлении к убийству нет еще непосредственного посягательства на жизнь потерпевшего, случаи приготовления к убийству не охватываются понятием «посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких и квалифицируются по ст.ст.ЗО и 317 УК (в приведенном выше примере в действиях виновного лица содержится также состав преступления, предусмотренного ст. 222 УК).

Угроза убийством сотруднику правоохранительного органа, военнослужащего или их близких не подпадает под признаки ст.317 УК. Такая угроза в зависимости от обстоятельств дела должна квалифицироваться как применение насилия в отношении представителя власти по ст.318 УК либо как преступление против личности по ст.119 УК.

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего квалифицируется по ст.317 УК только при том условии, если оно направлено на воспрепятствование их законной деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности или совершено из мести за такую деятельность.

К деятельности сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, в частности, относится: несение ими постовой или патрульной службы на улицах и в общественных местах; поддержание порядка во время проведения демонстраций, митингов, зрелищ, спортивных соревнований и других массовых ме-

424

родриятий. при ликвидации последствий аварий, общественных и стихийных бедствий; предотвращение или пресечение противоправных посягательств. При этом ответственность по ст.317 УК наступает независимо от того, находится сотрудник правоохранительного органа или военнослужащий на дежурстве или же по своей инициативе либо по просьбе граждан принял меры к предотвращению, нарушений общественного порядка или пресечению преступления. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего может быть совершено как во время исполнения ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, так и тогда, когда они не исполняют этих обязанностей. Однако для квалификации по ст.317 УК требуется установить, что посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего совершено по поводу их деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Если же посягательство на жизнь указанных лиц не связано с их деятельностью по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, то оно должно квалифицироваться по соответствующим статьям УК о преступлениях против личности.

При применении ст.317 УК необходимо также иметь в виду, что в диспозиции этой статьи говорится о воспрепятствовании законной деятельности сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих по охране общественного порядка и обеспечению • общественной безопасности. Если же посягательство на жизнь этих лиц было направлено на воспрепятствование незаконной их деятельности, то вопрос об ответственности виновных решается с учетом признаков фактически совершенных действий, а также требований статей Уголовного кодекса, определяющих условия правомерности необходимой обороны и крайней необходимости (статьи 37, 38, 39 УК). Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется умышленной виной. Умыслом виновного охватывается, что он посягает на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего иди их близких. Если по обстоятельствам дела виновный не знал, что он посягает на жизнь указанных в ст.317 УК лиц, то совершенное им преступление должно быть квалифицировано по статье главы 16 УК, предусматривающей ответственность за убийство. Для квалификации совершенного преступления по ст.317 УК требуется установить наличие у виновного прямого умысла, направленного на лишение жизни потерпевшего, поскольку а законе говорится о специальной цели и мотиве совершения Данного преступления. В качестве необходимого признака состава этого преступления закон предусматривает цель воспрепят-ствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

425

Поэтому ст.317 УК может быть применена только в том случае, если по делу установлено наличие у виновного указанной дели. При ее отсутствии совершенное деяние должно квалифицироваться но соответствующей статье УК о преступлениях против личности.

Одним из альтернативно необходимых признаков посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких является также мотив — месть за деятельность указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Наличие такого мотива законом предусмотрено как альтернатива рассмотренной выше цели.

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких может быть совершено в связи с тем, что они делали замечания, задерживали за нарушение общественного порядка или пресекали преступные действия самого виновного лица либо его родственников, близких, знакомых и т.п. Вместе с тем состав рассматриваемого преступления будет в действиях и такого лица, которое совершает посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких только за то, что эти лица по роду своей службы принимают участие в охране общественного порядка и в обеспечении общей ственной безопасности. Для состава преступления, предусмотренно] го ст.317 УК, не требуется, чтобы потерпевший применял меры воз* действия к виновному либо к его близким, знакомым и т.д.1 Необходимо лишь установить, что посягательство на жизнь сотруд-1 ника правоохранительного органа, военнослужащего или их близ-1 них было совершено из мести за деятельность указанных лиц по ох-1 ране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Если же мотивом совершения посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких явились личные неприязненные отношения, сложившиеся на бытовой, семейной, служебной или иной почве, то такое посягательство должно квалифицироваться по статьям УК о преступлениях против личности. Например, убийство работника милиции из ревности должно квалифицироваться по чЛ ст.105 УК.

