един¬ство всех затрат, покрываемых за счет бюджета государства) прямо зависит от политического и социально-экономического характера деятельности государства.
Расходы государственного бюджета являются объективной экономической категорией и имеют двойственный характер. С одной стороны, это затраты государства на финансирование от¬раслей хозяйства, а с другой — это доходы предприятий, учреж¬дений и организаций, за счет которых они образуют целевые денежные фонды, необходимые для их функционирования. Средства, выделяемые из бюджета на социально-культурные ме¬роприятия, государственное управление и оборону страны, об¬служивают государство экономически. Государство как собст¬венник бюджетных средств на основе действующих норматив¬ных актов выделяет денежные средства.
Все субъекты Российской Федерации наделены правом по¬крытия затрат, связанных с их расходами.
Юридический механизм воздействия на государственные расхо¬ды представляет собой практическое применение предписаний финансово-правовых норм, устанавливающих порядок норми¬рования затрат государства на конкретные мероприятия, опре¬деления их ежегодных объемов и отпуска бюджетных средств на их покрытие, правовые формы, в которые облекаются при этом действия органов государственной власти и государственного управления.
Расходы государства финансируются в основном за счет до¬хода общества, который концентрируется в государственном бюджете. Затраты государства покрываются также за счет при-
были предприятий, части амортизационных отчислений, долго¬срочных банковских ссуд и т.д. Понятие расходов государства шире, чем понятие расходов государственного бюджета, состав¬ляющих лишь часть общих расходов государства.
Расходы государственного бюджета — это прямые затраты государства, связанные с его функционированием и покрывае¬мые за счет бюджетных средств. Независимо от их направления они осуществляются на основе принципов организации государ¬ственных расходов: целевого направления средств, что выражает¬ся в строго предметно-целевом назначении; максимальной эф¬фективности использования, т.е. обеспечения общественно не¬обходимого результата при минимальных затратах; соблюдения режима экономии — системы форм и методов минимизации за¬трат денежных средств для получения запланированного резуль¬тата, связанного с сокращением расходов, но главным образом — с наиболее целесообразным использованием денежных средств; осуществления финансового контроля в целях обеспечения со¬блюдения государственной финансовой дисциплины.
В условиях структурной перестройки народного хозяйства в практику финансирования вошло выделение денежных средств из бюджета на основах возвратности и возмездности.
С точки зрения экономического содержания, средства госу¬дарственного бюджета Российской Федерации расходуются на материальное производство и создание государственных резер¬вов и на непроизводственную сферу. В соответствии с экономи¬ческим содержанием расходов государственного бюджета суще¬ствуют два режима бюджетного финансирования: режим финан¬сирования коммерческих организаций и сметно-бюджетный режим.
Глава 16 Бюджетное финансирование: понятие и принципы
Основная часть расходов на народное хозяйство направляет¬ся на развитие промышленности, ее базовых отраслей. Цен¬тральное место в расходах государства занимают также расходы на финансирование агропромышленного комплекса, мелиора¬цию земель. Вложения денежных средств (инвестиции) в отрас¬ли и сферы народного хозяйства производятся государственны¬ми органами и самими предприятиями. Инвестиции в создание и воспроизводство основных фондов, осуществляемые в форме государственных централизованных капитальных вложений, фи¬нансируются из бюджетов и обеспечивают структурную пере¬стройку народного хозяйства, сохранение и развитие производ¬ственного и непроизводственного потенциала России.
Приоритетные направления, для которых необходима госу¬дарственная поддержка за счет средств федерального бюджета, определяются Министерством экономики РФ, Министерством финансов Российской Федерации с учетом интересов других федеральных органов исполнительной власти.
Бюджетное финансирование — это система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.
Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непро¬изводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои рас¬ходы на текущее содержание и расширение деятельности по¬крывают за счет бюджета на основе финансовых планов — смет расходов.
Смета — это финансово-плановый акт, определяющий целе¬вое направление и поквартальное распределение ассигнований, предусмотренных на содержание учреждений и организаций.
Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные сметами расходов конкретных отраслей и учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассиг¬нований.