В то же время введение таможенных пошлин на товары, не¬обходимые населению и пользующиеся спросом, является до¬полнительным налоговым бременем для населения. Если стале¬литейной промышленности США, например, удалось заставить правительство ввести высокие пошлины на сталь зарубежного производства в целях защиты доходов национального произво¬дителя, то это было, конечно же, несправедливо по отношению к населению. Предположим, что доходы основной массы насе¬ления США в тот период составляли 10 долл. за час. Рабочие — члены профсоюзов сталелитейной промышленности, сумевшие добиться повышения своих доходов до 25 долл. за час, стреми¬лись заставить государство сохранить этот уровень доходов. Если бы государство решило эту задачу, то основная масса населения США с уровнем заработной платы 10 долл. за час была бы выну¬ждена покупать товары, произведенные американцами, которые объединенными усилиями заставили работодателей повысить их заработную плату в 2,5 раза по сравнению со средненациональным уровнем. Американцы должны были бы поддерживать до¬ходы рабочих сталелитейной промышленности на достаточно высоком уровне. А это было бы несправедливо. США не пред¬приняло этих мер, вследствие чего сталелитейные компании мо¬дернизировали производство.
Теперь рассмотрим таможенные пошлины на вывоз товаров. Экспорт весьма привлекателен для государства, так как обеспе¬чивает приток иностранной валюты. Кроме того, он способству¬ет созданию рабочих мест и росту доходов населения. Вместе с тем таможенные пошлины на вывоз товаров через таможенную границу вводятся в связи с тем, что, во-первых, государство всегда стремится получить дополнительные доходы, а во-вторых, массовый экспорт некоторых товаров может нанести ущерб на¬циональной экономике. Рассмотрим, в частности, положение в странах СНГ в последние годы.
После перестройки значительные объемы основных нацио¬нальных ресурсов и существенно важных для экономики мате¬риалов были вывезены за пределы Российской Федерации. С целью обеспечения притока иностранной валюты на внешний рынок было выброшена огромное количество стали, бетона, алюминия и других продуктов. В то же время предпринимались попытки реорганизации экономики, ставшей фрагментарной в результате слома единой экономической системы СССР и нару¬шения традиционных внутриэкономических связей. В результате многие жизненно важные для экономики материалы оказались экспортируемыми. В связи с этим и появилась необходимость введения некоторых ограничений на экспорт, что в данном слу¬чае способствовало защите национальной экономики.
В целом система таможенных пошлин должна строиться та¬ким образом, чтобы несколько ограничивать импорт и стимули¬ровать экспорт. Цели создания такой системы — обеспечение притока иностранной валюты и охрана национальных интересов как в экономической области, так и в области обороны.
Если система таможенных пошлин несправедлива и недоста¬точно успешно регулируется, то у населения возникает искуше¬ние заняться контрабандой. В особенности это касается тех то¬варов, которые легко транспортируются и облагаются высокими пошлинами. Контрабанда, или незаконный ввоз товаров в стра¬ну без уплаты пошлин государству, — проблема многих стран, независимо от структуры системы налогообложения. Однако справедливая и действенная налоговая система способствует снижению накала подобной деятельности. Если же уровень кон¬трабанды высок вследствие ненадлежащей системы налогообло¬жения, то государству потребуется привлечение больших финан¬совых средств для борьбы с данными налоговыми преступления¬ми. Безусловно, наилучшим выходом из подобного положения является построение справедливой налоговой системы, решаю¬щей задачи государства, обеспечивающей приток средств в госу¬дарственную казну, а также позволяющей населению страны пользоваться товарами отечественного производства.
21.6. Налоги в дорожные фонды
Законом РФ «О дорожных фондах в Российской Федерации» от 18 октября 1991 г. предусмотрены следующие налоги, являю¬щиеся источником образования и пополнения дорожных фондов:
• налог на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ);
• налог на пользователей автомобильных дорог;
• налог с владельцев транспортных средств;
• налог на приобретение автотранспортных средств.
В Федеральный дорожный фонд поступают:
• налог на реализацию горюче-смазочных материалов;
• акцизы с продажи автомобилей населению;
• 0,25 ставки налога на пользователей автомобильных дорог (по Санкт-Петербургу — 0,5%).
Остальные налоги и оставшаяся часть налога на пользовате¬лей автомобильных дорог поступает в территориальные дорож¬ные фонды.