— доходы от платных услуг; штрафы, конфискации, компен¬сации; средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, ее субъектам, муниципальным образованиям; иные суммы принудительного изъятия;
— доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней;
— иные налоговые доходы.
Кроме того, в федеральный бюджет поступают доходы целе¬вых бюджетных фондов. К этим фондам прежде всего следует отнести:
— Федеральный бюджетный фонд РФ;
— Фонд развития таможенной системы РФ;
— Межведомственный фонд развития системы и налоговой службы РФ;
— Государственный фонд борьбы с преступностью;
— Федеральный экономический фонд;
— Фонд развития Федеральной пограничной службы и др. Структура доходов федерального бюджета определяется не только на стадии его формирования, она также зависит от фак¬тического поступления доходов, и прежде всего налогов (под¬робнее об этом см. главу «Налоговое право»).
15.3. Структура расходов бюджета
Расходы бюджетов в соответствии со ст. 65 Бюджетного ко¬декса РФ в зависимости от их экономического содержания де¬лятся на текущие и капитальные, обеспечивающие развитие от¬раслей, хозяйства и социальной сферы.
Текущие расходы идут на:
• оборону, науку, социальную сферу;
• отдельные компенсационные затраты по отраслям хозяй¬ства;
• проценты по внутреннему и внешнему государственному долгу;
• бюджетные ссуды на текущие расходы и др.
Расходы капитального характера предназначены на:
• новое строительство;
• развитие объектов государственной и муниципальной соб¬ственности;
• реконструкцию и др.
Средства бюджетов могут направляться на финансирование долгосрочных целевых программ, выходящих за пределы одного финансового года и включаемых в бюджета последующих лет. Перечень и объем финансирования целевых программ утвер¬ждаются на очередной финансовой год в качестве приложения к бюджету.
Кроме того, расходы бюджета могут классифицироваться по другим признакам.
Один из важнейших — финансирование выполняемых госу¬дарством функций: экономической, социальной, оборонной и т.п. Из федерального бюджета финансируются следующие виды обязательных расходов:
• содержание органов государственной власти;
• осуществление экономической деятельности;
• оборона и обеспечение безопасности, оборонное произ¬водство;
• обустройство государственной границы;
• финансирование фундаментальной науки;
• образование государственных материальных резервов;
• регулирование финансового потенциала субъектов РФ;
• погашение и обслуживание государственного долга РФ;
• другие расходы, предусматриваемые федеральным бюдже¬том.
Расходы бюджета подразделяются также на собственные рас¬ходы и на предоставление ссуд. Ссуды, в свою очередь, могут быть:
• внутренние — ссуды бюджетам нижестоящего уровня и предприятиям отдельных отраслей; инвестиционные креди¬ты; зарубежные кредиты, предоставляемые хозяйствующим структурам под гарантии федерального правительства;
• внешние — относящиеся к компетенции федерального уровня — государственные кредиты странам СНГ и зару¬бежным государствам.
Итак, расходы федерального бюджета включают следующие основные группы затрат: погашение и обслуживание государст¬венного долга, финансирование обороны, правоохранительной деятельности, государственную поддержку отдельных отраслей народного хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий и финансовую поддержку регионов (см. табл.).
В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития. Например, основными принци¬пами выделения государственных инвестиций через бюджет раз¬вития в 1998 г. были следующие:
• высокая экономическая эффективность реализуемых про¬ектов;