• определение доходов бюджета по отдельным налоговым и другим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-эконо¬мического развития;
• установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема исходя из потребности беспере¬бойного финансирования всех мероприятий общегосудар¬ственного значения, предусмотренных бюджетом;
• согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляцион¬ных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;
• сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;
• осуществление бюджетного регулирования в целях сбаланси¬рованности бюджетов разного уровня путем перераспределе¬ния источников доходов государства между ними, а также между сферами хозяйства, экономическими регионами;
• повышение роли перспективного бюджетного планирова¬ния (прогнозирования);
• контроль за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими на¬логовых обязательств.
Организация бюджетного процесса построена на следующих принципах:
1) единства — выражается в единой правовой базе, единой бюджетной классификации, единстве форм бюджетной документации, необходимой для составления консолиди¬рованного бюджета РФ и территорий, единстве денежной системы;
2) самостоятельности бюджетного процесса каждого органа законодательной и исполнительной власти — обеспечива¬ется наличием собственных источников доходов и правом определения направления их использования;
3) балансовом методе, который заключается в установлении правильного соотношения между доходами и расходами всех бюджетов. Важное условие данного метода — соот¬ветствие расходов бюджета его доходам, создание финан¬совых резервов.
Правовое регулирование. В статье 151 Бюджетного кодекса РФ определена система органов, обладающих бюджетными полномо¬чиями, в которую входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного (муници¬пального) финансового контроля. При этом каждый орган имеет собственные задачи и действует в пределах своей компетенции.
Структура федеральных финансовых органов определяется указом Президента РФ. Органом денежно-кредитного регулиро¬вания является Банк России.
Органами государственного или муниципального финансо¬вого контроля является:
а) Счетная палата Российской Федерации;
б) контрольные и финансовые органы исполнительной власти;
в) контрольные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления.
Осуществление отдельных бюджетных полномочий может быть возложено на иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Субъекты РФ в целях осуществления собственной бюджет¬ной политики создают финансовые органы и органы финансо¬вого контроля в соответствии с законодательством субъекта РФ.
Муниципальные образования в целях обслуживания мест¬ного бюджета и управления средствами местного бюджета соз¬дают муниципальные казначейства и (или) иные финансовые органы (должности) в соответствии с уставом муниципального образования и законодательством РФ.
Участниками бюджетного процесса в соответствии со ст. 152 Бюджетного кодекса РФ являются:
• Президент РФ;
• органы законодательной (представительной) власти;
• органы исполнительной власти (высшие должностные ли¬ца субъектов РФ, главы местного самоуправления, финан¬совые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);
• органы денежно-кредитного регулирования;
• органы государственного и муниципального финансового контроля;
• государственные внебюджетные фонды;
• главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
• иные органы, на которые законодательством Российской Федерации, субъектов РФ возложены бюджетные, налого¬вые и иные полномочия.
Участниками бюджетного процесса также являются бюджет¬ные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кре¬дитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.