Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru

Регулирующая функция финансов связана с вмешательством государства через финансы — государственные расходы, налоги, государственный кредит — в процесс воспроизводства. Государ¬ство воздействует на воспроизводственный процесс через фи¬нансирование отдельных предприятий и отраслей, социальных мероприятий и проведение налоговой политики.

Стабилизационная функция финансов заключается в обеспе¬чении всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильными экономическими и социальными условиями. Эту функцию фи¬нансы должны выполнять в условиях перехода и развития ры¬ночных отношений.

Функции финансов реализуются через финансовый меха¬низм, который включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок форми¬рования и использования централизованных и децентрализо¬ванных фондов денежных средств, методы финансового плани¬рования, формы управления финансами и финансовой систе¬мой, финансовое законодательство. Особое значение имеет при этом фактор стабильности финансового законодательства, по¬скольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики.

Один из важных элементов финансового механизма — фи¬нансовое планирование, которое в первую очередь относится к бюджетному планированию.

В Российской Федерации разрабатывается перспективный финансовый план на базе бюджета на текущий год. Его целями являются следующие:

а) информирование законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы;

б) комплексное прогнозирование финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов;

в) выявление необходимости и возможности осуществления перспективных мер в области финансовой политики;

г) отслеживание долгосрочных негативных тенденций для своевременного принятия соответствующих мер.

Перспективный финансовый план разрабатывается на три года:

1-й год — год, на который составляется бюджет;

2-й и 3-й годы — плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты данной экономической политики.

Глава 5 Правовые основы финансовой деятельности государства

Специфика финансового права, по мнению специалистов, определяется его предметом, видом тех общественных отноше¬ний, которые оно должно регулировать, а также особенностями этого регулирования. Отсюда следует, что финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих обществен¬ные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, не¬обходимых для реализации их задач.

Финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в це¬лях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Основные организационно-правовые особенности финансовой деятельности состоят в следующем.

1. От других сфер деятельности государства она отличается межотраслевым содержанием, поскольку аккумуляция и распре¬деление финансовых ресурсов затрагивают все отрасли и сферы государственного управления. Кроме того, в процессе этой дея¬тельности государство контролирует работу органов власти и управления, а также предприятий, организаций, учреждений по реализации их задач.

2. Осуществление государством финансовых функций проте¬кает (в зависимости от их содержания, роли, масштабов дейст¬вия) в виде деятельности представительных и исполнительных (государственного управления) органов власти. Например, бюд¬жетные средства по основным направлениям жизнедеятельности государства или субъектов Федерации распределяются предста¬вительными органами, а финансовые ресурсы внутри отраслей народного хозяйства — в порядке государственного управления органами исполнительной власти.

3. Сфера финансовой деятельности относится к ведению как федеральных органов, так и субъектов Федерации, а также орга¬нов местного самоуправления.

Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государст¬венных органов (и органов местного самоуправления) по обра¬зованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне.

По своему характеру эти формы могут быть правовыми, кото¬рые выражаются в установлении или применении норм права, и неправовыми: инструктирование финансовой службы предпри¬ятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, заседаний

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017