Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru

Наш телефон +7-905-5555-200

 

С субъективной стороны состав рассматриваемого преступления характеризуется прямым умыслом. Субъект сознает, что он наносит публичное оскорбление представителю власти при исполнении им своих должностных обязанностей либо в связи с их исполнением, и желает этого. Если субъект по обстоятельствам дела не сознавал этого, то он должен нести ответственность за оскорбление личности по ст. 130 УК.

По ст.130 УК должно квалифицироваться также оскорбление представителя власти из побуждений личного характера (ревность, корысть и др.). не связанных с исполнением им.своих должностных обязанностей.

Субъектом преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Оскорбление представителя власти необходимо отличать от смежных преступлений.

Оскорбление, совершенное путем активных действий (например, нанесение пощечины), по внешним признакам сходно с преступлением, предусмотренным ст.318 УК (применение насилия в отношении представителя власти). Различаются эти преступления как по объективным, так и по субъективным признакам. Если наряду с нормальной деятельностью органов власти непосредственным объектом оскорбления представителя власти является честь и достоинство последнего, то, совершая преступление, предусмотренное ст.318 УК, виновный посягает на здоровье или телесную неприкосновенность потерпевших и на их нормальную служебную деятель-

432

ность. Нанося оскорбление, виновный преследует цель унизить потерпевшего, причинить ему моральные страдания. Применяя насилие к представителю власти, субъект имеет целью нанести вред здоровью дотерпевшего либо причинить ему физическую боль.

В судебной практике встречаются случаи, когда в действиях виновного одновременно содержатся признаки различных посягательств на нормальную деятельность представителей власти по исполнению ими своих должностных обязанностей (например, оскорбление и применение насилия либо оскорбление, соединенное с посягательством на жизнь сотрудника правоохранительного органа). В таких случаях совершенное должно квалифицироваться по статье УК, предусматривающей ответственность за наиболее тяжкий вид посягательства из числа совершенных виновным. Совокупность нескольких преступлений такие деяния образуют только в тех случаях, когда они были совершены в разное время и не охватывались единым намерением, то есть образуют реальную совокупность преступлений.

Рассматриваемое преступление имеет сходство с хулиганством (ст.213 УК), Сложности, возникающие при отграничении этого преступления от хулиганства, заключаются в том, что с объективной стороны хулиганство может выразиться в оскорблении представителя власти. Различаются эти два преступления по объекту и по субъективной стороне. Основным объектом хулиганства является общественный порядок. При совершении этого преступления виновный сознает, что он грубо нарушает общественный порядок, и желает этого. Его мотивом являются хулиганские побуждения, явное неуважение к обществу. Если оскорбление представителя власти совершается из хулиганских побуждений, в целях проявления явного неуважения к обществу, то оно должно квалифицироваться по ст.213 УК. При отсутствии указанных признаков хулиганства оскорбление представителей власти при исполнении ими своих должностных обязанностей или в связи с исполнением таких обязанностей квалифицируется по ст.319 УК.

По совокупности с хулиганством оскорбление представителя власти квалифицируется только при условии, если оно представляет собой самостоятельное преступление, то есть в случаях реальной совокупности преступлений.

Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст.320 УК). Уголовная ответственность за данное общественно опасное деяние предусмотрена в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»* от

См.: Российская газета, 26 апреля 1995 г.

433

22 марта 1995 г. Как сказано в преамбуле названного закона, предусмотренная им система мер защиты жяани, здоровья и имущества указанных в нем лиц устанавливается в целях обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников федеральных органов государственной охраны, осуществляющих функции, выполнение которых может быть сопряжено с посягательствами на их безопасность. Целью установления этих мер является также создание надлежащих условий для отправления правосудия, борьбы с преступлениями и другими правонарушениямн. Закон подробно регламентирует систему мер государственной защиты указанных Б нем лиц и порядок их применения. К ним, в частности, относятся: личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; временное помещение в безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы; переселение на другое место жительства; замена документов, изменение внешности. В ст.19 данного закона говорится об ответственности за разглашение сведений об осуществляемых мерах безопасности в отношении защищаемых лиц. Это положение закона нашло конкретизацию в двух статьях Уголовного кодекса: ст.311 (разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса) и ст.320 (разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного иди контролирующего органа).

Частью 1 ст.320 УК предусматривается ответственность за разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, а также его близких, если это деяние совершено в целях воспрепятствования его служебной деятельности.

Общественная опасность разглашения сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении названных лиц, заключается в том, что преступники получают возможность воспрепятствовать законной деятельности должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов или отомстить им за такую деятельность. Преступление, предусмотренное ст.320 УК, посягает на два непосредственных объекта: 1) на нормальную деятельность правоохранительных и контролирующих органов и 2) на личность должностных лиц этих органов или их близких.

