— расходы на обслуживание соответствующего государст¬венного или муниципального долга в текущем финансовом году.
При этом предельный объем заемных средств, направляемых субъектом РФ и муниципальным образованием в течение теку¬щего финансового года на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня, не должен превышать:
— для субъекта РФ — 30% объема доходов бюджета субъекта РФ на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и привлеченных в текущем финансо¬вом году заемных средств;
— для муниципального образования — 15% объема доходов местного бюджета на текущий финансовый год без учета фи¬нансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ, а также без учета привлеченных в текущем финансовом го¬ду заемных средств.
Предельный объем расходов на обслуживание государствен¬ного долга субъекта РФ или муниципального долга в текущем финансовом году не должен превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня.
Если при исполнении бюджета субъекта РФ или местного бюджета расходы на обслуживание государственного долга субъ¬екта РФ или муниципального долга превышают 15% расходов каждого из соответствующих бюджетов, а также в случае пре¬вышения предельного объема заемных средств, и при этом субъ¬ект РФ или муниципальное образование не в состоянии обеспе¬чить обслуживание и погашение своих долговых обязательств, уполномоченный орган государственной власти Российской Фе¬дерации или орган государственной власти субъекта РФ могут применить следующие меры:
— назначить ревизию бюджета субъекта РФ или местного бюджета;
— передать исполнение бюджета субъекта РФ или местного бюджета под контроль Министерства финансов РФ или органа, исполняющего бюджет субъекта РФ соответственно;
— принять иные меры, предусмотренные бюджетным зако¬нодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 113 Бюджетного кодекса РФ все по¬ступления средств в бюджет от заимствований и других долго¬вых обязательств, включая средства, расходующиеся на обслу¬живание и погашение государственного или муниципального долга, отражаются в бюджете как источники финансирования дефицита бюджета.
Все расходы на обслуживание долговых обязательств, вклю¬чая дисконт по дисконтным ценным бумагам, отражаются в бюджете как расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.
Погашение обязательств государственного долга Российской Федерации учитывается в федеральном бюджете путем вычита¬ния суммы погашаемых обязательств из суммы поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета и отражается соответственно в Программе государственных внут¬ренних заимствований РФ или в Программе государственных внешних заимствований РФ.
Все расходы на погашение обязательств государственного долга субъектов РФ, муниципального долга учитываются в расходной части бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов как расходы на погашение государственного или муниципального долга.
Займы, как уже отмечалось выше, в зависимости от места размещения делятся на внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, соста¬вом кредитов, валютой займа.
Внутренние займы выпускаются в национальной валюте, внешние - в валюте других государств и размещаются на ино¬странных фондовых рынках.
В соответствии со ст. 89 Бюджетного кодекса РФ государст¬венные внешние заимствования РФ - это займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валю¬те, по которым возникают долговые обязательства РФ как за¬емщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.
Государственные внутренние заимствования РФ — это займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в валюте РФ, по которым возникают долговые обязательства РФ как за¬емщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте РФ.
Заемные средства Российской Федерации мобилизуют двумя путями:
а) размещением ценных бумаг;
б) получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов.
Порядок выпуска и размещения ценных бумаг регулируется Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ. В соответствии с этим Законом федеральны¬ми государственными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации.
Обязательства Российской Федерации, субъекта РФ, воз¬никшие в результате эмиссии ценных бумаг и составляющие внутренний долг, должны быть выражены в валюте РФ и под¬лежат оплате