Таблица
Расходы федерального бюджета Российской Федерации на 2000 г.
В млрд. В проц.
Виды расходов руб. к общей сумме расходов
Государственное управление Международная деятельность
Национальная оборона
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства
Фундаментальные исследования и содействие науч¬но-техническому прогрессу
Промышленность, энергетика, строительство
Сельское хозяйство
Транспорт, связь, информатика
Охрана окружающей среды
Образование
Культура и искусство, средства массовой информации Здравоохранение и физическая культура
Социальная политика
Обслуживание государственного долга
Финансовая помощь субъектам Федерации
В том числе Федеральный фонд финансовой под¬держки регионов
Прочие расходы
Расходы целевых бюджетных фондов (Федерального дорожного фонда, Федерального экономического фонда и др.).
Итого:
• исключительно долевой характер финансирования и ди¬версификации риска государства с частным капиталом;
• конкурсность, срочность, возвратность и платность выде¬ляемых на инвестиционные нужды средств.
Среди намеченных мер по повышению эффективности рас¬ходования средств бюджета развития следует выделить сле¬дующие:
• конкурсное размещение государственных инвестиционных ресурсов для реализации проектов, выдвигаемых предпри¬ятиями:
• развитие системы государственных гарантий под высоко¬эффективные и быстроокупаемые проекты для привлече¬ния капитала кредитно-финансовых институтов и других инвесторов, включая иностранных;
• предоставление средств бюджета развития исключительно предприятиям, не имеющим просроченной задолженности по ранее предоставленным из федерального бюджета сред¬ствам на возвратной основе;
• безусловное направление сумм, поступающих в виде воз¬врата выданных ранее средств и начисленных по ним про¬центов, в бюджет развития.
Подводя итог анализу структуры доходов и расходов феде¬рального бюджета, можно сказать, что параметры федерального бюджета и их фактическое исполнение во многом определяют финансовый и бюджетный «климат» страны.
15.4. Правовое регулирование государственных доходов и расходов
Для осуществления своих функций государству требуются соответствующие финансовые ресурсы, поэтому в его собствен¬ность и распоряжение направляется часть национального дохода страны в виде различных денежных платежей и поступлений. В результате государство располагает своими доходами, т.е. госу¬дарственными доходами. Они находятся в собственности Рос¬сийской Федерации и ее субъектов, распоряжаются ими соот¬ветствующие органы государственной власти. Помимо этого, собственными доходами располагают города и районы, а также входящие в них административно-территориальные образова¬ния. Это муниципальные (местные) доходы, распоряжение и управление которыми осуществляют органы местного само¬управления.
В процессе формирования доходов государство привлекает в свое распоряжение часть чистого дохода, создаваемого в различ¬ных областях общественного производства, действующего на основе разных форм собственности. Кроме того, государство использует для образования своей финансовой базы и часть личных доходов граждан, полученных ими от участия в произ¬водстве, предпринимательской деятельности, от вложения средств в ценные бумаги, от использования имущества и т.д. В формировании доходов государства участвуют все звенья фи¬нансовой системы.
По своей структуре государственные доходы представляют собой совокупность отдельных видов денежных платежей и по¬ступлений, объединенных в определенную систему.