Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru

Наш телефон +7-905-5555-200

 

широкомасштабная подготовка к его реализации. Наращивалось производство военной техники, увеличивалось количество дивизий (особенно пехотных и танковых), создавались резервы продовольствия и горючего, проводились штабные учения и маневры войск применительно к условиям боевых действий на советской территории. Активизировалась деятельность разведки по определению дислокации советских вооруженных сил, их вооружения, получения разведдан-ных о характере укрепления советских границ, об основных промышленных центрах и важных стратегических объектах. На основе плана «Барбаросса» была издана специальная директива «по дезинформации», в которой предусматривалось проведение конкретных мероприятий по маскировке приготовлений к нападению на СССР.

Развязывание агрессивной войны — это начало конкретных действий по ее ведению. Генеральная Ассамблея ООН называет та-

* См.: Международное право в документах. М., 1982, с. 673.

461

кое развязывание «актом агрессия». К ним она относит: вторжение или нападение вооруженных сил одного государства на территорию другого государства или любую военную оккупацию или аннексию; бомбардировку вооруженными силами одного государства территории другого государства или применение любого оружия одним государством против территории другого государства; нападение вооруженными силами одного государства на сухопутные, морские или воздушные Силы или флоты другого государства; применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства, в нарушение условий соглашения об их пребывании; предоставление территории одного государства для пользования другим государством в целях совершения агрессии и т.п.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется прямым умыслом. Виновные сознают, что совершают планирование, подготовку или развязывание агрессивной войны, и желают совершения указанных действий.

Субъектом этого преступления является лицо, занимающее высшую государственную должность Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.*

Часть 2 ст.353 УК предусматривает квалифицированный состав данного преступления, объективная сторона которого характеризуется ведением агрессивной войны. Сопоставление понятия «ведения* с понятием «развязывания* приводит к выводу, что если развязывание агрессивной войны — это ее начало, осуществление акта агрессии, то ведение — это продолжение агрессивной войны. Субъективная сторона и субъект квалифицированного состава характеризуются теми же признаками.

Публичные призывы к агрессивной войне (ст.354 УК). Опыт истории учит, что планированию и подготовке агрессивных войн часто предшествует длительная идеологическая обработка населения, отравление его сознания милитаристским духом, пропаганда войны. Именно так обстояло дело перед началом как Первой, так и Второй мировых войн. В связи с этим и по предложению Советского Союза еще в 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, осуждающую пропаганду войны. В 1951 г. Советский Союз принял Закон о защите мира, в котором впервые была сформулирована уго-ловно-правовая норма об ответственности за пропаганду войны. Впоследствии она и легла в основу соответствующих статей УК союзных республик (ст.71 УК РСФСР 1960 г.).

Непосредственным объектом этого преступления (как и предусмотренного ст-353 УК) является мир и мирное сосуществование государств.

* См.: Федеральный закон от 31 июля 1995 п «Об основах государственной службы Российской Федерации- // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995, № 31, Ст. 2990.

462

Объективная сторона преступления выражается в публичных

призывах к агрессивной войне, то есть в подстрекательских действиях, направленных к развязыванию агрессивной войны.

Публичность призывов (как в устной, так и в письменной форме) выражается в том, что они совершаются непосредственно в присутствии третьих лиц либо (например, в случае их письменной формы) в расчете на их ознакомление третьими лицами впоследствии (например, наклеивание плакатов или лозунгов соответствующего содержания). Последнее, то есть расчет на ознакомление с содержанием призывов впоследствии третьих лиц, может быть характерно и для устных призывов путем использования, допустим, магнитофонных записей.

Преступление считается оконченным независимо от того, удалось ли виновному спровоцировать войну или вооруженный конфликт.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что занимается призывами к агрессивной войне, и желает этого.

Субъектом преступления, предусмотренного ч.1 рассматриваемой статьи является любое лицо, достигшее 16 лет.

Часть 2 ст.354 УК предусматривает ответственность за те же действия, если они совершаются с использованием средств массовой информации или лицом, занимающим высшую государственную должность Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. Использование средств массовой информации предполагает пропаганду войны с использованием газет, журналов, радио, телевидения и т.п.

Производство или распространение оружия массового поражениям (ст.355 УК). Непосредственным объектом этого преступления является мир и мирное сосуществование государств, которые подвергаются угрозе вследствие производства и распространения оружия массового поражения.

