К финансовым ресурсам государства и административно-территориальных единиц, не являющихся их доходами в прямом смысле, относятся средства, полученные от кредитов, выданных Центральным банком РФ или другими банками для пополнения средств бюджетов или внебюджетных государственных и мест¬ных фондов.
В соответствии с порядком образования и использования го¬сударственных и муниципальных доходов их можно разделить на такие две группы, как централизованные и децентрализован¬ные доходы.
Децентрализованные государственные доходы — это доходы государственных предприятий, организаций, которые остаются в их непосредственном распоряжении и используются ими само¬стоятельно на производственные и социальные нужды. Главным образом это часть прибыли предприятий.
К централизованным доходам относятся доходы, сосредото¬ченные в государственных и местных бюджетах и внебюджетных фондах.
Доходные источники государственных и местных бюджетов, как правило, не имеют специального целевого назначения, что позволяет направлять их на наиболее важные в соответствую¬щий период времени потребности общества для финансирова¬ния намеченных программ.
Понятие государственные доходы может рассматриваться в широком смысле слова, включая доходы бюджетной системы и внебюджетных государственных фондов, а также доходы госу¬дарственных предприятий, остающиеся в их распоряжении.
Возможно использование этого понятия и в узком смысле — как доходы, входящие в государственную казну, т.е. подлежащие зачислению в бюджетную систему и государственные внебюд¬жетные фонды.
Обеспечивая выполнение своих задач и функций, государст¬во распределяет и использует финансовые ресурсы.
Государственные расходы — это затраты государства, выра¬жающие урегулированные правовыми нормами экономические отношения, складывающиеся при распределении и использо¬вании централизованных и децентрализованных фондов денеж¬ных средств и обеспечивающие его бесперебойное функциони¬рование.
Значительная часть расходов государства фиксируется в фе¬деральном бюджете, бюджетах субъектов Федерации, а также в финансовых планах и сметах министерств, ведомств, предпри¬ятий и организаций.
Первым участником правоотношений, связанных с покрытием расходов бюджетными средствами, является представляющий интересы государства, отпускающего бюджетные средства, фи¬нансовый орган, который составляет роспись расходов бюджета в соответствии с их поквартальным распределением, открывает кредиты, имеет права отзыва их и осуществляет постоянный контроль за использованием бюджетных ассигнований.
Вторым участником правоотношений при бюджетном финан¬сировании является кредитное учреждение, в котором открыт расчетный, текущий (бюджетный) счет государственной органи¬зации, получающей бюджетные ассигнования. Кредитное учре¬ждение принимает участие в кассовом исполнении бюджета и контроле за соблюдением финансовой дисциплины.
Третьим участником правоотношений при бюджетном финан¬сировании выступает распорядитель бюджетных кредитов — ру¬ководитель учреждения, предприятия, организации, которому предоставлено право распоряжаться отпускаемыми для него бюджетными ассигнованиями, переводить их нижестоящим рас¬порядителям.
Финансовые отношения в области расходов бюджета могут выступать только как правоотношения. Они неотделимы от ре¬альных фактических обстоятельств — использования денежных средств на покрытие расходов, связанных с функционированием того или иного органа государства.
Правоотношение в области расходов государства характери¬зуется неравенством сторон. Орган государства, представляю¬щий его интересы и наделенный полномочиями регулировать общественные отношения в области бюджетных расходов, применяет к органу, получающему бюджетные ассигнования, метод властного воздействия. Государство в одностороннем порядке устанавливает виды расходов, финансируемых из бюджета, централизованных и децентрализованных денежных фондов.
Централизованные государственные расходы осуществляются также за счет государственных внебюджетных фондов. Помимо этого, расходы производят и органы местного самоуправления за счет находящихся в их распоряжении средств.
Экономическая роль государства проявляется в том, что оно оказывает финансовую поддержку отраслям хозяйства, финан¬сирует социально-культурные мероприятия и науку, оборону, правоохранительную деятельность, судебную систему, систему государственных органов управления, которые практически во¬площают его функции. Совокупность всех видов расходов госу¬дарства составляет систему его расходов.
Поскольку расходы государства опосредствуют его функцио¬нирование, а основная часть их покрывается за счет бюджетных средств, система расходов государственного бюджета (т.е.