Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru

Наш телефон +7-905-5555-200

 

регистрационные знаки транспортных средств. Понятие транспортных средств определено в ст. 264 УК (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств).

Объективная сторона рассматриваемого преступления заключается в одном из действий, указанных в диспозиции ч.1 ст.326 УК. Таковыми являются: подделка или уничтожение идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя либо подделка государственного регистрационного знака транспортного средства. По ч Л ст.326 УК квалифицируется также сбыт транспортного средства с заведомо поддельным идентификационным номером, номером кузова, шасси, двигателя или с заведомо поддельным государственным регистрационным знаком. Преступление считается оконченным с момента совершения лицом одного из указанных в законе действий.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления харак-теризуется прямым умыслом. Е законе говорится о сбыте транспортного средства с заведомо поддельным идентификационным номе-ром, номером кузова, шасси, двигателя и заведомо поддельным государственным регистрационным знаком. Что касается подделки или уничтожения указанных номеров и знаков, то эти действия образуют состав рассматриваемого преступления только в том случае, когда по делу установлено, что подделка или уничтожение идентификационного номера и других номеров, а также подделка государственного регистрационного знака транспортного средства совершены в целях эксплуатации или сбыта транспортного сред-ства. Характерны (но не обязательны) корыстные побуждения.

Субъектом преступления могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста.

В части 2 ст.326 УК предусмотрен квалифицированный состав

и-         451

данного преступления. Отягчающими обстоятельствами являются: а) совершение действий, указанных в чД ст.326 УК, неоднократно либо б) группой лиц по предварительному сговору, либо в) организованной группой.

Неоднократность в данном случае означает совершение указанных в ч.1 ст.326 УК действий во второй и более раз.

Характеристика совершения преступления группой лиц по предварительному сговору и организованной группой лиц дается в ст.35 УК.

Глава XIX

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

§ 1. Понятие и виды преступлений против мира и безопасности человечества

Новый Уголовный кодекс Российской Федерации впервые предусмотрел самостоятельный раздел (XII) и самостоятельную главу (гл. 34) о преступлениях против мира и безопасности человечества. Эти преступления относятся к международным преступлениям в собственном (узком) смысле. Обычно под ними, то есть международными уголовными преступлениями понимаются «деяния отдельных лиц, прямо связанные с международными преступлениями государств».* При этом различие между международными преступлениями государств и физических лиц происходит по их субъекту. В первом случае в этом качестве выступают государства как таковые, во втором — физические лица, то есть лица, которые направляют и осуществляют государственную политику, выражающуюся в международном преступлении соответствующего государства и ответственные за нее. Представляется, что при всей традиционности такого подхода к решению этого вопроса в отечественной науке международного права, он в достаточной степени устарел.** Хотя бы по той причине, что целый ряд преступлений, признаваемых международными, не обязательно связан с политикой соответствующих государств, к примеру, наемничество. В этих случаях «за спиной» лиц, совершающих такие преступления, обычно стоит не государство, а отдельная группа лиц, организация, партия либо общественное движение.

Так или иначе, под международными преступлениями следует понимать преступления физических лиц. И они (эти преступления)

* Курс международного права. В семи томах. Т. 6. М., 1992. См. также: Степаненко В.И. О понятии международного уголовного права // Правоведение. 1982, № 3, с.72.

**По справедливому замечанию американских юристов М.Бассиони и К.Блейксли, «по очевидным политическим причинам ныне не подходящее время в истории, чтобы поднимать вопрос о международной уголовной ответственности государств и подчинении государств юрисдикции международного уголовного суда. Это время еще не пришло, но оно придет по мере того, как мир становится все более взаимозависимым" {Цит. по статье: Верещетин В.С. Международный уголовный суд: новые перспективы? // Московский журнал мевдународного права. 1993. Мэ 2, с. 6).

