• несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и государственных внебюджетных фондов;
• несвоевременное представление проектов бюджетов и от¬четов об исполнении бюджетов;
• отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кро¬ме оснований, установленных Бюджетным кодексом РФ;
• несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств, несвоевременное осуществление платежей по подтвержден¬ным бюджетным обязательствам;
• финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись;
• финансирование расходов в размерах, превышающих раз¬меры, включенные в бюджетную роспись, и утвержденные лимиты бюджетных обязательств;
• несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг;
• несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание государственного или муниципального долга, установленных Бюджетным кодексом РФ;
• открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории отделений Банка России;
• иные основания в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и федеральными законами;
За нарушение бюджетного законодательства Бюджетным ко¬дексом РФ в ст. 282 предусматриваются следующие санкции:
• предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
• блокировка расходов;
• изъятие бюджетных средств;
• приостановление операций по счетам в кредитных органи¬зациях;
• наложение штрафа;
• начисление пени;
• иные меры в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и федеральными законами.
Правом применения указанных санкций обладают руководи¬тели органов Федерального казначейства и их заместители (ст.284 БК РФ). Руководители органов Федерального казначейства и их заместители имеют право:
• списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, и в других случа¬ях, предусмотренных в настоящей части кодекса;
• списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата ко¬торых истек;
• списывать в бесспорном порядке суммы процентов (пла¬ты) за пользование бюджетными средствами, предостав¬ленными на возвратной основе, срок уплаты которых на¬ступил;
• взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевремен¬ный возврат бюджетных средств, предоставленных на воз¬вратной основе, просрочку уплаты процентов за пользова¬ние бюджетными средствами, предоставленными на воз¬вратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;
• выносить предупреждение руководителям органов испол¬нительной власти, органов местного самоуправления и по¬лучателей бюджетных средств о ненадлежащем исполне¬нии бюджетного процесса;
• составлять протоколы, являющиеся основанием для нало¬жения штрафов;
• взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных орга¬низаций за несвоевременное исполнение платежных доку¬ментов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день про¬срочки;
• приостанавливать операции по счетам в кредитных орга¬низациях сроком до одного месяца. Действия органов и должностных лиц органов Федерального казначейства могут быть обжалованы в установленном порядке.
Глава 15 Бюджетное устройство и его принципы
Основа бюджетно-правового статуса государства и его терри¬ториальных подразделений — право на самостоятельный бюд¬жет. Бюджетные права Российской Федерации обеспечивают создание финансовой базы, без которой невозможно осуществ¬ление государственного суверенитета и компетенции РФ.
Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве — бюджетный федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения цен¬тра и регионов. В соответствии с действующим законодательст¬вом Российской Федерации доходная часть территориальных бюджетов состоит из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенции кредитных ресурсов.
Закрепленные доходы — это доходы, полностью поступающие в соответствующие бюджеты. Например, по действующему за¬конодательству за бюджетами субъектов Федерации закреплен налог на имущество предприятий, за местным бюджетом — на¬лог на имущество физических лиц.