Более подробная характеристика понятий должностного лица правоохранительных и контролирующих органов дана при рассмотрении состава преступления, предусмотренного ст.318 УК (применение насилия в отношении представителя власти).

По объекту посягательства рассматриваемое преступление от-

434

личается от состава преступления, предусмотренного ст.311 УК, объектом которого является нормальная деятельность органов правосудия по уголовным делам и личность судей, присяжных заседателей и других участников уголовного процесса, указанных в диспозиции данной статьи Уголовного кодекса.

Объективная сторона рассматриваемого преступления заключается в разглашении сведений о мерах безопасности, которые предусмотрены вышеназванным Федеральным законом от 22 марта 1995 г. и применяются в отношении должностного лица правоохранительного либо контролирующего органа в связи с их служебной деятельностью, а также их близких.

Под разглашением при этом понимается сообщение любым способом соответствующих сведений хотя бы одному лицу, которое заинтересовано в их получении, или тому, кто может передать их заинтересованному лицу.

Наступление общественно опасных последствий в ч.1 ст.320 УК не предусмотрено (формальный состав). Преступление считается оконченным с момента разглашения соответствующих сведений, не подлежащих огласке.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла: лицо сознает, что действует противоправным образом — разглашает сведения о мерах безопасности, применяещлх в отношении должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов и их близких, и желает так поступить.

Необходимым признаком субъективной стороны данного преступления является специальная цель. Ответственность за разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении защищаемых лиц, наступает только в том случае, если это деяние совершено в целях воспрепятствования их служебной деятельности. Мотивы разглашение сведений могут быть любыми: корысть, месть и др.

Субъект преступления — специальный. Им может быть только лицо, которому указанные сведения были доверены или стали известны по службе или работе (сослуживец, сотрудник правоохранительных органов или органов государственной охраны, иное лицо, участвующее в реализации мер безопасности).

В ч.2 ст.320 УК сформулирован квалифицированный состав преступления, предусматривающий наступление тяжких последствий в результате разглашения сведений.

Понятие тяжких последствий в законе не конкретизировано. Во-первых, к ним следует отнести гибель людей. При этом под гибелью людей понимается как насильственная (убийство), так и ненасильственная (например, в результате несчастного случая в ходе погони) смерть хотя бы одного потерпевшего, находящаяся в причинной связи с разглашением соответствующих сведений. Во-

435

вторых, причинение потерпевшему тяжкого вреда здоровью, захват его в качестве заложника, изнасилование, причинение значительного имущественного вреда.

Субъективная сторона в данном случае характеризуется двумя формами вины: прямым умыслом по отношению к факту разглашения сведений о мерах безопасности и неосторожностью по отношению к наступившим последствиям. Разглашение соответствующих сведений при сознании неизбежности убийства потерпевшего рассматривается как пособничество убийству и квалифицируется по ст.ЗЗ и п.«б» ч.2 ст.105 УК.

Дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст.321 УК). Данное преступление является одним из наиболее опасных посягательств, направленных против установленного порядка управления.

Повышенная опасность этого преступления заключается в том, что оно может повлечь за собой дезорганизацию, нарушение нормальной деятельности мест лишения свободы и мест содержания под стражей, а также причинить вред как личности сотрудников зткх учреждений, так и личности осужденных.

Исполнение приговоров судов к лишению свободы согласно ст.5 Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1970 г. возложено на исправительно-трудовые учреждения Министерства внутренних дел РФ. В соответствии с Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»* от 21 июля 1993 г. учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы, объединены в единую уголовно-исполнительную систему, на которую возлагается выполнение важных социальных

задач.

Исходя из задачи исправительно-трудового законодательства, сформулированной в ст.1 ИТК, исправительно-трудовые учреждения и органы, исполняющие наказания, призваны обеспечивать исполнение предписаний приговора суда о виде и сроке наказания, достижение исправления осужденных, предупреждение как с их стороны, так и со стороны иных лиц новых преступлений. Дальнейшая конкретизация задач уголовно-исполнительной системы нашла отражение в ст.2 названного закона РФ от 21 июля 1993 г. Согласно этой норме задачами уголовно-исполнительной системы являются также: обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; привлечение осужденных к труду, а также обеспечение их общего и профессионального образования и профессионального обучения; обеспечение охраны здоровья осужденных. При этом в законе специально оговариваются обязанности учреждений, исполняющих наказания,

* См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993, № 33. Ст. 1316.

436

создавать условия для обеспечения безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территории.

Часть 1 ст.321 УК устанавливает ответственность за угрозу применения насилия в отношении сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей, а также в отношении осужденного с целью воспрепятствовать его исправлению или из мести за исполнение им общественной обязанности.

Это преступление посягает на два непосредственных объекта: 1) нормальную деятельность мест лишения свободы и мест содержания под стражей и 2) личность сотрудников мест лишения свободы или мест содержания под стражей, а также личность осужденных.

