час¬тичной выплатой. Одно и то же оборудование сдается лизинго¬вой компанией во временное пользование несколько раз и в итоге компенсируются все расходы компании.
В Федеральном законе «О лизинге» (ст. 15) называется еще два вида лизинга — комплексный и смешанный, однако опреде¬ления им не даны.
Так как часто лизинговой компании не хватает собственных средств для осуществления лизинговых операций, то она может привлекать их со стороны. Подобная операция получила назва¬ние лизинга с дополнительным привлечением средств — левередж (кредитный, паевой, раздельный). Подсчитано, что на Западе свыше 85% всех лизинговых сделок являются лизингом с при¬влечением средств, т.е. на основе левередж лизинга. Арендода¬тель берет долгосрочную ссуду у одного или нескольких креди¬торов на сумму до 80% стоимости сдаваемых в аренду активов (без права регресса на арендатора), причем арендные платежи и оборудование служат обеспечением ссуды. Основной арендода¬тель получает преимущественное право на получение арендных платежей. В договоре обычно обусловливается, что в случае банкротства третьего звена (посредника) арендная плата будет поступать основному арендодателю непосредственно. Подобные сделки получили название сублизинг.
Таким образом, сублизинг — особый вид отношений, кото¬рые возникают в связи с переуступкой прав пользования пред¬метом лизинга третьему лицу, что оформляется договором суб¬лизинга. При сублизинге лицо, осуществляющее данную опера¬цию, принимает предмет лизинга у лизингодателя по договору лизинга и передает его во временное пользование лизингополу¬чателю по договору сублизинга. При этом обязательно согласие лизингодателя в письменной форме. Переуступка лизингополу¬чателем своих обязательств по выплате платежей третьему лицу не допускается.
При международном сублизинге перемещение предмета ли¬зинга через таможенную границу РФ возможно только на срок действия договора сублизинга.
Разновидностью лизинга сделки «дабл дин», применяемые в международной сфере. Их смысл заключается в комбинации налоговых выгод в двух и более странах. Например, в начале 80-х гг. приобретение ряда самолетов было кредитовано «дабл дин» между США и Великобританией. Выгоды от налоговых льгот в Великобритании больше, если арендодатель имеет право собст¬венности, а в США — если арендодатель имеет только право владения. Лизинговая компания в Великобритании покупает самолет, отдает его в аренду американской лизинговой компа¬нии, а та в свою очередь — местным авиакомпаниям.
В последнее время получила распространение практика за¬ключения соглашения между производителями оборудования и лизинговыми компаниями. В соответствии с этими соглаше¬ниями производитель от лица лизинговой компании предлагает клиентам финансирование поставок своей продукции с помо¬щью лизинга. Таким образом, лизинговая компания использует торговую сеть поставщика, а поставщик расширяет границы сбыта продукции. Это сделки, получившие название «помощь в продаже» (sales — aid).
При постоянном и тесном сотрудничестве предприятий с ли¬зинговыми компаниями возможно заключение соглашений по предоставлению «лизинговой линии» (lease-line). Эти соглашения аналогичны банковским кредитным линиям и позволяют арен¬датору брать дополнительное оборудование в лизинг без заклю¬чения каждый раз нового контракта.
Глава 40 Правовые основы лизинга в Российской Федерации
До недавнего времени в Российской Федерации лизинговые отношения регулировать общими нормами гражданского зако¬нодательства. Гражданским кодексом РСФСР регулировались условия о сроке действия договора имущественного найма (срок ограничивался десятью, пятью либо одним годом в зависимости от субъектов и объекта лизинга), распределения прав и обязан¬ностей сторон по эксплуатации имущества и др. Позднее о зна¬чении финансовой аренды в рыночной экономике было сказано в Указе Президента от 17 сентября 1994 г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности». Разви¬тие финансовой аренды в России предусматривается в Поста¬новлении Правительства РФ от 29 июня 1995 г. «О развитии ли¬зинга в инвестиционной деятельности». Данным актом было ут¬верждено Временное положение и лизинге. К этому времени определенный опыт создания государственных лизинговых ком¬паний уже был. Созданная Правительством РФ компания «Росагроснаб» должна была поддерживать бюджетными средствами отечественных производителей сельскохозяйственной техники и крестьян. Кроме того, в конце 1993 г. Правительство РФ приня¬ло решение о выделении 670 млрд. руб. на создание русской авиационной лизинговой компании «Аэролизинг».
Однако как показывает международный опыт, жесткой взаи¬мосвязи между наличием специфического законодательства и объемами лизинговых операций нет. Представители одних рос¬сийских лизинговых фирм весьма скептически относятся к уси¬лиям Правительства создать лизинговое право. Например, есть мнение, что уже существующего законодательства (при некоторой его корректировке) вполне достаточно для функционирования лизинговых компаний, и никаких дополнительных законов не нужно вовсе. Вместе с тем Правительство и многие другие