Неосторожное причинение смерти сотруднику правоохранительного органа, военнослужащему или их близким должно квалифицироваться по ст.109 УК, потому что в таком случае не может быть речи об указанной цели и мотиве совершения преступления. Субъектом рассматриваемого преступления может быть лидо, достигшее 16-летнего возраста. Действия лиц от 14 до 16-летнего возраста, совершивших посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких, должны квалифицироваться по п.«б» ч.2 ст.105 УК.

Рассматриваемое преступление необходимо отличать от сход-

426

ных с ним составов преступлений, предусмотренных другими статьями УК.

По отношению к ст.105 УК, которой предусмотрена ответственность за умышленное убийство, ст.317 УК является специальной нормой. При конкуренции общей и специальной норм должна применяться специальная норма, то есть ст.317 УК. Вместе с тем преступление, предусмотренное ст.317 УК, по ряду признаков отличается от состава преступления, предусмотренного ст.295 УК, которая по отношению к ст.105 УК также является специальной нормой. Отличие проводится главным образом по объекту посягательства и кругу лиц, которые могут быть потерпевшими от преступления. Статья 295 УК помещена в главе 31 УК («Преступления против правосудия»). По этой статье квалифицируется посягательство на жизнь лиц, осуществляющих правосудие или предварительное расследование, и их близких. Объектом этого преступления является нормальная деятельность органов правосудия и предварительного расследования и жизнь указанных в ст.295 УК лиц, а именно: судей, присяжных заседателей или иных лиц, участвующих в отправлении ' правосудия, прокуроров, следователей, лиц, производящих дознание, защитников, экспертов, судебных приставов, судебных исполнителей и их близких.

По объекту, а также по признакам субъективной стороны преступление, предусмотренное ст.317 УК, отличается от террористического акта (ст.277 УК). Статья 277 УК входит в главу 29 УК «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства» и предусматривает ответственность за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность. Объектом этого преступления являются основы конституционного строя и безопасность государства, а также жизнь государственных и общественных деятелей. Для субъективной стороны характерными являются цель и мотив совершения преступления. Террористический акт совершается в целях прекращения потерпевшими их государственной или иной политической деятельности или, мести за такую деятельность. Применение насилия в отношении представителя власти (ст.318 УК). Часть 1 ст.318 УК устанавливает ответственность за применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, а также за угрозу применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.

Применение насилия в отношении представителей власти является одним из опасных посягательств на деятельность органов власти. Опасность таких посягательств заключается в том, что они могут нарушить нормальную деятельность органов власти и вместе с тем

427

причинить вред личности представителей власти или их близких.

Рассматриваемое преступление посягает на два непосредственных объекта: 1) на нормальную деятельность органов власти и 2) на здоровье и телесную неприкосновенность представителей власти и их близких.

Согласно примечанию к ст.318 УК, представителем власти в данной статье и в других статьях Уголовного кодекса признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношений лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Определение признаков должностного лица содержится в примечании к ст.285"УК. Их анализ дан в главе XVI настоящего учебника.

О том, какие органы относятся к правоохранительным, было сказало выше при характеристике состава преступления, предусмотренного ст.317 УК. К контролирующим органам, о которых говорится в ст.318 УК, относятся органы государственной налоговой службы, государственного страхового надзора, государственного са-нитарно-эпидемиологического надзора, государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, государственного атомного надзора и др.

К иным должностным лицам в смысле ст.318 У К относятся должностные лица других звеньев государственного аппарата и местного самоуправления, которые выполняют функции власти. Представителями власти являются не все должностные лица, а только те, которые наделены в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Для признания лица представителем власти необходимо занятие им по результатам выборов, назначению или иным законным путем должности в органах законодательной, исполнительной или судебной власти либо в органах местного самоуправления.