Как сказано выше, приговоры судов к лишению свободы исполняются исправительно-трудовыми учреждениями (ИТУ), которыми являются: исправительно-трудовые колонии, тюрьмы и воспитательно-трудовые колонии.

Рассматриваемое преступление может быть совершено в любом из этих мест лишения свободы. По ст.321 УК квалифицируются также деяния, дезорганизующие, нарушающие нормальную деятельность мест содержания под стражей. Согласно ст.7 Закона Российской Федерации «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 21 июня 1995 г.*, местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются: следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел РФ; следственные изоляторы органов федеральной службы безопасности; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых Пограничных войск Российской Федерации.

Анализируемое деяние имеет своим непосредственным объектом также личность сотрудников мест лишения свободы и мест содержания под стражей, а также личность осужденных. Понятие «сотрудник» шире чем понятие «должностное лицо». В ст.24 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г. к сотрудникам отнесены работники уголовно-исполнительной системы, имеющие специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказание, к сотрудникам этих учреждений не относятся, поэтому посягательства на их личность квалифицируются по соответствующим статьям о преступлениях против личности.

Преступления, совершенные в местах лишения свободы в от-

См.: Росийская газета, 20 июля 1995 г

437

кошении представителей власти, не являющихся сотрудниками этих учреждений, квалифицируются по ст. 318 УК. Например, по ст.318 УК должно квалифицироваться применение насилия в отношении прокурора во время посещения им места лишения свободы в связи с исполнением своих должностных обязанностей.

Личность осужденного рассматривается в качестве непосредственного объекта данного преступления, если оно совершено в целях воспрепятствования его исправлению или из мести за исполнением им общественной обязанности. Посягательства на личность подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, не под-падают под признаки рассматриваемого преступления и квалифицируются по соответствующим статьям о преступлениях против личности.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч.1 ст.321 УК, выражается прежде всего в угрозе применения насилия Е отношении сотрудников мест лишения свободы или мест содержания под стражей. Угроза насилием — это психическое насилие над личностью указанных в законе лиц. Характер физического насилия, которым угрожает виновный, в законе не конкретизирован, поэтому под признаки ч.1 ст.321 УК подпадает как угроза убийством, так и угроза причинением любого вреда здоровью потерпевшего. Угроза применения насилия в отношении осужденного квалифицируется по ч.1 ст.321 УК только при условии, если она совершена с целью воспрепятствовать его исправлению или из мести за исполнение им общественной обязанности.

Как отмечено выше, одна из основных задач ИТУ — исправление осужденных. Поэтому воспрепятствозание исправлению осужденных закон рассматривает как одну из форм дезорганизации нор-.кальной деятельности мест лишения свободы наряду с применени-ен насилия к сотрудникам этих учреждений. По этой же статье квалифицируется угроза применения насилия к осужденному из ме-,-сти за исполнение им общественных обязанностей, например, за участие в работе самодеятельных организаций осужденных.

Для квалификации рассматриваемого преступления по ч.1 ст.321 УК требуется установить, что угроза применения насилия была реальной, то есть по обстоятельствам дела были основания опасаться, что угроза могла быть приведена в исполнение.

Преступление, предусмотренное ч.1 ст.321 УК, считается оконченным с момента угрозы применения насилия, поэтому нэ требуется^ наступления каких-либо вредных последствий в виде нарушения нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, либо причинения вреда здоровью сотрудников этих учреждений или здоровью осужденных.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом: субъект сознает, что угрожает применить насилие к

438

сотруднику места лишения свободы или места содержания под стра-доей либо к осужденному, и желает этого. Причем, как было отмечено выше, для квалификации угрозы насилием в отношении осужденных требуется установить, что такое деяние совершено с целью воспрепятствовать исправлению осужденного или из мести за исполнение им общественной обязанности. Если виновным не преследовалась указанная цель и угроза насилием была вызвана личными мотивами (ссора, корысть, ревность и др.), то содеянное при наличии признаков, указанных в законе, квалифицируется по ст.119 УК. Ответственность за угрозу насилием в отношении сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей квалифицируется по ст.321 УК независимо от мотивов, по которым нанесена угроза.

Частью 2 ст.321 УК предусмотрена ответственность за квалифицированный состав дезорганизации нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества. Отягчающим обстоятельством является применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, к лицам, указанным в.1 этой статьи УК. Характеристика насилия, не опасного для жизни и здоровья потерпевших, дана при анализе состава преступления, предусмотренного чЛ ст.318 УК.

Часть 3 ст.321 УК устанавливает ответственность за особо квалифицированный состав рассматриваемого преступления. В качестве одного из особо отягчающих обстоятельств в ней указано на совершение деяний, предусмотренных частями первой и второй анализируемой статьи, организованной группой. Признаки организованной группы определены в ч.З ст.35 УК. Другим особо отягчающим обстоятельством является применение к потерпевшим насилия, опасного для жизни или здоровья. Характеристика такого насилия дана при анализе состава преступления, предусмотренного ч.2 ст.318 УК.

