Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru

Из истории известно, что многие города обносились стена¬ми. Но делалось это не только для защиты от врагов. Так, Па¬риж оградили стеной сборщики налогов, откупщики, чтобы ни¬кто не мог ускользнуть от их внимания. Французская революция со сборщиками налогов обошлась особенно жестоко, многие из них погибли. В их числе и великий химик Лавуазье, занимав¬ший в течение 23 лет должность главного откупщика страны. Даже достижения в области химии не спасли ему жизнь.

Именно поэтому сейчас, если государство хочет иметь эф¬фективную налоговую систему, ни одна группа населения не должна нести более тяжкого налогового бремени, чем любая другая. И все население в целом должно видеть, что собранные налоги используются эффективным и приемлемым для него способом. То есть народ должен знать, куда идут налоги, на что были истрачены налоговые деньги.

Кроме того, налогоплательщик обязательно должен верить, что его вклад в виде налога в общее дело достаточно весом. И с точки зрения суммы уплаченных налогов, и с точки зрения его влияния на форму сбора и использования собранных средств. В 1776 г. ранние американские колонисты бросили клич: «Нет на¬логам без правительства». Этот лозунг был вызван к жизни тем обстоятельством, что колонисты были лишены каких-либо прав голоса в английском правительстве, не только угнетавшем их, но и исправно облагавшем налогами, об использовании которых колонисты не имели почти никакого представления. Неадекват¬ная структура налогообложения во многих случаях и во все ис¬торические эпохи оказалась главной причиной антиправительст¬венных выступлений.

Налогообложение в Древней Руси начало складываться в конце IX в. в период объединения древнерусских племен и зе¬мель. Основной его формой были поборы в княжескую казну — дань. Первоначально эти поборы носили нерегулярный характер и существовали в виде контрибуции с побежденных народов. Но в последствии дань превратилась в систематический прямой на¬лог, который уплачивался деньгами, продуктами питания и из¬делиями ремесел.

Косвенные налоги взимались в виде торговых и судебных пошлин. Например, мыт — пошлина, взимавшаяся при провозе товаров через заставы у городов и крупных селений. В период феодальной раздробленности Руси пошлины взимались за про¬воз товаров по территории владельца земли.

Первые прямые и косвенные русские налоги после сверже¬ния монголо-татарского ига ввел Иван III. Основным прямым налогом был подушный налог, взимаемый в основном с крестьян и посадских людей. Особую роль для становления молодого Мо¬сковского государства при Иване III играли целевые налоговые сборы. Ведущее место занимали акцизы и пошлины.

Именно в царствование Ивана III были заложены основы налоговой отчетности. В первой налоговой декларации — «сош¬ном письме» — площадь земельных участков делилась на услов¬ные податные единицы «сохи», на основании чего и взимались прямые налоги.

Система налогообложения была упорядочена в царствование царя Алексея Михайловича. В 1655 г., например, была создана Счетная палата, функцией которой был контроль за фискальной деятельностью приказов, а также исполнение доходной части российского бюджета.

В эпоху Петра I из-за постоянной нехватки финансовых средств на ведение войн и строительство городов и крепостей число налогов и акцизов постоянно росло. Вспомним, напри¬мер, знаменитый налог на бороды.

Становление российской налоговой системы продолжалось до революции 1917 г.

В условиях командной экономики стимул к «закручиванию налоговой гайки» был особенно велик. После 1917 г. эксплуата¬ция национальных ресурсов становилась все более грабитель¬ской и все сильнее она отклонялась от лозунгов, провозглашен¬ных революцией.

Основным доходом Советской республики были эмиссия де¬нег, контрибуции и продразверстка. Эти налоги не носили фис¬кального характера, а были своего рода способом классовой борь¬бы, формой подавления скрытых противников революции. Но когда налоговое бремя достигает определенной, кризисной точки, как это случилось в условиях командно-силового распределения ресурсов нации, чаша терпения налогоплательщиков переполняет¬ся и люди начинают возмущаться. С этим неизбежно сталкивались все правительства. Но в любом случае ни одно независимое обще¬ство не могло обойтись без сбора налогов, необходимых для фи¬нансирования расходов правительства и для исполнения им своих функций. Одним из непременных условий независимости нации является способность властей облагать своих граждан налогами.

Итак, чтобы налоговая система работала эффективно и по¬могала правительству решать важнейшие задачи, не будучи при этом непосильной для народа, она должна теоретически удовле¬творять двум требованиям:

1. Приносить правительству необходимые доходы.

Ряд промышленно развитых государств обладают столь сложной общественной структурой, что их правительства выну¬ждены очень активно участвовать в общественной жизни, отзы¬ваться на

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017