Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru
Главная  /  Судебная практика /  Постановления Пленума Верховного суда по уголовным делам /  ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 5 ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 5 ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 5 ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА СССР О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

от 11 июля 1972 г.

(с изменениями, внесенными постановлением Пленумами 10 от 18 апреля 1986 г.)

Пленум Верховного Суда СССР отмечает, что исправительные работы без лишения свободы в судебной практике занимают значительное место среди других видов наказаний и судами применяются в основном правильно, в соответствии с требованиями закона.

Вместе с тем при назначении этого наказания суды допускают и существенные ошибки, особенно в случаях, когда исправительные работы предусмотрены законом наряду с лишением свободы и иными видами наказаний.

Вопреки требованиям ст. 32 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик не всегда с достаточной полнотой выясняются данные о личности подсудимого, имеющие непосредственное отношение к правильному решению вопроса о возможности назначения исправительных работ. В значительной мере именно по этой причине исправительные работы назначаются нетрудоспособным лицам, которым согласно закону они не могут быть назначены, а также неработающим женщинам, имеющим на иждивении малолетних детей или к моменту рассмотрения дела в суде находившимся в состоянии беременности, несовершеннолетним, не достигшим 16-летнего возраста, и другим подсудимым, которым с учетом личности следовало бы назначить иные наказания, не связанные с Лишением свободы.

Суды не всегда правильно избирают вид исправительных работ. В некоторых случаях к подсудимым, занимающимся общественно полезным трудом, неоправданно применяются исправительные работы с отбыванием в местах, определяемых органами, ведающими их исполнением.

Иногда исправительные работы с отбыванием по месту работы назначаются без учета того, что преступление связано с выполнением виновным служебных или профессиональных обязанностей.

Имеют место факты, когда к лицам, впервые совершившим преступления, не представляющие большой общественной опасности, за которые наряду с лишением свободы законом предусмотрены исправительные работы и другие виды наказания, суды необоснованно применяют лишение свободы.

В судебной практике нет единства решения некоторых вопросов, связанных с применением исправительных работ. В частности, по-разному решаются вопросы об установлении размера удержаний из заработка в доход государства при назначении наказания по совокупности приговоров, если по каждому из них виновному назначены исправительные работы; о замене исправительных работ при злостном уклонении от их отбывания наказанием в виде лишения свободы, если за совершенное таким лицом преступление законом предусмотрен предель-срок лишения свободы, меньший, чем неотбытый срок исправительных

Отмечается различный подход к сложению наказаний лицу, совершившему преступление в период отбывания лишения свободы, назначенного взамен 1тельных работ в порядке ст. 25 Основ уголовного законодательства >а ССР и союзных республик.

В целях устранения имеющихся недостатков и обеспечения единства в ши вопросов при применении судами исправительных работ без лишения >ды Пленум Верховного Суда СССР постановляет дать судам ицие руководящие разъяснения: Наказание в виде исправительных работ имеет важное предупредительное гательное значение в отношении лиц, совершивших менее опасные пения, исправление которых возможно без изоляции их от общества. Назначение этого наказания, с учетом всех обстоятельств дела и личности iMoro, является эффективным средством исправления правонарушителей их трудового перевоспитания в сочетании с мерами общественного 1ствия со стороны коллектива, в котором они будут отбывать наказание.

2.    Правильное решение вопроса о применении исправительных работ, шо в тех случаях, когда закон наряду с этим наказанием предусматривает виды наказания, в значительной мере зависит от тщательного выяснения

Ярх о личности подсудимого, имеющих также существенное значение и для 1ения приговора (трудоспособность, семейное положение, наличие детей, даше на работе и по месту жительства, отношение к труду, причины, по

виновный к моменту совершения преступления не работал, и др.). Установив данные, могущие препятствовать отбыванию подсудимым ьных работ, суд должен решить вопрос о назначении такому лицу > наказания, не связанного с лишением свободы.

Суды, как правило, не должны назначать исправительные работы с отбывало месту работы лицам, совершившим преступления, связанные с выполненный служебных или профессиональных обязанностей, когда оставление 1ЫХ на прежней работе может привести к снижению воспитательного и кредительного значения наказания (продавцов, осужденных за обман ятелей; лиц, присвоивших вверенные им материальные ценности или 1ые средства, и др.).

3.    В случае совершения лицом менее опасного преступления, за которое «ей закона наряду с лишением свободы предусмотрены исправительные

и другие более мягкие виды наказания, суду, если он придет к выводу о юсти назначить виновному лишение свободы, следует указать в приго-- Мотивы, на основании которых принято решение о назначении лишения

4- Назначая виновным исправительные работы, суды при решении вопроса о наказания и размере удержаний из заработка должны руководствоваться 1иями закона об индивидуализации наказания. В частности тщательно материальные условия подсудимых, особенно несовершеннолетних, Мощих на предприятиях, в совхозах, колхозах и учреждениях5.    При назначении наказания в виде исправительных работ по нескольким приговорам могут складываться лишь сроки исправительных работ по правилам, предусмотренным ст. 36 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Размеры удержания из заработка сложению не подлежат.