Не являются представителями власти представители общественности, выполняющие обязанности по охране общественного порядка или контрольные функции •— общественные контролеры, народные дружинники, общественные инспекторы ГАИ, члены товарищеских судов и т.п. Закон понимает под представителем власти только должностных лиц, входящих в состав аппарата органов власти, либо органов местного самоуправления, наделенных властными полномочиями.

Необходимо отметить, что признаками состава преступления, предусмотренного ст.318 УК, не охватываются случаи применения насилия в отношении представителей власти, участвующих в отправлении правосудия или в производстве предварительного расследования. Угроза или насильственные действия в связи с осуществ-

428

лением правосудия или производством предварительного расследо-' ранил выделены в качестве самостоятельного состава преступления, предусмотренного ст.296 УК. Поэтому насильственные действия в отношении судей, прокуроров, следователей, лиц, производящих дознание, и других представителей власти, участвующих в осуществлении правосудия или производстве предварительного расследования, в связи с такой деятельностью квалифицируются по ст.296 УК.

Потерпевшими при совершении преступления, предусмотренного ст.318 УК, наряду с представителями власти, могут быть также их близкие.

Объективная сторона рассматриваемого преступления может выражаться в применении насилия либо в угрозе применения насилия в отношении представителей власти или их близких.

По ч.1 ст.318 УК квалифицируется применение к представителям власти или их близким насилия, не опасного для жизни и здоровья потерпевшего. Под таким насилием понимаются действия, не причинившие вреда здоровью (удары, побои, лишение или ограничение свободы и т.п.).

Объективная сторона данного преступления может выразиться также в угрозе применения к представителю власти или к его близким насилия. Угроза является психическим насилием над представителем власти. Закон в данном случае не уточняет характер насилия, применением которого угрожает виновный. Из этого можно заключить, что преступник может угрожать виновному как причинением вреда здоровью любой тяжести, так и убийством.

Физическое и психическое насилие в отношении представителей власти или их близких квалифицируется по ст.318 УК только при том условии, что оно применено к потерпевшим в связи с исполнением ими своих должностных обязанностей. Термин «в связи с исполнением должностных обязанностей» шире понятия «при исполнении должностных обязанностей», о котором говорится в ст.319 УК. Понятием «в связи с исполнением должностных обязанностей» охватывается применение насилия по отношению к представителям власти как во время исполнения ими своих должностных обязанностей, так и тогда, когда они не исполняют этих обязанностей. Разрыв во времени между исполнением представителем власти своих должностных обязанностей и применением в отношении его или его близких физического или психического насилия в данном случае не имеет значения для квалификации преступления. Однако для квалификации совершенного преступления по ст.318 УК следует установить, что насилие в отношении представителя власти или его близких применено по поводу исполнения ими своих должностных обязанностей. В противном случае деяние подлежит квалификации по соответствующим статьям УК о преступлениях против личности.

429

-с Оконченным данное преступление считается с момента применения насилия или угрозы применения насилия в отношения представителя власти или его близких. Для состава данного преступления не требуется, чтобы представитель власти прекратил или изменил характер своей деятельности связанной, с исполнением им должностных обязанностей.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом: виновный сознает, что он применяет насилие по отношению к представителю власти или его близким, и желает этого. При этом виновный применяет насилие в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей. Преступления, совершенные в отношении представителей власти и их близких на почве личных взаимоотношений или конфликтов, надлежит рассматривать как преступления против личности и квалифицировать по соответствующим статьям УК.

В ч,2 ст.318 УК предусмотрен квалификационный состав данного преступления. Закон устанавливает повышенную ответственность за применение в отношении представителей власти и их близких насилия, опасного для жизни и здоровья потерпевших. Под ним понимается насилие, причинившее здоровью реальный вред любой тяжести: легкий, средней тяжести или тяжкий, а также насилие, которое не причинило вреда здоровью, но по способу применения ставило жизнь и здоровье потерпевшего в реальную опасность. Причинение вреда здоровью охватывается составом преступления, предусмотренного ч.2 ст.318 УК, и дополнительной квалификация по статьям УК, предусматривающим ответственность за преступления против личности, не требует.

