Государственные доходы — это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перерас¬пределения через различные виды денежных поступлений в соб¬ственность и распоряжение государства с целью создания фи¬нансовой базы для выполнения его задач по осуществлению со¬циально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также необходимой для функциониро¬вания государственных органов.
Государственные доходы зачисляются в различные государ¬ственные денежные фонды — в бюджеты разных уровней, вне¬бюджетные целевые государственные фонды. Муниципальные (местные) доходы поступают соответственно в местные денеж¬ные фонды — местные бюджеты и внебюджетные фонды.
Виды государственных и местных доходов, их система, пра¬вовой режим регламентируются законодательством, основанным на конституционных нормах. К числу актов общего значения относятся Закон РФ «Об основах налоговой системы в Россий¬ской Федерации» от 27 декабря 1991 г., устанавливающий ос¬новные положения относительно главных источников бюджет¬ных доходов — налоговых платежей.
Полномочия субъектов Федерации и органов местного само¬управления по формированию соответствующих финансовых ресурсов и их источников определяются в Законе РФ «О мест¬ном самоуправлении в РСФСР» от 6 июля 1991 г., устанавли¬вающем основные положения относительно главных источников бюджетных доходов — налоговых платежей.
Полномочия субъектов Федерации и органов местного само¬управления по формированию соответствующих финансовых ресурсов и их источников определяются в Законе РФ «О мест¬ном самоуправлении в РСФСР» от 6 июля 1991 г., других зако¬нодательных актах. Наряду с этим в Российской Федерации принят пакет законодательных актов о различных видах нало¬гов, сборов, пошлин и иных поступлений, зачисляемых в состав государственных и местным доходов.
В соответствии с законодательством систему государствен¬ных и местных доходов РФ можно оценивать как единую. И выражается это в том, что в законодательстве РФ определяются все виды государственных и местных доходов.
Представляя единую систему, государственные и местные доходы классифицируются по разным группам. В основу клас¬сификации могут быть положены различные признаки, отра¬жающие наиболее существенные черты государственных и мест¬ных доходов.
Классификация доходов государства по социально-экономи¬ческому признаку дает наиболее полное представление об их ис¬точниках, о связи доходов с различными формами собственно¬сти, об эффективности последних в формировании доходов го¬сударства. В соответствии с этим признаком в системе доходов государства выделяются поступления:
— от государственного хозяйства, образующиеся главным образом в результате производственной деятельности государст¬венных предприятий, а также от использования имуществ и уго¬дий государства; аналогичной является группа доходов от муни¬ципального хозяйства;
— от предприятий и организаций негосударственных форм собственности (налоги, сборы, другие платежи);
— от совместных предприятий, от иностранных предприятий и организаций, действующих на территории Российской Феде¬рации;
— от личных доходов граждан.
По территориальному уровню доходы подразделяются на:
— федеральные;
— доходы субъектов Федерации;
— местные доходы.
Неналоговые платежи и поступления могут быть обязатель¬ными и добровольными. Обязательные неналоговые платежи в основном взимаются в связи с предоставлением услуг со сторо¬ны государства, имеющих юридическое значение, или права на занятие определенной деятельностью (пошлины и сборы), иные из них носят штрафной характер.
Основная часть доходов поступает в распоряжение государ¬ства и местных органов самоуправления в обязательном поряд¬ке: это налоги, сборы, пошлины и т.п., штрафы разного рода и финансовые санкции и проч. На добровольной основе в государ¬ственные и местные доходы привлекаются средства организаций и граждан путем проведения лотерей, займов, выпуска акций, использования пожертвований и т.д.
С учетом отношений собственности можно говорить о дохо¬дах государства в собственном смысле слова и о финансовых ре¬сурсах, которые используются им временно и подлежат возвра¬ту. В первом случае это различные виды платежей, которые на основании законодательства обращаются в государственную или муниципальную собственность, т.е. становятся федеральной соб¬ственностью, собственностью субъектов Федерации или муни¬ципальной собственностью районов, городов и входящих в них административно-территориальных единиц с соответствующим правовым режимом.