отличает и еще одна особенность — добровольность отношений (хотя в истории России были случаи отступления от этого принципа при размещении займов).
От банковского кредита государственный отличается прежде всего тем, что не имеет целевой направленности, обеспечением его служат не какие-либо конкретные ценности, а все имущест¬во, находящееся в собственности государства, а также непроиз¬водительным использованием капитала (чаще всего средства идут на покрытие дефицита государственного бюджета), тогда как характерной чертой банковского кредита является произво¬дительное использование средств, позволяющее не только пога¬шать кредит, но и выплачивать вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения прибавочной стоимости в процессе производства.
24.1. Функции государственного кредита
Как финансовая категория государственный кредит выпол¬няет три функции:
— распределительную;
— регулирующую;
— контрольную.
Распределительная функция позволяет перераспределить де¬нежные ресурсы в соответствии с потребностями экономики в целом и необходимостью поддержки какого-либо направления социально-экономической деятельности. С помощью этой функ¬ции идет процесс формирования централизованных денежных фондов государства либо их использование на принципах сроч¬ности, возвратности и возмездности. В связи с более быстрым увеличением расходов по сравнению с налоговыми поступле¬ниями государственные займы в последнее время стали инстру¬ментом финансирования расходов бюджета. И в результате на¬логовое бремя с помощью распределительной функции государ¬ственного кредита более равномерно распределяется на налогоплательщиков по времени. Налоги не увеличиваются, когда расходы государства финансируются за счет государствен¬ного займа, но при погашении кредита они идут и для его упла¬ты и для погашения процентов по задолженности.
Тяжесть налогового бремени, связанная с государственным кредитом, зависит от его срока и процентов по его уплате.
Регулирующая функция государственного кредита выражается в том, что государство, вступая в кредитные отношения, воздей¬ствует на денежное обращение, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость, на за¬емщиков, которые обязаны обеспечить эффективность приме¬нения бюджетных ссуд.
Используя государственный кредит в качестве инструмента регулирования экономики, государство получает возможность проводить ту или иную финансовую политику.
С помощью контрольной функции государственного кредита контролируется в основном целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.
24.2. Государственные займы и их классификация
Государственные займы — это основная форма государствен¬ного кредита, когда государство выступает в основном в качест¬ве заемщика. Задолженность государства по государственным займам включается в сумму государственного долга страны.
Таким образом, государственный кредит, при котором госу¬дарство выступает заемщиком, осуществляется в форме государ¬ственных займов путем выпуска государственных долговых обя¬зательств (казначейских обязательств).
Государственные займы размещаются правительством на рынке ссудного капитала при помощи банков и небанковских финансовых институтов.
Государственные займы классифицируются следующим об¬разом.
По способу размещения делятся на:
— свободно обращающиеся;
— размещаемые по подписке;
— принудительные.
По обеспеченности долговых обязательств:
— закладные (обеспечиваются конкретным залогом);
— беззакладные (обеспечением служит все имущество госу¬дарства).
По сроку действия:
— краткосрочные (срок погашения до одного года);
— среднесрочные (до пяти лет);
— долгосрочные (свыше пяти лет).
По видам доходности:
— выигрышные (выплата доходов осуществляется на основе лотереи);
— процентные (выплата доходов происходит ежегодно рав¬ными долями по утвержденной ставке);
— с нулевым купоном (продаются со скидкой по номиналу, а выкупаются по номиналу). По месту размещения:
— внутренние;