— обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправ¬ных посягательств при исполнении служебных обязанностей;
— предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.
Деятельность федеральных органов налоговой полиции строится на основе следующих принципов:
— законности;
— уважения прав и свобод человека и гражданина;
— подконтрольности и подотчетности высшим органам зако¬нодательной и исполнительной власти Российской Федерации;
— сочетания гласных и негласных форм деятельности.
В соответствии со ст. 36 части 1 Налогового кодекса РФ ор¬ганы налоговой полиции правомочны:
— производить в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ дознание по делам о преступлениях;
— проводить следствие по делам о преступлениях, отнесен¬ных к их ведению;
— осуществлять оперативно-розыскную деятельность;
— участвовать в налоговых проверках (по запросу налоговых органов) и т.д.
Органы налоговой полиции, кроме того, имеют право:
— пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами, предоставляемыми законом должностным лицам налоговых органов и агентам валютного контроля;
— приостанавливать операции налогоплательщиков по сче¬там в банках и других кредитных организациях на срок до од¬ного месяца в случае непредставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов;
— беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые и иные помещения независимо от форм собственности и местонахождения и обследовать их;
— требовать от должностных лиц устранения нарушений за¬конодательства о налогах;
— налагать административный арест на имущество юридиче¬ских и физических лиц с последующей реализацией этого иму¬щества в случае невыполнения обязательств по уплате налогов.
В качестве предупредительной меры органы налоговой поли¬ции имеют право выносить письменные предостережения руко¬водителям, главным бухгалтерам и другим должностным лицам банков и иных организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также гражданам с тре¬бованием устранения нарушений законодательства, своевремен¬ной и полной уплаты налогов и других обязательных платежей.
Органы налоговой полиции несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправо¬мерных действий (решений) или бездействия, а равно неправо¬мерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служеб¬ных обязанностей. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет средств федерального бюджета.
7.6. Государственный таможенный комитет РФ
Таможенное дело в Российской Федерации в соответствии со ст. 8 Таможенного кодекса РФ (ТК РФ) осуществляют непо¬средственно таможенные органы Российской Федерации, яв¬ляющиеся правоохранительными органами. Они образуют еди¬ную систему, включающую:
— Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ);
— региональные таможенные управления РФ;
— таможни РФ;
— таможенные посты РФ.
Кроме того, в систему таможенных органов входят таможен¬ные лаборатории, научно-исследовательские учреждения, учеб¬ные заведения, вычислительные центры и другие объекты, под¬ведомственные ГТК РФ, деятельность которых способствует решению задач, стоящих перед таможенными органами.
Правовую основу деятельности таможенных органов состав¬ляют Конституция РФ, Таможенный кодекс РФ, другие феде¬ральные законы, указы и распоряжения Президента, постанов¬ления и распоряжения Правительства РФ.
Общее руководство таможенным делом в России осуществ¬ляют Президент РФ и Правительство РФ.
Возглавляет систему таможенных органов Государственный таможенный комитет РФ, являющийся федеральным органом исполнительной власти и осуществляющий непосредственное руководство таможенным делом Российской Федерации. Право¬охранительный статус ГТК РФ закреплен в Таможенном кодек¬се РФ, в указах Президента от 18 сентября 1993 г. № 1390 «О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Россий¬ской Федерации» и от 22 декабря 1993 г. № 2253 «Об отнесении таможенных органов Российской Федерации к государственным военизированным организациям». Федеральный закон «Об опе¬ративно-розыскной деятельности», принятый в