Помимо страхования наибольших результатов страховых операций можно достичь путем перестрахования, при котором страховщик часть ответственности по принятым на себя обяза¬тельствам перед страхователем передает другому страховщику на согласованных с ним условиях. Целью перестрахования является равномерное распределение рисков, а также обеспечение фи¬нансовой устойчивости и рентабельности страховых операций. Иными словами, риск выплаты страхового возмещения и стра¬ховой суммы, принятый на себя страховщиком, может быть им застрахован полностью или частично у другого страховщика (или страховщиков) по заключенному с ним (с ними) договору. При этом страховщик по основному договору страхования, за¬ключивший договор перестрахования, в последнем договоре считается страхователем.
В соответствии со ст. 967 ГК РФ при перестраховании ответ¬ственным перед страхователем по основному договору страхова¬ния за выплату страхового возмещения или страховой суммы остается страховщик по этому договору. Возможно последова¬тельное заключение двух или нескольких договоров перестрахо¬вания.
В договоре перестрахования участвуют две стороны: стра¬ховщик, передающий риск — цедент, и страховщик, прини¬мающий риск, или перестраховщик — цессионарий. Процесс пе¬редачи риска при перестраховании называется цедированием риска. Объектом же в этих отношениях выступает имуществен¬ное положение страховщика, в связи с чем он передает часть исполнения обязательств перестраховщику.
В страховом деле есть и еще один метод распределения и выравнивания рисков — сострахование, когда объект страхова¬ния страхуется по одному договору страхования несколькими страховщиками. При этом, если в таком договоре не определены права и обязанности каждого из страховщиков, то они несут со¬лидарную ответственность перед страхователем (выгодоприобре-тателем) за выплату страхового возмещения по договору имуще¬ственного страхования или страховой суммы по договору лич¬ного страхования (ст. 953 ГК РФ).
В соответствии со ст. 968 ГК РФ граждане и юридические лица могут страховать свое имущество и иные имущественные интересы на взаимной основе путем объединения в обществах взаимного страхования необходимых для этого средств. Данные общества являются некоммерческими организациями, а их пра¬вовое положение и условия деятельности определяются в соот¬ветствии с Гражданским кодексом РФ законом о взаимном страховании.
Глава 29 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
С 1 января 1993 г. введен в действие Закон РФ «О медицин¬ском страховании граждан в Российской Федерации», в котором определены правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения. Данный Закон обеспечи¬вает конституционное право граждан на медицинскую помощь в рамках базовой программы. Средства обязательного медицин¬ского страхования аккумулируются в Федеральном внебюджет¬ном фонде и внебюджетных фондах субъектов РФ (включая фи¬лиалы) - территориальных фондах обязательного медицинского страхования (ОМС).
Федеральный фонд ОМС — юридическое лицо, подотчетное Правительству РФ, его финансовые средства находятся в госу¬дарственной собственности Российской Федерации, являются целевыми, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъя¬тию не подлежат.
Федеральный фонд ОМС выполняет следующие основные за¬дачи:
— обеспечивает реализацию Закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ»;
— обеспечивает права граждан в системе обязательного ме¬дицинского страхования;
— участвует в разработке и осуществлении государственной финансовой политики в области обязательного медицинского страхования;
— разрабатывает и осуществляет комплекс мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования.
Федеральный фонд ОМС в объеме базовой программы ОМС выделяет дотации и субвенции территориальным фондам в раз¬мерах, определяемых в соответствии с перечнем оценочных кри¬териев:
а) степень реализации Федерального закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» — наличие тер¬риториальной программы обязательного медицинского страхо¬вания, обеспеченность ее источниками финансирования, полно¬та сбора страховых взносов;
б) эффективность использования финансовых средств участ¬никами системы ОМС;
в) наличие фактов изъятия и нецелевого использования средств ОМС по решениям региональных властей и местных администраций;
г) дотационность бюджета субъекта РФ;
д) комплексный показатель здоровья населения.
Кроме того. Федеральный фонд ОМС финансирует целевые программы развития ОМС.
Финансовые средства, аккумулирующиеся в Федеральном фонде ОМС, поступают из следующих источников:
а) часть страховых взносов предприятий;