453

получили современное наименование преступлений против мира и безопасности человечества. Источником норм об ответственности за эти преступления является Устав Международного военного трибунала (Нюрнбергского), созданного для процесса по делу главных военных (немецких) преступников, виновных в развязывании Второй мировой войны. В кем были сформулированы как основания уголовной ответственности за преступления против з'тлра и человечности и военные преступления, так и конкретное содержание указанных трех разновидностей уголовно-правовых запретов (ст.6 Устава). На первое место среди этих преступлений были поставлены преступления против мира, то есть планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной •войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеуказанных действий. К военным преступлениям были отнесены деяния, являющиеся нарушением законов и обычаев ведения войны, выражающиеся в убийствах, истязаниях или уводе в рабство или для других целей гражданского населения оккупированных территорий, в убийствах или истязаниях военнопленных или лиц, находящихся на море; в убийствах заложников, ограблении общественной или частной собственности; бессмысленном разрушении городов и деревень*, разорении, не оправданном военной необходимостью, и других преступлениях.

Преступления против человечности — это убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были

* Представляется, что нарушением законов и обычаев ведения войны явилось, например, разрушение Грозного в результате ракетно-бомбовых и артиллерийских ударов, а также гибель при этом мирного населения во время военных действий в Чечне. Здесь, на наш взгляд, вполне уместна ссылка на Женевские конвенции 1949 г о защите гражданского населения во время войны и Дополнительные протоколы к ней 1977 г. Тем более, что в последние годы существует тенденция распространения норм и принципов международного права на внутригосударственные конфликты (например, по проблеме геноцида). Доводы о том, что случившееся было сделано для сохранения территориальной целостности Российской Федерации и восстановления конституционной законности на ее территории и ликвидации там криминального режима, сами по себе не вызывающие сомнения, снимали бы вопрос о правомерности указанных средств ведения военных действий в случае признания их совершенными в состоянии крайней необходимости. Однако, как известно, в этом случае требуется, чтобы причиненный вред был менее вреда предотвращенного (ст.39 УК РФ). См. Наумов А. В. Преступления против мира и безопасности человечества и преступления международного характера // Государство и право. 1995, № 6, с. 50.

454

совершены, или нет.* Указанная классификация была воспроизведена и в Уставе Токийского международного военного трибунала (1946 г.).**

После Нюрнбергского и Токийского процессов в рамках ООН продолжалась работа по развитию нормативной базы, необходимой для борьбы с преступлениями против мира и человечества. Еще в 1947 г. в резолюции 177 Генеральная Ассамблея ООН поручила, з этих целях Комиссии международного права сформулировать принципы международного права, признанные в Уставе Нюрнбергского трибунала (а также и в его приговоре), и составить проект Кодекса о преступлениях против мира и безопасности человечества (к этому времени и относится новое официальное название этих преступлений). К вопросу о работе над проектом Генеральная Ассамблея возвращалась неоднократно. В 1991 г. на своей 43-й сессии Комиссия международного права в предварительном порядке приняла в первом чтении проект итого Кодекса, который через Генерального секретаря ООН был направлен правительствам стран на предмет его обсуждения. Проект состоит из двух частей. Часть первая (своеобразная Общая часть) включает нормы, формулирующие общие вопросы уголовной ответственности за указанные преступления (общие принципы, судебные гарантии, обстоятельства, исключающие ответственность и др.). "Часть вторая формулирует 12 составов преступлений против мира и безопасности человечества: 1) агрессия; 2) угроза агрессией; 3) вмешательство во внутренние и внешние дела другого государства; 4) колониальное господство и другие формы иностранного господства; 5) геноцид; 6) апартеид; 7) систематическое и массовое нарушение прав человека; 8) исключительно серьезные военные преступления; 9) вербовка, использование, финансирование и обучение наемников; 10) международный терроризм; 11) незаконный оборот наркотических средств; 12) преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде.***

* См.: Нюрнбергский процесс. Сб. материалов в 2-х томах. Т. 1. М., 1952, с. 16. Следует отметить значительный теоретический вклад советских юристов в разработку проблемы. СМ., например, Трайнин А.Н. Защита мира и уголовный закон. М., 1937; Он же. Защита мира и борьба с преступлениями против человечества. М., 1956; Ромашкин П.С. Преступления против мира и человечества. М., 1967; Шаргородский М.Д. Некоторые вопросы международного уголовного права // Советское государство и право, 1947, № 3, с. 31—29; Пионткозский А.А. Вопросы материального уголовного права на Нюрнбергском процессе.

*М., 1948.

** Рагинский М.Ю., Розенблит С.Я. Международный процесс главных японских военных преступников. М., 1950, с. 221-225 (Приложение).