В этих случаях, назначив за последнее преступление исправительные работы с удержанием из заработка определенного процента в доход государства, суд полностью или частично присоединяет к назначенному по последнему приговору наказанию неотбытый срок исправительных работ по предыдущему приговору, оставляя для присоединяемого срока прежний размер удержаний.

6.    В случае совершения осужденным до или во время отбывания лишения свободы за злостное уклонение от исправительных работ нового преступления, за которое ему назначено наказание в виде лишения свободы, окончательное наказание определяется с учетом наказания в виде исправительных работ, установленных первым приговором, по правилам, предусмотренным ст. 41 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, т.е. неотбытая часть исправительных работ переводится в лишение свободы, а затем производится сложение наказаний. При этом в неотбытый срок исправительных работ засчитывается время содержания осужденного в местах лишения свободы за злостное уклонение от отбывания исправительных работ из расчета один день лишения свободы за один день исправительных работ.

7.    Учитывая, что согласно ст. 92 Исправительно-трудового кодекса РСФСР и соответствующим статьям исправительно-трудовых кодексов других союзных республик административное взыскание, наложенное на осужденного к исправительным работам в период отбывания им наказания, в срок отбывания исправительных работ не засчитывается, суды должны иметь в виду что при назначении по приговору исправительных работ лицу, отбывающему административное взыскание в виде исправительных работ, приговор приводится в исполнение самостоятельно после отбытия им административного взыскания.

8.    По смыслу ст. 25 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, в случае злостного уклонения от отбывания исправительных работ, суд может заменить неотбытый срок исправительных работ лишением свободы на тот же срок и в том случае, когда санкция уголовного кодекса, по которой было осуждено виновное лицо, предусматривает меньший срок лишения свободы, чем тот, на который ему были заменены исправительные работы, либо вообще не предусматривает лишения свободы.

9.    Уклонением от отбывания наказания в виде исправительных работ без лишения свободы с отбыванием по месту работы, в связи с которым суд может направить осужденного для отбывания наказания в иные места, определяемые органами, ведающими применением исправительных работ (ч. 2 ст. 25 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик), следует считать такие действия осужденного, как:

непоступление без уважительных причин на работу в течение 15 дней с момента постановки на учет или с момента оставления прежней работы; неявка без уважительных причин в течение 15 дней после переезда на новое место жительства в орган, ведающий применением исправительных работ (ИнструкцияСССР о порядке исполнения уголовного наказания в виде исправительных без лишения свободы от 6 мая 1976 г.); совершение в течение назначенного срока наказания прогула, появление на

; в нетрезвом состоянии. Уклонение следует признавать злостным, если указанные действия продол-сь или повторялись после письменного предупреждения, сделанного орга-ведающим исполнением исправительных работ, либо если установлено, что енный скрылся с целью уклонения от отбывания наказания. Злостным считать также уклонение от отбывания исправительных работ, совершен-вновь после применения к осужденному ч. 2 ст. 25 Основ уголовного щтельства Союза ССР и союзных республик (в ред. постановления ума Ne 10 от 18 апреля 1986 г.).

10. Решая вопрос о принятии к своему производству представления органа ших дел или ходатайства общественной организации, трудового коллек-о направлении лица, отбывающего исправительные работы по месту для отбывания наказания в иных местах, но в районе жительства иного, либо представления органа, исполняющего этот вид наказания, о неотбытого срока исправительных работ лишением свободы по основа-предусмотренным в ч. 2 и 3 ст. 25 Основ уголовного законодательства ССР и союзных республик, суд должен проверить, содержатся ли в них , подтверждающие факты соответственно уклонения либо злостного ия осужденного от отбывания наказания. При решении вопроса о на-ии осужденного для дальнейшего отбывания наказания в места лишения ды суд должен располагать также сведениями о мерах, принимавшихся ведающим исполнением исправительных работ, по обеспечению ения этого наказания, предупреждению осужденного об ответственности нение от отбывания наказания в соответствии с требованиями, предусмот-ми ст.ст. 43 и 45 Основ уголовного законодательства Союза ССР и ах республик.

Вели необходимые данные для рассмотрения представления (ходатайства) в судебного заседания выполнить невозможно, судья при подготовке дела к ию мотивированным постановлением направляет материалы органу, .ему исполнением этого наказания для соответствующей проверки. При жении неполноты представленных материалов в судебном заседании суд определение с указанием оснований их направления (в ред. постановле-нума Nq 10 от 18 апреля 1986 г.). 41. В соответствии со ст. 369 УПК и аналогичными статьями УПК других Wx республик дела о замене неотбытого срока исправительных работ свободы следует рассматривать в судебном заседании, как правило, с осужденного. В отсутствие осужденного этот вопрос может быть решен лишь при наличии в деле достаточных данных о том, что осужденный гея либо уклоняется от явки в суд. i2. Исправительные работы, назначенные с отбыванием в местах, опреде-органами, ведающими их исполнением, в случае невозможности исполнено вследствие нетрудоспособности осужденного, а по другой причине не5.    При назначении наказания в виде исправительных работ по нескольким приговорам могут складываться лишь сроки исправительных работ по правилам, предусмотренным ст. 36 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Размеры удержания из заработка сложению не подлежат.

