в) органами местного самоуправления.
Все перечисленные виды облигаций в соответствии с п. 4 Указа Президента РФ «О мерах по государственному регулиро¬ванию рынка ценных бумаг в Российской Федерации» от 4 ноября 1994 г. (с изменениями и дополнениями) допускаются к публичному размещению.
Основное предназначение муниципальных займов — частич¬ное погашение бюджетного дефицита, а также развитие самих муниципальных образований.
Цены облигаций (их курс), а также иных государственных и муниципальных долговых обязательств определяются в процен¬тах к их номиналу (нарицательной стоимости).
Договор государственного займа заключается путем приобре¬тения займодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг, удостоверяющих пра¬во займодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имуще¬ственных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение (ст. 817 ГК РФ).
По договору государственного займа заемщиком выступают Российская Федерация, субъект РФ, а займодавцем — физиче¬ское или юридическое лицо.
Обеспечить надежную систему наполнения казны государст¬ва денежной наличностью, а также дать возможность юридиче¬ским и физическим лицам получать доход на свои временно свободные денежные средства призван рынок государственных ценных бумаг. Этот рынок можно разделить на:
— первичный — обеспечивает размещение всех видов госу¬дарственных ценных бумаг, акций и облигаций предприятий и компаний, краткосрочных государственных ценных бумаг, об¬лигаций государственного валютного займа, финансовых инст¬рументов (различных сертификатов, выпускаемых банками, век¬селей);
— вторичный — в основном внебиржевой рынок, образован¬ный торговцами ценных бумаг при помощи прежде всего теле¬фона и компьютера, а также в результате личных контактов.
На вторичном рынке государственных ценных бумаг напря¬мую или через посредников работают почти все финансовые институты.
Государственные ценные бумаги делятся на:
— рыночные — свободно обращающиеся, могут перепрода¬ваться после первичного размещения другим субъектам (казна¬чейские векселя, среднесрочные инструменты, долгосрочные го¬сударственные облигации);
— нерыночные — не могут свободно переходить от одного держателя к другому; размещаются среди специализированных финансовых институтов и населения.
К нерыночным правительственным (государственным) цен¬ным бумагам в США относятся сберегательные облигации, ино¬странные правительственные серии, серии правительственных счетов и серии местных органов власти.
Рынок государственных ценных бумаг входит в состав фон¬дового рынка.
Одним из видов внутренних государственных займов явля¬ются казначейские обязательства. Казначейские обязательства — это вид государственных ценных бумаг, размещаемых на добро¬вольной основе среди физических и юридических лиц. Казна¬чейские обязательства удостоверяют внесение их держателями денежных средств в бюджет и дают право на получение фикси¬рованного дохода в течение всего срока владения ими. В поста¬новлении Правительства РФ «О выпуске казначейских обяза¬тельств» от 9 августа 1994 г. указано, что выпуск этих ценных бумаг осуществляется «в целях оптимизации исполнения феде¬рального бюджета и снижения темпов инфляции». Их эмитен¬том является Министерство финансов РФ. Казначейские обяза¬тельства выпускаются и обращаются в бездокументарной форме в виде записи на счетах в уполномоченном банке.
Форму казначейских обязательств могут иметь также и му¬ниципальные займы.
Глава 26 Государственный и муниципальный долг. Управление государственным и муниципальным долгом
Государственный долг — это в соответствии со ст. 97 Бюджет¬ного кодекса РФ долговые обязательства Правительства РФ пе¬ред физическими и юридическими лицами, иностранными госу¬дарствами, международными организациями и иными субъекта¬ми международного права, возникающие в результате заемной деятельности.
Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собст¬венности имуществом, составляющим государственную казну.
В состав государственного долга Российской Федерации вхо¬дят долговые обязательства, которые могут существовать в форме:
а) кредитных соглашений и договоров, заключенных Россий¬ской Федерацией с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организация¬ми, в пользу указанных кредиторов;
б) государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;