"** Организация Объединенных Наций. Генеральная Ассамблея. Комиссия международного права. Сорок пятая сессия. 3 мая — 23 июля 1993 г Комментарии и замечания правительств в отношении проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, принятого в первом чтении комиссией международного права на ее сорок третьей сессии, с. 3-15.

455

Как видно, перечень этих преступлений значительно расширен по сравнению с Нюрнбергом, что представляется по меньшей мере спорным и что вызвало справедливые замечания, поступившие от 22-х государств. Так, принципиальные возражения были выдвинуты относительно включения в Кодекс составов таких преступлений, как вмешательство (Австралия, Англия, Нидерланды), колониальное господство (Англия, США, Швейцария), апартеид (Нидерланды, Норвегия), систематическое и массовое нарушение прав человека (Англия, США), наемничество (Англия, Нидерланды, Норвегия), международным терроризм (Англия, Норвегия, США), незаконный оборот наркотических средств (Англия, Норвегия, США), преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде (Англия, Нидерланды, США). Со многими доводами, высказанными против включения указанных составов в Кодекс, по нашему мнению, следует согласиться. Так, вмешательство как уголовно-правовой запрет является слишком юридически общим и не конкретизированным. Кроме того, в международном праве отсутствуют и юридические основания установления такого уголовно-нравового запрета. Понятие колониального господства также не обладает четким юридическим содержанием и в настоящее время представляет собой явление, фактически исчезнувшее из политической жизни, носящее исторический, а не современный характер. Кроме того, по справедливому замечанию английских юристов, деяния, совершаемые во время колониального господства, могут войти в качестве составных частей других преступлений (например, геноцида). Те же соображения высказаны и против введения в Кодекс норм об ответственности за апартеид (проблема возникла, как известно, в связи с положением в ЮАР, ныне коренным образом изменившимся). Некоторые страны (например, Австрия) высказались за замену понятия апартеида понятием «расовой дискриминации». Систематическое и массовое нарушение прав человека при всей важности этой проблемы для международного сообщества также, с одной стороны, является слишком неопределенным в юридическом смысле понятием, а с другой — охватывается многими составами преступлений против личности (например, умышленных убийств), наказуемых по внутреннему (национальному) уголовному законодательству. Формулировка проекта Кодекса о наемничестве вызвала возражения в связи с тем, что указанные действия «не получили еще статуса общепризнанных международных преступлений» (Англия) и что уголовная ответственность устанавливается не за действия самих наемников, а лишь за вербовку, использование, финансирование и обучение наемников агентами или представителями государства (США) и в целом также является очень неопределенной в юридическом отношении. Международный терроризм фактически «растворяется» в составах специальных преступлений

456

в национальном уголовном законодательстве большинства стран. Кроме того, недостатком определения этого преступления в проекте Кодекса является то, что эта формулировка ограничивает сферу действия данного уголовно-правового запрета «государственным» терроризмом, тогда как в настоящее время несмотря на транснациональный характер этих преступлений они предусматриваются в качестве таковых в национальном уголовном законодательстве большинства стран, и включение этой нормы в Кодекс мало что способно изменить в направлении совершенствования борьбы с этими преступлениями.

Таким образом, проблема определения деяний, относимых к преступлениям против мира и безопасности человечества, остается пока не решенной в международном праве, что затрудняет их определение и в национальном уголовном законодательстве. Тем не менее, как видно из сопоставления содержания главы нового УК РФ о преступлениях против мира и безопасности человечества и проекта международного Кодекса об этих преступлениях и результатов его обсуждения международным сообществом, разработчики нового УК во многом сумели учесть «плюсы и минусы» международного проекта Кодекса об этих преступлениях.

Однако каким образом традиционная проблема международного права превратилась в проблему национального уголовного законодательства? Прежде всего, по причине того, что работа над Кодексом о преступлениях против мира и безопасности человечества идет уже десятилетия. Во многом это объясняется трудностями разработки вопроса о механизме реализации будущего Кодекса и, в первую очередь, вопроса о международном судебном органе, правомочном осуществлять непосредственную правоприменительную реализацию норм этого Кодекса. В самом проекте вопрос о создании Международного уголовного суда и его юрисдикции не решен. Более того, разработчики проекта заняли по этому поводу, можно сказать, двусмысленную позицию, заключающуюся в том, что будто бы разработка проекта как такового еще не предрешает вопроса об учреждении и юрисдикции международного суда. Большинство стран, принявших участие в обсуждении проекта Кодекса, также обошли стороной данный вопрос и не высказали каких-либо суждений в этом направлении (что, на наш взгляд, можно объяснить их неверием в сравнительно быстрое принятие Кодекса). Однако ряд государств (например, Австрия, Англия, Бельгия, Нидерланды, Норвегия) категорически высказались за учреждение такого суда. Так, по мнению правительства Нидерландов, главная цель создания Кодекса заключается именно в разработке жизнеспособного международного механизма обеспечения его применения. И именно по этой причине правительство Нидерландов не поддержало существующий вариант проекта, поскольку он не предусматривает создания право-