Объективная сторона данного преступления характеризуется тремя разновидностями действий: 1) производством, 2) приобретением и 3) сбытом химического, биологического, а также другого вида оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации. В документах ООН к оружию массового уничтожения (поражения) относится такое, которое «действует путем взрыва или при помощи радиоактивных материалов, смертоносное химическое и бактериологическое оружие и любое иное оружие, которое будет разработано в будущем, обладающее свойствами атомной бомбы или другого упомянутого выше оружия».*

* Резолюции и решения Генеральной Ассамблеи ООН, принятые на XXII сессии. Нью-Йорк, 1968, с. 47.       ,        ,,,

463

В настоящее время к оружию массового поражения в соответствии с международно-правовыми актами относится химическое, биологическое (производство которых абсолютно запрещается) и ядерное оружие (применение которого также запрещено, а производство ограничено).

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Субъект — лицо, достигшее 16 лет. и

§ 3. Преступления, посягающие на регламентированные международным правом средства и методы ведения войны

Применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст.356 УК).

Непосредственным объектом этого преступления являются регламентированные международным правом средства и методы ведения войны.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч Л данной статьи, характеризуется следующими действиями: 1) жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением; 2) депортация гражданского населения; 3) разграбление национального имущества на оккупированной территории; 4) применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации.

В соответствии с международным правом военнопленными являются следующие лица, если они попадают во власть одной из воюющих сторон; личный состав вооруженных сил воюющей страны, партизаны, состав ополчения и добровольческих отрядов, личный состав организованных движений сопротивления, некомба-танты {несражающиеся, то есть, как правило, не принимающие непосредственного участия в вооруженной борьбе, использующие имеющееся у них оружие для самообороны и охраны вверенного им имущества, а также раненых, больных и т.п.), стихийно восставшее население, если оно носит открыто оружие и соблюдает в своих военных операциях кормы права вооруженных конфликтов (отрасль международного права, регулирующая ведение военных действий в ходе международных и немеждународных вооруженных конфликтов). Режим военного плена определяется в основном Женевской конвенцией 1949 г. «Об обращении с военнопленными».* В соответствии с ней с военнопленными следует обращаться гуманно. Ни один из них не может быть подвергнут физическому калечению или медицинскому опыту. Запрещается дискриминация военнопленных по признакам расы, цвета кожи, религии социального происхождения.

* См.: Международное право в документах. М., 1982, с. 751—772. 464

В международном праве существует правило, что гражданское население, не участвующее в войне, должно пользоваться неприкосновенностью. При проведении военных операций воюющие стороны должны постоянно заботиться о том, чтобы щадить гражданские объекты (к ним относятся жилища, сооружения и средства транспорта, используемые гражданским населением; места и районы, используемые исключительно гражданским населением, например, убежища, больницы и т.п.), продукты питания, питания, а также источники воды. В отношении гражданского населения оккупированной территории запрещается: насилие над жизнью, здоровьем, физическим или психическим состоянием, в частности убийство; пытки всех видов; телесные наказания; увечья; надругательство над человеческим достоинством, в частности унизительное или оскорбительное обращение; принуждение к проституции или непристойное посягательство в любой его форме; взятие заложников; коллективные наказания; угрозы совершить указанные действия.* В качестве примера жестокого обращения с гражданским населением можно привести преступления германских оккупантов на территории Советского Союза во время Второй мировой войны, выражавшиеся в насильственном помещении советских граждан в концентрационные лагеря и введении там режима каторжного труда, где под угрозой пыток, расстрелов и голодной смерти их заставляли выполнять различные тяжелые работы.

Под депортацией гражданского населения понимается насильственный его вывоз (изгнание) с занимаемой им территории.

Разграбление национального имущества на оккупированной территории — это его расхищение любыми способами, обращение его в свою собственность оккупирующей стороной, вывоз имущества с оккупируемой территории. «Ограбление общественной или частной собственности* в Уставе Международного (Нюрнбергского) военного трибунала было названо в качестве одной из разновидностей военных преступлений. Трибунал установил, что расхищение и разграбление собствегности оккупированных европейских стран производилось германскими войсками в невиданных масштабах, захватывалось и вывозилось все, что представляло ценность, металл, шерсть, бумага, продовольствие, средства транспорта (паровозы, вагоны и даже рельсы), культурные ценности.

Учитывая особый вред, который в ходе военных действий может быть нанесен культурным ценностям народов, в 1954 г. по инициативе ЮНЕСКО была принята международная Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. В Конвенции дается определение понятия «культурная ценность»

* См.: Дополнительный протокол I 1977 г к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сб. документов. М., 1990, с. 570-658

465

 

(памятники архитектуры, искусства или истории, произведения искусства, рукописи, научные коллекции книг и архивных материалов, музеи, крупные библиотеки и т.п.). Защита указанных ценностей включает их охрану и уважение. Воюющие стороны обязаны воздерживаться от какого-либо враждебного акта, направленного против этих ценностей. Запрещаются любые акты вандализма в их отношении, реквизиция культурных ценностей, расположенных на территории другой страны.*

К запрещённым средствам ведения войны относится, в первую очередь, применение оружия массового поражения, что образует квалифицированный состав преступления, предусмотренного частью 2 комментируемой статьи. Запрещенными могут быть и отдельные виды обычного оружия. В 1981 г. была принята специальная Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерное повреждение или имеющими неизбирательное действие. В протоколах, прилагаемых к этой Конвенции, запрещалось применение любого оружия, ранящего осколками, которые необнаружимы в теле с помощью рентгеновских лучей, а также ограничивалось применение некоторых видов наземных мин, мин-ловушек и некоторых видов зажигательного оружия.