В этих случаях, назначив за последнее преступление исправительные работы с удержанием из заработка определенного процента в доход государства, суд полностью или частично присоединяет к назначенному по последнему приговору наказанию неотбытый срок исправительных работ по предыдущему приговору, оставляя для присоединяемого срока прежний размер удержаний.

6.    В случае совершения осужденным до или во время отбывания лишения свободы за злостное уклонение от исправительных работ нового преступления, за которое ему назначено наказание в виде лишения свободы, окончательное наказание определяется с учетом наказания в виде исправительных работ, установленных первым приговором, по правилам, предусмотренным ст. 41 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, т.е. неотбытая часть исправительных работ переводится в лишение свободы, а затем производится сложение наказаний. При этом в неотбытый срок исправительных работ засчитывается время содержания осужденного в местах лишения свободы за злостное уклонение от отбывания исправительных работ из расчета один день лишения свободы за один день исправительных работ.

7.    Учитывая, что согласно ст. 92 Исправительно-трудового кодекса РСФСР и соответствующим статьям исправительно-трудовых кодексов других союзных республик административное взыскание, наложенное на осужденного к исправительным работам в период отбывания им наказания, в срок отбывания исправительных работ не засчитывается, суды должны иметь в виду что при назначении по приговору исправительных работ лицу, отбывающему административное взыскание в виде исправительных работ, приговор приводится в исполнение самостоятельно после отбытия им административного взыскания.

8.    По смыслу ст. 25 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, в случае злостного уклонения от отбывания исправительных работ, суд может заменить неотбытый срок исправительных работ лишением свободы на тот же срок и в том случае, когда санкция уголовного кодекса, по которой было осуждено виновное лицо, предусматривает меньший срок лишения свободы, чем тот, на который ему были заменены исправительные работы, либо вообще не предусматривает лишения свободы.

9.    Уклонением от отбывания наказания в виде исправительных работ без лишения свободы с отбыванием по месту работы, в связи с которым суд может направить осужденного для отбывания наказания в иные места, определяемые органами, ведающими применением исправительных работ (ч. 2 ст. 25 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик), следует считать такие действия осужденного, как:

непоступление без уважительных причин на работу в течение 15 дней с момента постановки на учет или с момента оставления прежней работы; неявка без уважительных причин в течение 15 дней после переезда на новое место жительства в орган, ведающий применением исправительных работ (Инструкция СССР о порядке исполнения уголовного наказания в виде исправительных без лишения свободы от 6 мая 1976 г.); совершение в течение назначенного срока наказания прогула, появление на

: в нетрезвом состоянии. Уклонение следует признавать злостным, если указанные действия продол-или повторялись после письменного предупреждения, сделанного орга-ведающим исполнением исправительных работ, либо если установлено, что ;енный скрылся с целью уклонения от отбывания наказания. Злостным следует считать также уклонение от отбывания исправительных работ, совершен-вновь после применения к осужденному ч. 2 ст. 25 Основ уголовного здательства Союза ССР и союзных республик (в ред. постановления 1ума№ 10 от 18 апреля 1986 г.).

10. Решая вопрос о принятии к своему производству представления органа ших дел или ходатайства общественной организации, трудового коллек-о направлении лица, отбывающего исправительные работы по месту для отбывания наказания в иных местах, но в районе жительства шого, либо представления органа, исполняющего этот вид наказания, о неотбытого срока исправительных работ лишением свободы по основа-предусмотренным в ч. 2 и 3 ст. 25 Основ уголовного законодательства ССР и союзных республик, суд должен проверить, содержатся ли в них подтверждающие факты соответственно уклонения либо злостного ия осужденного от отбывания наказания. При решении вопроса о на-ии осужденного для дальнейшего отбывания наказания в места лишения ды суд должен располагать также сведениями о мерах, принимавшихся ведающим исполнением исправительных работ, по обеспечению 1ения этого наказания, предупреждению осужденного об ответственности нение от отбывания наказания в соответствии с требованиями, предусмот-(И ст.ст. 43 и 45 Основ уголовного законодательства Союза ССР и *х республик.

Вели необходимые данные для рассмотрения представления (ходатайства) в судебного заседания выполнить невозможно, судья при подготовке дела к «но мотивированным постановлением направляет материалы органу, цему исполнением этого наказания для соответствующей проверки. При сен и и неполноты представленных материалов в судебном заседании суд определение с указанием оснований их направления (в ред. постановле-гнумаКя 10 от 18 апреля 1986 г.). |М. В соответствии со ст. 369 УПК и аналогичными статьями УПК других Мх республик дела о замене неотбытого срока исправительных работ :ем свободы следует рассматривать в судебном заседании, как правило, с осужденного. В отсутствие осужденного этот вопрос может быть решен лишь при наличии в деле достаточных данных о том, что осужденный гея либо уклоняется от явки в суд. №. Исправительные работы, назначенные с отбыванием в местах, опреде-X органами, ведающими их исполнением, в случае невозможности исполне-**е вследствие нетрудоспособности осужденного, а по другой причине не

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017