Субъектом преступления являются осужденные, содержащиеся в местах лишения свободы, и заключенные, которые находятся в местах содержания под стражей. Ответственность за это преступление наступает с 16 лет.

Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы (ст.328 ЖК). Согласно ст.59 Конституции Российской Федерации, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Для защиты Отечества создаются Вооруженные Силы и устанавливается военная обязанность граждан Российской Федерации. В соответствии со ст.9 Закона Российской Федерации «Об обороне» от 24 сентября 1992 г. граждане Российской Федерации выполняют воинскую обязанность или добровольно поступают на военную службу на контрактной основа. Наряду с этим статьей 1 Закона Российской Федерации «О воинской

439

обязанности и военной службе» от 11 февраля !>,993 г.* устанавли вается, что граждане Российской Федерации вправе в соответствии с законом вместо прохождения военной службы проходить альтернативную службу.

Уклонение от прохождения военной и альтернативной граж данской службы может причинить ущерб интересам обороны страны, поэтому такие деяния признаются преступлением.

Часть 1 ст.328 УК предусматривает ответственность за уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы.

Непосредственным объектом данного преступления является установленный государством порядок комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации. Этот порядок установлен названными выше законами, а также другими законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Исполнение воинской обязанности гражданами обеспечивается органами государственной власти и местного самоуправления, должностными лицами предприятий, учреждений, организаций в пределах их полномочий, предусмотренных законодательством. Уклонение от прохождения военной службы нарушает нормальную деятельность этих органов и учреждений, поэтому оно отнесено к преступлениям против порядка управления. В УК РСФСР 1960 года данное преступление рассматривалось как иное государственное преступление (ст.80).

Объективная сторона преступления выражается в бездействии — уклонении (временно или навсегда) от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой

Согласно ст.19 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе», призыву на военную службу подлежат граждане Российской Федерации мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу. Решение о призыве гражданина на военную службу может быть принято только после достижения им 18-летнего возраста.

Уклонением от призыва считается неявка призывника по повестке военного комиссариата о призыве на военную службу в указанный срок без уважительных причин. Оно может выразиться также в получении путем обмана незаконного освобождения или от-срочкп от призыва на военную службу.

В ч,2 ст.80 УК РСФСР 1960 года содержались указания на квалифицирующие обстоятельства при совершении данного преступления: уклоненияе от призыва на военную службу посредством

* См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. №9. Ст 325.        ...-.-,-

причинения себе телесного повреждения или путем симуляции бо лезни, посредством подлога документов или путем другого обмана, а равно при наличии других отягчающих обстоятельств. Действующий УК не предусматривает квалифицированного вида данного состава преступления. Если в деянии виновного содержатся подобные признаки, то они могут быть учтены судом при назначении ему наказания. В тех случаях, когда способ уклонения от призыва на военную службу содержит в себе признаки другого преступления, совершенные деяния квалифицируются по совокупности преступлений. Например, уклонение от призыва на военную службу путем дачи взятки работникам военкомата или членам медицинской комиссии должно квалифицироваться по чЛ ст.328 и ч.2 ст.291 УК. А уклонение путем представления подложных документов в призывную комиссию или в райвоенкомат подлежит дополнительной квалификации по ст.327 УК.

В ст.81 УК 1960 года предусматривалась ответственность за уклонение от призыва в Вооруженные Силы по мобилизации. Действующий УК не выделяет такого деяния в качестве самостоятельного состава преступления: оно также охватывается ч.1 ст.328 УК. В качестве преступления в УК РСФСР 1960 года рассматри-| валось уклонение военнообязанного от учебных или поверочных сбо-I ров и военного учета. УК 1996 года такие деяния не признает пре-I ступными: теперь они влекут за собой административную ответ-! ственноеть.

Неявка на призывной пункт образует состав рассматриваемо-|го преступления только в том случае, когда она была совершена без |уважительных причин. К уважительным причинам, согласно |ст.6 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе, |относятся: а) заболевание или увечье гражданина, связанные с «утратой трудоспособности; б) тяжелое состояние здоровья или |смерть (гибель) близкого родственника призывника (отца, матери, 1жены, мужа, сына, дочери, родного брата или родной сестры) или [лица, на воспитании которого находился призывник; в) препятствия стихийного характера или иные независящие от гражданина зстоятельства, лишившие его возможности явиться в указанные в вызове военного комиссариата место и срок; г) иные обстоятельства, признанные судом уважительной причиной.

Необходимым признаком рассматриваемого преступления яв-гется отсутствие законных оснований для освобождения от аоев-й службы. От воинской обязанности освобождаются

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017