Запрещенные методы ведения войны предполагают определенные способы ее ведения, запрещенные международным правом. Так, в соответствии с Дополнительным протоколом 1 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. запрещается отдавать воюющим приказ «не оставлять никого в живых, угрожая этим противнику или вести военные действия на такой основе», запрещается незаконно использовать отличительную эмблему Красного Креста, ООН, а также флаги, эмблемы, форменную одежду нейтральных стран или государств, не находящихся в конфликте.** В соответствии с Конвенцией о запрещении военного или любого враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. запрещается применение в вооруженных конфликтах и использование любых средств, способных вызвать землетрясения, цунами, нару-шение экологического баланса какого-либо района, изменения в элементах погоды, климата, в состоянии озонного слоя и ионосферы.***

Следует отметить, что в соответствии с тенденцией развития международного права его нормы и принципы в части определения запрещенности средств и методов ведения войны распространяются и на вооруженные конфликты на территории одного государства,

*    См/. Международное право в документах. М., 1982, с. 794—802.

**   См.1. Международная защита прав и свобод человека. Сб. документов. М., 1990, с. 570-658

**' См.: Международное право в документах. М., 1982, с, 595—599. 466

то есть на его внутренние вооруженные конфликты. Объектом указанных норм и принципов могут быть и вооруженные конфликты немеждународного характера. Это вытекает, например, из Дополнительного протокола II 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г.* Можно сказать, что в связи с этим международное право по сути отказалось от традиционного термина «право войны» и перешло к термину «право вооруженных конфликтов» (или «международное гуманитарное право, применяемое в условиях вооруженных конфликтов»). Это право является отраслью международного права, призванной регулировать ведение военных действий в ходе международных и немеждународных конфликтов, обеспечить защиту их жертв.** Это соответствует и указанию ст.356 УК РФ ка применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации. Дело в том, что и I и II Дополнительные протоколы 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. были ратифицированы в августе 1989 г. без каких-либо оговорок Советским Союзом и, следовательно, в силу правопреемства их выполнение возлагается на Российскую Федерацию.

Часть вторая рассматриваемой статьи предусматривает повышенную ответственность за применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации (см. ст.355 УК).

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что применяет запрещенные средства и методы ведения войны, указанные в диспозиции ч.1 ст.356 УК, и желает этого.

Субъект — лицо, достигшее 16 лет.

Геноцид (ст.357 УК). Геноцид также относится к преступлениям, посягающим на регламентированные международным правом средства и методы ведения войны. Кроме того, его непосредственным объектом является жизнь и здоровье национальной, этнической, расовой или религиозной группы людей (как таковой, в целом).

Данная норма сформулирована на основе Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. В соответствии с ней под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую: а) убийство членов такой группы; б) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; в) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на

*  См.: Международная защита прав и свобод человека. Сб. документов. М., 1990, с. 570-658.

** См.: Курс международного права. В семи томах. Том 6., М., 1992, с. 220—233.

467

полное или частичное физическое уничтожение ее; д) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы; е) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.*

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст.357 УК, характеризуется действиями, направленными на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы людей, а также способом — путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передаче детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов

этой группы.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что совершает действия, образующие геноцид, и желает этого.

Субъектом преступления является лицо, достигшее 16 лет.

Экоцид (ст.358 УК). Принятие данной нормы обусловлено все большей тревогой международного сообщества относительно ущерба, причиняемого экологическими преступлениями окружающей среде, носящего нередко разрушительный характер и затрагивающего значительную часть населения. Б решениях IX Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с яравонару-шителями (Каир, 1995 г.) обращается внимание на то, что экологические преступления, приобретающие транснациональный характер, по своей опасности выдвигаются на одно из первых мест среди других преступлений и поэтому уголовное право призвано сыграть важную роль в выполнении международным сообществом своих функций по охране окружающей среды. На предотвращение транснационального загрязнения окружающей среды направлены двусторонние договоры между государствами и многосторонние конвенции (например, Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г., Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г. и др.). Этим целям служит и формулирование,в УК нормы об ответственности за экоцид. Последний выделен из общих экологических преступлений и помещен в главу о преступлениях против мира и безопасности человечества именно по причине того, что он носит транснациональный характер.

