Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru

Под управлением государственным (муниципальным) долгом по¬нимается совокупность финансовых мероприятий государства (органов местного самоуправления) по погашению займов, ор¬ганизации выплат доходов по ним, проведению изменений ус¬ловий и сроков ранее выпущенных займов, а также по размеще¬нию новых долговых обязательств. В числе таких финансовых мероприятий наиболее распространены в мировой практике следующие:

— рефинансирование — выпуск новых займов в целях покры¬тия ранее выпущенных долговых обязательств;

— конверсия — изменение размера доходности займа (может осуществляться как в сторону снижения, так и в сторону повы¬шения процентной ставки дохода);

— консолидация - изменение сроков действия ранее выпущен¬ных займов (в соответствии со ст. 817 ГК РФ изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается, поэтому при не¬обходимости консолидации это можно сделать только по согласо¬ванию с кредиторами, т. е. с юридическими и физическими лица¬ми, являющимися правообладателями государственных (муници¬пальных) облигаций; при этом принято руководствоваться ст. 414 и 818 ГК РФ о новации — прекращении обязательства по соглаше¬нию сторон о замене первоначального обязательства, существо¬вавшего между ними, другим обязательством между теми же лица¬ми, предусматривающим иной предмет или способ исполнения);

— унифицирование — обмен нескольких ранее выпущенных займов на один новый;

— аннулирование государственного внутреннего долга, т. е. полный отказ от долговых обязательств (как правило, при управлении внутренним долгом это является крайней мерой);

При финансовом кризисе возникает необходимость в рест¬руктуризации долга.

В соответствии со ст. 105 Бюджетного кодекса РФ под рест¬руктуризацией долга понимается погашение долговых обяза¬тельств с одновременным осуществлением заимствований (при¬нятие на себя других долговых обязательств) в объемах пога¬шаемых долговых обязательств с установлением иных условий их обслуживания и погашения.

Реструктуризация долга может осуществляться с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга. При этом сумма погашения основного долга за счет его реструктуризации не включается в объем обслуживания долгового обязательства в текущем году.

Предельный объем государственного долга позволяет регули¬ровать его объем, и, например, предельный объем государствен¬ных внешних заимствований РФ не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государствен¬ного внешнего долга.

Предельные объемы государственного внутреннего долга и го¬сударственного внешнего долга, пределы внешних заимствований РФ на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Верхний предел долга субъекта РФ, муниципального долга устанавливается законом субъекта РФ о бюджете и правовым актом органа мест¬ного самоуправления о местном бюджете соответственно. Пре¬дельный объем государственного долга субъекта РФ, а также му¬ниципального долга не может превышать объем доходов соответ¬ствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Эмиссия государственных ценных бумаг Российской Федера¬ции, субъектов РФ и муниципальных образований производится в соответствии с решением Правительства РФ, а также решени¬ем органов исполнительной власти субъектов РФ и органов ме¬стного самоуправления соответственно с учетом предельных объемов дефицита бюджета и государственного и муниципаль¬ного долга. Кроме того, решение об эмиссии государственных ценных бумаг РФ принимается в соответствии с Программой государственных внешних заимствований Российской Федера¬ции. В этом решении указываются:

— сведения об эмитенте;

— объем и условия эмиссии;

— способ исполнения обязательств.

Эмиссия государственных ценных бумаг субъектов РФ, а также муниципальных ценных бумаг подлежит регистрации в Министерстве финансов РФ. Порядок выпуска, обращения и погашения государственных ценных бумаг Российской Федера¬ции, субъектов РФ и муниципальных образований регулируется федеральным законом об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.

Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг возможна только в том случае, если федеральным законом, за¬коном субъекта РФ или решением органа местного самоуправ¬ления о бюджете соответствующего уровня на текущий финан¬совый год утверждены следующие показатели:

— предельный размер соответствующего государственного или муниципального долга;

— предельный объем заемных средств, направляемых Рос¬сийской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным обра¬зованием в течение текущего финансового года на финансиро¬вание дефицита бюджета соответствующего уровня;

 

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017