Регулирующие доходы — это средства передаваемые из выше¬стоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджетному звену сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов. Основная часть налоговых доходов субъектов Федерации и ме¬стных бюджетов в настоящее время формируется за счет регули¬рующих доходов. Для регулирования бюджета применяется и метод оказания прямой финансовой поддержки из вышестоя¬щего бюджета нижестоящему в форме фиксированной денежной суммы на безвозмездной основе. В настоящее время такая под¬держка предоставляется в виде дотации или субвенции.
Дотации — средства, передаваемые из вышестоящего бюдже¬та в твердой сумме для сбалансирования нижестоящих бюдже¬тов при их дефиците.
Субвенции — средства, предаваемые из вышестоящего бюд¬жета нижестоящим бюджетам на финансирование строго целе¬вого мероприятия.
Субвенции подразделяются на два вида:
1) текущие, т.е. направленные на финансирование текущих расходов;
2) инвестиционные, т.е. направленные на финансирование инвестиционной, инновационной деятельности, а также другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством.
Субвенции предоставляются на следующих условиях:
— направление на финансирование конкретных мероприя¬тий;
— осуществление субвенционного финансирования в форме долевого участия в расходах соответствующих бюджетов;
— орган, предоставляющий субвенцию, устанавливает назна¬чение, объем, получателя, порядок и условия ее предоставления в соответствии с законодательством РФ;
— орган, предоставивший субвенцию, вправе контролиро¬вать ее использование, получатель же обязан отчитаться.
За нарушение условий предоставления и использования суб¬венции предусмотрена ответственность. Не использованная в срок субвенция или использованная не по назначению подле¬жит возврату предоставившему ее органу в бесспорном порядке в трехмесячный срок после принятия этого решения за счет средств получателя субвенции. Решение о возврате субвенции принимает орган, предоставивший ее, не позднее трех месяцев после получения отчетности об использовании субвенции или по истечении срока отчетности. Нарушение других условий пре¬доставления и использования субвенций приводит к прекраще¬нию их выделения.
Кредитные ресурсы — это средства, передаваемые на кредит¬ной основе, т.е. они должны быть возвращены с процентами или без них.
Механизм трансферов — еще одно понятие бюджетных от¬ношений.
В 1994 г. был введен новый механизм межбюджетных от¬ношений, при котором основным регулятором их стал высту¬пать Целевой Фонд финансовой поддержки регионов, форми¬руемый в определенном размере от суммы налоговых поступле¬ний федерального бюджета. Он и стал источником выделения трансферов.
Трасфер — это средство, передаваемое из вышестоящего бюджета в нижестоящий из Фонда финансовой поддержки по определенной системе показателей для выравнивания бюджет¬ной обеспеченности.
Статус региона, «особо нуждающегося в поддержке», пред¬ставляется тем регионам, у которых сумма федеральных налогов (налог на прибыль, НДС, акцизов и подоходного налога на фи¬зических лиц), собираемых на их территории и подлежащих за¬числению в их региональный бюджет, в расчете на одного жителя региона оказывается меньше 95% от средней аналогичной вели¬чины по Российской Федерации, условная сумма расходов ока¬жется меньше 100% плановых расходов регионального бюджета.
Трансферы регионам перечисляются ежемесячно исходя из фактических поступлений налогов в федеральный бюджет, а также с учетом удельного веса каждого региона в зависимости от статуса в Фонде финансовой поддержки регионов. Регионы объединяются в зависимости от географического положения, а также от факторов, в наибольшей степени влияющих на доходы и расходы бюджетов.
Такими факторами являются:
— отдаленность от центральных регионов страны при отсут¬ствии или слабом развитии железнодорожного или автомобиль¬ного сообщения;
— более длительный отопительный сезон из-за климатиче¬ских условий;
— ограниченные сроки завоза товаров из-за климатических и географических условий, а также удельный вес численности на¬селения, проживающего в районах с ограниченными сроками завоза товаров.
Бюджета всех уровней должны быть сбалансированы. При наличии дефицита первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.
15.1. Бюджетная классификация
Все доходы и расходы располагаются в бюджетах по единой бюджетной классификации, которая представляет собой груп¬пировку доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвое¬нием