— подготовка предложений по совершенствованию системы начисления и взимания налогов, учета налогоплательщиков, организации эффективной контрольной работы и борьбы с на¬рушениями налоговой дисциплины.
3. Формирование интегрированной информационной базы в тер¬риториальных налоговых органах и информационное обеспечение непрерывного функционального развития налоговых органов России:
— разработка современной системы электронной обработки данных, которая обеспечит функции учета, контроля и обработ¬ки данных по всем основным видам налогов;
— создание предпосылок для использования международных и государственных стандартов в области информатизации на¬логовых органов;
— обеспечение упорядочения, систематизации, унификации и кодирования экономической информации, развития унифи¬цированных систем документации, рационализации и сокраще¬ния документооборота в налоговых органах;
— внедрение опыта по разработкам типовых машиноориентированных налоговых документов (декларации, извещения и т.д.);
— обеспечение безопасности информационных ресурсов тер¬риториальных налоговых органов.
4. Повышение уровня технической оснащенности территори¬альных налоговых органов:
— выполнение плана поставки технических средств; обеспе¬чение развития средств связи;
— подготовка помещений для монтажа и дальнейшего ис¬пользования технических средств.
На основе международного опыта развития налоговых орга¬нов можно выделить три наиболее распространенные модели налоговой администрации, которые формируются в соответст¬вии с разными видами специализации:
— по видам функций (при необходимости присутствует внутренняя специализация по видам налогов);
— по отраслям экономики (используется сочетание внутрен¬них специализаций по видам налогов и функций);
— по особым группам налогоплательщиков.
Последний вид модели получил распространение в экономи¬чески развитых странах, где доходную часть бюджета формиру¬ют транснациональные корпорации и естественные монополии. Существует большое количество вариантов переходных моделей, в которых сочетаются элементы всех указанных выше моделей. Выбор конкретного типа модели для построения налоговой администрации определяется уровнем развития экономики, ис¬торическими традициями той или иной страны. Экономически развитые страны последовательно сменили три модели налого¬вой администрации: на базе специализации по видам налогов — до начала 70-х гг., на базе функциональной специализации — до начала 80-х гг., на базе сочетания функциональной спе¬циализации со специализацией по особым группам налогопла¬тельщиков.
Независимо от выбора конкретной модели для формирова¬ния налоговой администрации перед налоговой службой любой страны стоит первоочередная задача — сформировать типовые системы налоговой администрации для всех уровней управле¬ния, без решения которой невозможно обеспечить эффективное управление системой.
Модернизация налоговых органов предусматривает выделе¬ние основных и обеспечивающих видов их функциональной деятельности. Каждый из видов включает конкретный набор функций и может рассматриваться как функциональный блок. Виды деятельности налоговой администрации могут быть пред¬ставлены как набор специализированных функций или одна комплексная функция. В свою очередь каждая функция налого¬вой администрации включает набор процедур, выполнение ко¬торых и позволяет ее практически реализовать.
Перечислим основные виды функциональной дея¬тельности налогового органа:
— общее управление налоговым органом;
— методическое обеспечение по начислению и взиманию налогов;
— методическое обеспечение функциональной деятельности;
— учет и контроль налоговых начислений и поступлений;
— работа с налогоплательщиком (совокупность функций взаи¬модействия с налогоплательщиком при условии отсутствия с его стороны нарушений налоговой дисциплины);
— выявление и пресечение нарушений налоговой дисципли¬ны (совокупность функций взаимодействия с налогоплательщи¬ком при условии наличия с его стороны нарушений налоговой дисциплины);
— документальные проверки налогоплательщиков (совокуп¬ность функций планирования, организации и проведения доку¬ментальных проверок);
— контрольно-ревизионная работа (совокупность функций обеспечения контроля за деятельностью налогового органа);
— анализ экономической информации и статистическая от¬четность;
— контроль за использованием кассовых аппаратов.