Экоцид возможен скорее всего в результате применения запрещенных международным правом средств и методов ведения войны, хотя в принципе и не сводится к этому. Кроме того, его непосредственным объектом является и существование растительного или животного мира, а также атмосферы или водных ресурсов как средства обитания и условий существования человека.

* См.: Международное право в документах. М., 1982, с. 336. й-.„„. 468

Объективная сторона преступления характеризуется: 1) действиями: а) массовым уничтожением растительного или животного мира; б) отравлением атмосферы или водных ресурсов; в) другими подобными действиями; 2) последствием — наступлением экологической катастрофы; 3) причинной связью между указанными действиями и последствием.

Субъективная сторона характеризуется умыслом (прямым или косвенным). Лицо сознает общественную опасность своих действий (массовое уничтожение растительного или животного мире, отравление атмосферы или водных ресурсов и других подобных действий), предвидит возможность или неизбежность того, что указанные действия способны вызвать экологическую катастрофу, и желает или сознательно допускает ее наступление либо безразлично к этому относится.

Субъектом преступления является лицо, достигшее 16 лет.

Наемничество (ст.359 УК). Понятие наемника, даваемое в примечании к данной статье, основано на определении этого понятия в Дополнительном протоколе 1к Женевским конвенциям 1949 г.*

Им признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином страны, участвующей в вооруженном конфликте или военных действиях, и не проживающее постоянно на ее территории, а также не являющееся лицом, направленным для выполнения официальных обязанностей.

Запрещение наемничества содержится в Декларации Генеральной Ассамблеи ООН «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций» 1970 г.: «Каждое государство обязано воздерживаться от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства».** Наемничество как явление было характерно еще для средневековья, но значительное распространение оно получило в последние годы, особенно в ходе так называемых «локальных» войн. Случаи наемничества встречаются и в ходе кровопролитных конфликтов на территории бывшего Советского Союза. В связи с этим установление за это деяние уголовной ответственности и отнесении его к преступлениям против мира и безопасности человечества дает в руки правосудия уголовно-правовые средства борьбы с ними.

Наемничество также относится к преступным средствам и методам ведения войн. Его непосредственным объектом являются

* См.: Международная защита прав и свобод человека. Сб. документов. М., 1990, с. 570-658.

** См.: Международное право в документах. М., 1982, с. 7

469

регламентированные международным правом средства и методы ведения войны.

От наемников следует отличать военных советников, не принимающих непосредственного участия в военных действиях и направленных на службу в иностранную армию по соглашению между государствами. Не являются наемниками и добровольцы при условии их включения в личный состав вооруженных сил воюющей стороны (согласно IV Гаагской конвенции 1907 г. «О правах и обязанностях ьййтральных держав и лиц в случае сухопутной войны*).

Часть 1 ст.359 УК к объективной стороне наемничества относит следующие'действия: 1) вербовка, 2) обучение, 3) финансирование или иное материальное обеспечение наемника, 4) использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях. Объективная сторона преступления, предусмотренного частью 2 комментируемой статьи, выражается в тех же действиях, совершенных лицом с использованием своего служебного положения либо в отношении несовершеннолетнего (то есть лица, не достигшего 18 лет). Объективная сторона преступления, предусмотренного частью 3 ст.359, характеризуется действием — участием наемника в воору-, женном конфликте или военных действиях.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что совершает действия, перечисленные в комментируемой статье, и желает этого.

Субъектом преступления является лицо, достигшее 16 лет (субъектом наемничества, предусмотренного частью 2, совершенного с использованием своего служебного положения, является специальный субъект).

§ 4. Преступления, посягающие на безопасность представителя

иностранного государства или сотрудника международной

организации, пользующихся международной защитой

Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст.360 УК). Смысл формулирования данной уголовно-правовой нормы заключается в том, чтобы оградить лица и учреждения, пользующиеся международной защитой от различного рода экстремистских групп, использующих в своих целях средства террора. Юридическим источником данной нормы является Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г., в которой определяется понятие «лица, пользующегося международной защитой».* В соответствии с этой Конвенцией к ним относятся: а) глава государства, в том

числе каждый член коллегиального органа, выполняющего функции главы государства согласно конституции соответствующего государства, или глава правительства, или министр иностранных дел, находящиеся в иностранном государстве, а также сопровождающие члены его семьи; б) любой представитель или должностное лицо государства, или любое должностное лицо, или иной агент межправительственной международной организации, который во время, когда против него, его официальных помещений, его жилого помещения или его транспортных средстз было

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017