457

применительного механизма. При этом было высказано мнение о составе такого Суда. Он должен быть относительно небольшим и состоять из пяти-семи независимых судей, избираемых по той же процедуре, что и члены ныне действующего Международного суда ООН.

США высказались против принятия Кодекса, в том числе и по причине того, что в нем отсутствует процедура преследования за преступления против мира и безопасности человечества. По мнению правительства США, принятие такого Кодекса не решило бы проблемы борьбы о этими преступлениями. В связи с этим наиболее эффективный ответ на проблему международных преступлений оно (правительство США) видит в укреплении сотрудничества правительств в области расследования соответствующих деяний и привлечения к ответственности их субъектов, а не в продолжении работы над проектом Кодекса.

Тем не менее Комиссия международного права разработала проект Статута Международного уголовного суда, который с замечаниями правительств ряда государств был обсужден на 46-й сессии Комиссии в мае-июле 1994 г. В соответствии с этим проектом предполагается учредить Международный уголовный трибунал (так предложено назвать этот Суд) путем заключения специального международного договора, наподобие тех соглашений о сотрудничестве, которые заключались между ООН и ее специализированными учреждениями. Было принято решение о необходимости заключения договора между заинтересованными государствами и приложения к этому договору Устава Суда. В договоре должны быть рассмотрены такие вопросы, как порядок контроля над деятельностью Суда со стороны государств-участников, его финансирование и некоторые другие.*

Дискуссионным для Комиссии международного права оказался и вопрос о том, необходимо ли создавать постоянно функционирующий суд или суд, который бы создавался по конкретному поводу. Комиссия склонилась к тому, чтобы суд был постоянным, однако он будет функционировать, когда требуется рассмотреть переданное ему дело.

Указанные трудности и не вполне четкие перспективы принятия Кодекса о преступлениях против мира и безопасности человечества и привели к тому, что проблема ответственности за эти преступления стала превращаться в проблему национального уголовного лрава. Следует отметить, что и прежний Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РСФСР) содержал ряд статей об ответственности еа такие преступления. К ним можно, например, отнести нормы,

* См.^Берещетин Б.С. О работе Комиссии международного права ООН // Московский журнал международного права. 1994, № 1, с. 21-35. Он же. О работе 46-й сессии Комиссий международного права ООН // Московский журнал международного права. 1994, № 3—4.

458

предусмотренные ст.671 УК (применение биологического оружия) и ст.672 УК (разработка, производство, приобретение, хранение, сбыт, транспортировка биологического оружия). Обе уголовио-правовые нормы были основаны ка ст.23 Приложения к IV Гаагской конференции 1907 г., Женевском протоколе 1925 г. и Конвенции о ликвидации биологического оружия 1972 г. и введены в УК Российской Федерации Законом РФ от 29 апреля 1993 г. Преступлением против м.ира и безопасности человечества может считаться и преступление, предусмотренное ст.781 (незаконный экспорт товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового уничтожения), нормативной основой — которого является Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г., одобренный XXII сессией Генеральной Ассамблеи ООН, Учитывая лее, что нормы об ответственности оа эти преступления имеют тенденцию к увеличению в национальном уголовном законодательстве, отдельные государства, «обгоняя» коди-фнкацшо международно-правовых норм об ответственности за лре-ступления против мира и безопасности человечества, объединяют эти нормы в самостоятельные разделы (главы) своих национальных уголовных кодексов. Так, например, в новом Уголовном кодексе Франции (1992 г) в книге II («О преступлениях и проступках против человека») предусмотрен раздел I «О преступлениях против человечества*, объединяющий три глазы и насчитывающий девять статей. По этому пути пошел и российский законодатель, предусмотрев в новом УК самостоятельный раздел (главу) об этих преступлениях. Преступления против мира и безопасности человечества (в том числе и международные уголовные преступления) необходимо отличать от так называемых преступлений международного характера. Эти преступления также предусмотрены в соответствующих международно-правовых конвенциях, однако в отличие от-международных уголовных преступлений они не находятся в непосредственной связи с действиями государств.* Юридическая природа этих преступлений носит двойственный характер. Формулирование состава соответствующего преступного деяния содержится в международно-правовых конвенциях, а уголовно-правовые санкции за совершение этих деяний — в нормах внутреннего (национального) уголовного законодательства. Как в прежнем УК РСФСР, так и в новом УК РФ содержится достаточно много норм о таких преступлениях. Это нормы об ответственности: за изготовление или сбыт поддельных денег и ценных бумаг, захват заложников, нарушение законодательства о континентальном шельфе, угон воздушного судна, терроризм, незаконное обращение с радиоактивными материалами, незаконный

