Таким образом, сметно-бюджетное финансирование — это безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на основе общих принципов финансирования.
Однако ему свойственны и специфические принципы, а именно:
• отпуск средств на обеспечение деятельности учреждений и организаций из бюджета, соответствующего их подчинен¬ности;
• отпуск средств в соответствии с программами и планами экономического и социального развития на каждый бюд¬жетный год и в меру их выполнения;
• планирование и финансирование на основе научно обос¬нованных экономических нормативов с применением тех¬нических норм либо на конкурсной основе с выбором приоритетных направлений и контрактного выполнения при соблюдении режима экономии.
На основе натуральных показателей и финансовых норм бюджетные сметы расходов делятся: на индивидуальные, общие, на централизованные мероприятия и сводные.
Индивидуальная смета — это смета, отражающая особенно¬сти отдельного учреждения. Сметы на централизованные меро¬приятия составляются министерствами, ведомствами, управле¬ниями и отделами органов местного самоуправления на расхо¬ды, связанные с проведением централизованных мероприятий. Общие сметы составляются для группы однотипных учреждений или мероприятий. Сводные сметы объединяют все индивидуаль¬ные сметы подведомственных министерствам, ведомствам, ис¬полнительным органам на местах учреждений и смету расходов на централизованные мероприятия.
Формы сводных и индивидуальных смет устанавливаются в централизованном порядке Министерством финансов РФ.
В практике бюджетного финансирования используются два его способа:
1) по системе «нетто-бюджет» — бюджетные ассигнования выделяются на довольно ограниченный круг затрат, предусмот¬ренных бюджетом;
2) по системе «брутто-бюджет» (для предприятий и органи¬заций, полностью состоящих на бюджетном финансировании) — бюджетные ассигнования выделяются на все виды расходов, связанные и с текущим содержанием, и с расширением деятель¬ности бюджетных учреждений.
В области расходов бюджета выделяются следующие основ¬ные задачи:
1) обеспечение приоритетного финансирования социальных расходов, сокращение и полное погашение задолженности по выплатам населению;
2) расширение государственного финансирования инвести¬ций в приоритетных областях экономики;
3) сокращение расходов на содержание государственного ап¬парата и расходов по управлению государственным дол¬гом;
4) повышение эффективности использования бюджетных средств на национальную оборону на основе постепенного прове¬дения военной реформы;
5) уменьшение дотации на покрытие убытков отдельных от¬раслей;
6) сокращение расходов по отдельным целевым статьям рас¬ходов и целевым программам;
7) концентрация расходов бюджета на наиболее эффектив¬ных затратах;
8) усиление контроля за использованием бюджетных средств;
9) ускоренное завершение перехода к казначейской системе финансирования расходов бюджета.
Глава 17 Бюджетный дефицит и источники его финансирования
Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами — это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все госу¬дарства мира. Бесспорно, бюджетный дефицит — нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денеж¬ной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не¬эмиссионных средств — к росту государственного долга. Тем не менее бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к раз¬ряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различ¬ным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государствен¬ных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не явля¬ется отражением стремления государства обеспечить прогрес¬сивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.
Дж.М. Кейнс* в целях «взбадривания» экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовал проводить поли¬тику дефицитного финансирования. Дефицит бюджета может возникнуть и в результате чрезвычайных обстоятельств — войн, стихийных бедствий, катаклизмов, когда обычных резервов ста¬новится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода. В таких случаях бюджетный дефицит, естествен¬но, нежелательное, но неизбежное явление. И наконец, сущест¬вует и третья, наиболее опасная и тревожная форма бюджетного дефицита, когда он является отражением кризисных явлений в экономике, ее развала, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае требуется принятие не только срочных и действенных экономи¬ческих мер, но и соответствующих политических решений. Именно такая форма бюджетного дефицита захлестнула Россию.