В соответствии с Конституцией РФ Федеральное собрание РФ, представительные органы государственной власти, местные органы самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты на предстоящий год и отчеты об их исполнении.
Бюджетные полномочия законодательных (представительных) органов сформулированы в ст. 153 Бюджетного кодекса РФ, в со¬ответствии с которой законодательные (представительные) орга¬ны, представительные органы местного самоуправления рассмат¬ривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осу¬ществляют последующий контроль за исполнением бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществ¬ляющих контроль за исполнением бюджета соответствующего уровня бюджетной системы РФ, осуществляют другие полномо¬чия в соответствии с БК РФ, иными правовыми актами бюджет¬ного законодательства РФ, субъектов РФ, актами органов мест¬ного самоуправления.
Аналогичные полномочия законодательные (представитель¬ные) органы осуществляют по отношению к государственным внебюджетным фондам.
Бюджетные полномочия органов исполнительной власти зафиксированы в ст. 154 Бюджетного кодекса РФ. В соответст¬вии с данной статьей органы исполнительной власти, органы местного самоуправления осуществляют составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и мате¬риалами на утверждение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления, ис¬полнения бюджета, в том числе сбор доходов бюджета, управле¬ние государственным, муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представляют отчет об ис¬полнении бюджета на утверждение законодательных (представи¬тельных) органов, представительных органов местного само¬управления, осуществляют другие полномочия, определенные БК РФ, иными правовыми актами бюджетного законодательства РФ, субъектов РФ, актами представительных органов местного самоуправления.
Аналогичные полномочия органы исполнительной власти осуществляют по отношению к государственным внебюджетным фондам.
Также следует отметить, что согласно ст. 155 Бюджетного кодекса РФ Банк России совместно с Правительством РФ раз¬рабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики.
Министерство финансов РФ и его финансовые органы про¬водят организационную, методическую и практическую работу по составлению и исполнению федерального, региональных и местных бюджетов, а также консолидированного бюджета РФ.
Министерство РФ по налогам и сборам и налоговые ин¬спекции осуществляют контроль за соблюдением налогового за¬конодательства, а также предоставляют в Министерство финан¬сов РФ необходимую информацию о налоговых поступлениях в бюджеты.
Государственный таможенный комитет РФ выполняет те же функции только в отношении таможенных пошлин.
Деятельность государства от начала составления федерального бюджета до утверждения отчета об его исполнении длится около трех с половиной лет. Этот срок называется бюджетным циклом.
Бюджетный цикл делится на вышеуказанные стадии, кото¬рые последовательно сменяют друг друга. Бюджет действует в течение одного года — с 1 января по 31 декабря. Финансовый, или бюджетный, год длится на территории Российской Федера¬ции 12 месяцев. Затем в соответствии с законом для завершения бюджета предоставляется еще один льготный месяц, в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета. Таким образом, согласно ст. 4 п.6 Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства...» данный период включает срок с 1 января по 31 декабря и плюс еще один льготный месяц.
Составлению проекта бюджета предшествует разработка пла¬нов — прогнозов развития территорий и целевых программ, на основе которых создается сводный финансовый баланс (СФБ) государства по территории России.
Между СФБ и федеральным бюджетом существует тесная связь: во-первых, СФБ выражает финансовую программу в об¬щем виде, а бюджет — конкретно, развернуто; во-вторых, СФБ отражает требования финансовой политики, а бюджет обеспечи¬вает проведение ее в жизнь; в-третьих, структура доходов и рас¬ходов СФБ приближается к бюджету.
При составлении бюджетов на предстоящий год используют¬ся разные методы:
1) метод экономического анализа — определяет степень вы¬полнения бюджета за прошлый год и устанавливает сте¬пень выполнения за текущий год, выявляя причины отклонения;
2) нормативный метод, в основе которого лежит норма оп¬ределенной статьи расхода (умножением натуральной единицы на норму устанавливается общая норма расхода);
3) экстраполяционный метод — определяет финансовые по¬казатели на основе их динамики исходя из отчетных дан¬ных за предыдущие годы и распространяет полученные суммы на будущий год.