Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов (ст. 35 БК РФ) означает, что все расходы бюджета должны по¬крываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Доходы бюджета и поступления от источников финансиро¬вания его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета за исключением доходов целевых бюджет¬ных фондов, а также в случае централизации средств из бюдже¬тов других уровней бюджетной системы РФ.

Принцип гласности (ст. 36 БК РФ) предполагает:

— обязательное опубликование в открытой печати утвер¬жденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту пред¬ставления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (пред¬ставительных) органов государственной власти, органов мест¬ного самоуправления;

— обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по про¬ектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногла¬сия либо внутри законодательного (представительного) органа го¬сударственной власти, либо между законодательным (представи¬тельным) и исполнительным органами государственной власти.

Секретные статьи могут утверждаться только в составе феде¬рального бюджета.

Принцип достоверности бюджета (ст. 37 БК РФ) означает на¬дежность показателей прогноза социально-экономического раз¬вития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 38 БК РФ) означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обо¬значением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

Глава 13 Субъекты бюджетных правоотношений и нормы их регулирования

Использование бюджета в социально-экономическом разви¬тии государства предопределяет наличие социальной группы правовых норм, регулирующих возникающие в связи с этим от¬ношения. Такие юридические нормы образуют один из разделов финансового права — «Бюджетное право Российской Федера¬ции», который включает несколько финансово-правовых инсти¬тутов. Они регулируют общественные отношения, возникающие по поводу образования, распределения и использования бюджетов как составной части финансовой системы. Из вышесказан¬ного следует, что бюджетное право Российской Федерации можно определить как совокупность финансово-правовых норм, регу¬лирующих общественные (финансовые) отношения, возникаю¬щие в связи с образованием, распределением и использованием государственного и местных бюджетов на территории России.

Отношения, возникающие по поводу образования, распреде¬ления и использования бюджетных фондов, составляют предмет бюджетного права. Круг этих отношений достаточно широк. К ним, например, относятся отношения, связанные:

1) с установлением бюджетного устройства и бюджетной системы Российской Федерации;

2) с установлением структуры доходов и расходов бюджетной системы Российской Федерации и распределением их между бюджетами разного уровня;

3) с разграничением бюджетной компетенции между Россий¬ской Федерацией, ее субъектами и органами местного само¬управления;

4) с организацией бюджетного процесса, т. е. установлением порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а также составления, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении соответствующих бюджетов;

5) с организацией контроля за исполнением бюджетов.

Каждая из указанных групп бюджетных отношений включает совокупность более конкретных отношений, причем все они взаимосвязаны. Не могут реализовываться отношения по уста¬новлению структуры доходов и расходов бюджетной системы без отношений по установлению самой этой системы. В свою очередь и те и другие отношения не могут быть реализованы без определения компетенции государственных органов по установ¬лению бюджетной системы и структуры доходов и расходов бюджета соответствующего уровня.

Перечисленные группы общественных отношений, урегули¬рованные нормами бюджетного права, становятся бюджетными правоотношениями. Они возникают в процессе бюджетной дея¬тельности, т. е. деятельности по образованию, распределению и использованию бюджетов. Другая особенность бюджетных пра¬воотношений заключается в том, что круг их субъектов более узкий по сравнению с субъектным составом иных финансовых правоотношений.

Субъекты бюджетных правоотношений можно разделить на три группы:

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017