См.; Карпец И.И. Преступления международного характера. М., 1979.

459

оборот наркотических средств, незаконное распространение порно-графических материалов и предметов и некоторые другие. В этих нормах налицо переплетение международно-правовых интересов с внутренней (национальной) юрисдикцией соответствующих государств. Конечно же, для такого (совместного) способа охраны обще-ства от преступных посягательств запрещаются не любые общественно опасные деяния, а только те, которые совершаются на тер* ритория не одного государства (переходят национальные границы), однако не столько потому, что могут быть совершены гражданином одного государства на территории другого государства, а в связи с тем, что они (эти преступления) посягают на нормальные отношения между государствами, наносят ущерб мирному сотрудничеству в различных областях межгосударственных отношений (экономических, социально-культурных, имущественных), а также организациям и гражданам.* Вполне типичными (характерными) преступлениями такого вида можно поэтому назвать такие преступления, как, например, фальшивомонетничество, угон воздушного судна, незаконные операции с наркотическими средствами. В последние годы совершение этих преступлений приобретает все более организованный характер, и они во многом становятся проявлением международной организованной преступности.

Все преступления, уголовная ответственность за которые предусмотрена в разделе XII (глава 34) УК, посягают на мир и безопасность человечества. Эти интересы выступают в качестве родового (специального) объекта этих преступлений. Вместе с тем то или иное из этих преступлений посягает на определенный элемент мира и безопасности человечества. В связи с этим их можно дополнительно классифицировать в зависимости от непосредственного объекта:

1) преступления, посягающие на мир и мирное сосуществование государств (статьи 353, 354, 355 УК);

2) преступления, посягающие на регламентированные международным правом средства и методы ведения войны (статьи 356, 357, 358, 359 УК);

3) преступления, посягающие на безопасность представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой (ст.360 УК).

* См.: Карпец И.И. Международная преступность. М., 1088, с. 203; Панов В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями. М., 1993, с. 13-16.

460

§ 2. Преступления, посягающие на мир ^-,, ^«^ &%& .,,.         и мирное сосуществование государств

Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст.353 УК). Данная статья на первое место среди преступлений против мира и безопасности человечества справедливо ставит преступления против мира, то есть планирование, подготовку, развязывание или ведение агрессивной войны.

Непосредственным объектом этого преступления является мир и мирное сосуществование государств.

Объективную сторону преступления, предусмотренного чЛ ст.353 УК, образуют три разновидности общественно опасных действий: 1) планирование агрессивной войны; 2) ее подготовка и 3) ее развязывание.

Понятие агрессии (агрессивной войны) определяется в решениях Генеральной Ассамблеи ООН, в частности в специальной резолюции 3314 (XXIX) от 14 декабря 1974 г. Агрессия определяется как «применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций».* К планированию агрессивной войны относится разработка планов ее осуществления. Так, известно, что после разгрома Франции летом 1940 г. Гитлером было дано указание о разработке конкретного плана войны против СССР. В декабре того же года им была подписана директива, известная как план «Барбаросса», предусматривавшая полный разгром СССР путем «молниеносной» войны.

Подготовка агрессивной войны — это действия, направленные на обеспечение соответствующих планов. Так, в ходе подготовки к реализации плана «Барбаросса» стала осуществляться

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017