Субъектом рассматриваемого преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста. В тех случаях, когда причиняется тяжкий или средней тяжести вред здоровью представителей власти и их близких в связи с исполнением ими своих должностных обязанностей лицом в возрасте от 14 до 16 лет, содеянное квалифицируется по ст.111 или 112 УК.

Оскорбление представителя власти (ст.319 УК). Статья 319 УК устанавливает ответственность за публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением. Общественная опасность этого преступления заключается в том, что оно унижает достоинство представителей власти, тем самым подрывается авторитет органов власти, что может привести к нарушению их нормальной деятельности.

Непосредственным объектом данного преступления является нормальная деятельность органов власти и их авторитет. Дополнительным объектом выступают честь и достоинство представителей власти.

430

Потерпевшими при совершении этого преступления являются только представители власти. Характеристика понятия «представитель власти» содержится в примечании к ст.318 УК.

Необходимо отметить, что новый УК (Б отличие от прежнего) не предусматривает специального состава оскорбления представителей власти, осуществляющих правосудие, как и лиц, ведущих предварительное расследование. Поэтому оскорбление таких должностных лиц в связи с их деятельностью по осуществлению правосудия или предварительного расследования также охватывается признаками состава преступления, предусмотренного ст.319 УК.

Оскорбление должностных лиц, не являющихся представителями власти, квалифицируется по ст. 130 УК.

Объективная сторона рассматриваемого преступления заключается в публичном оскорблении представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением. В ст. 130 УК оскорбление определяется как унижение чести и достоинства лица, выраженное в неприличной форме. Указанные признаки оскорбления присущи и составу рассматриваемого преступления. Преступление, предусмотренное ст.319 УК, выражается в унизительном и обидном обхождении с представителями власти, которое роняет их авторитет в глазах окружающих, а также унижает их честь и достоинство.

Для состава рассматриваемого преступления весьма важным является форма, в которой высказана отрицательная оценка личности или конкретного поступка потерпевшего. В законе говорится об унижении чести и достоинства человека, выраженном в неприличной форме. Поэтому не будет признаков оскорбления в действиях лица, сделавшего представителю власти в корректной форме замечание, хотя оно и было неприятно последнему» независимо от того, было ли оно обоснованным.

Оскорбление может быть нанесено словесно (путем произнесения в адрес потерпевшего неприличных выражений), в письменной форме либо в средствах массовой информации. Оно может заключаться также в действиях, например, в нанесении пощечин, сгцибании головного убора, в различного рода неприличных телодвижениях.

Необходимым признаком рассматриваемого преступления является публичное нанесение оскорбления представителю власти. Авторитет представителей власти может быть подорван только при условии публичного нанесения им оскорбления. Если же оскорбление представителю власти нанесено один на один либо при условиях, которые исключали возможности третьим лицам сознавать, что потерпевшему нанесено оскорбление, то действия виновного должны квалифицироваться по ст.130 УК, то есть как преступление про-тав личности.

431

Необходимым условием для квалификации совершенного преступления по ст.319 УК является нанесение оскорбления представителю власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением. Характеристика понятий «при исполнении должностных обязанностей* и «в связи с исполнением должностных обязанностей» дана при рассмотрении признаков состава преступления, предусмотренного ст.318 УК.

Особенностью состава анализируемого преступления является то, что оскорбление представителя власти квалифицируется по данной статье не только в том случае, когда оно нанесено при исполнении им своих должностных обязанностей, но и хотя бы не при исполнении, однако в связи с исполнением должностных обязанностей. Состав данного преступления будет налицо, если, например, родственник осужденного, встретив на улице прокурора, оскорбит его за то, что он выступал на процессе с обвинительной речью.

Рассматриваемое преступление считается оконченным с момента нанесения оскорбления представителю власти. Наступление вредных последствий в данном случае находится за рамками состава преступления и может быть судом учтено при определении виновному меры наказания.

 

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017