Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru
Главная  /  Судебная практика /  Постановления Пленума Верховного суда по уголовным делам /  ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 1 ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА СССР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 1 ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА СССР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 1 ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА СССР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ

О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, СОВЕРШАЕМЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
 


Дела о преступлениях, совершаемых по службе лицами начальствующего состава исправительно-трудовых учреждений, нередко рассматриваются с нару. шением требования закона о подсудности.

Верховные суды союзных и автономных республик, краевые, областные и окружные суды, военные трибуналы округов при рассмотрении дел в кассационном и надзорном порядке не во всех случаях исправляют судебные ошибки, редко анализируют и обобщают судебную практику по делам этих категорий.

Пленум Верховного Суда СССР постановляет:

1.    Предложить судам принять меры к повышению уровня рассмотрения дел о преступлениях, совершаемых в исправительно-трудовых учреждениях как осужденными, отбывающими наказание, так и работниками этих учреждений при исполнении ими служебных обязанностей.

По каждому делу строго выполнять требования уголовного и уголовно-процессуального законодательства, полно и всесторонне исследовать обстоятельства совершенного преступления, обеспечивать право подсудимого на защиту. В случае заявления подсудимого об отказе от участия в деле защитника выяснять, не является ли отказ вынужденным. При подтверждении этого обеспечивать участие защитника.

2.    Судам надлежит усилить предупредительно-воспитательное воздействие судебного разбирательства дел указанных категорий. Активизировать работу по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений.

Поскольку многие преступления в местах лишения свободы совершаются на почве пьянства, наркомании и под влиянием действующих в среде осужденных преступных группировок, судам необходимо уделять особое внимание выявлению этих негативных обстоятельств.

Острее реагировать на факты превышения служебных полномочий со стороны представителей администрации ИТУ, попустительства в отношении злостных преступников; плохой организации труда, бытовой неустроенности осужденных, отсутствия надлежащего медицинско-санитарного обеспечения, низкого уровня индивидуально-воспитательной работы.

При рассмотрении дел об ответственности за действия, дезорганизующие работу исправительно-трудовых учреждений, злостное неповиновение требованиям администрации проверять, не связаны ли противоправные действия с ущемлением прав осужденных либо с извращениями дисциплинарной практики.

Для устранения выявленных недостатков выносить частные определения в адрес органов внутренних дел и соответствующих прокуроров.

3.    Суды должны способствовать активизации работы наблюдательных комиссий, имея в виду, что законом на них возложены ответственные задачи по осуществлению постоянного общественного контроля за исправительно-трудовыми учреждениями. В этих целях практиковать уведомление наблюдательных комиссий о предстоящих судебных процессах по актуальным делам.тение им копий частных определений о негативных явлениях в работе ис-эно-трудовых учреждений.

4.    Обратить внимание судов на необходимость обеспечения гласности при ютрении дел о преступлениях, совершенных осужденными и работниками

гетрации исправительно-трудовых учреждений. Приговоры по делам о преступлениях, совершенных осужденными, как пра-£ должны доводиться до сведения всех лиц, отбывающих наказание в исправно-трудовом учреждении, где было совершено правонарушение, г 5. (Ьуды обязаны последовательно выполнять требования закона об индиви-зации наказания, учитывая, что лишь справедливый приговор имеет преду-1ьное значение. Исключить предвзятость при назначении наказания ли-оовершившим преступления в местах лишения свободы, имея в виду, что к >В полной мере относятся общие начала назначения наказания, т. е. должны >нне учитываться степень общественной опасности преступления, лич-виновного и его поведение, характер, мотивы и конкретная обстановка того, другие обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. §& целях наиболее полного установления данных о личности подсудимого к должны приобщаться, наряду с копиями ранее постановленных приговоров и судебных решений, подробные характеристики о его поведении в местах (ия свободы, а в необходимых случаях и документы о состоянии здоровья. 1ри назначении наказания по совокупности приговоров судам следует исхо-того, что окончательная мера наказания должна в максимальной степени жать исправлению и перевоспитанию осужденного. Отношении осужденных, к которым по предыдущему приговору было при-принудительное лечение от алкоголизма или наркомании, в резолютивной ^Приговора необходимо указывать о продолжении такого лечения, если оно завершено.

5.    Действия должностных лиц исправительно-трудовых учреждений, выра-в незаконной передаче осужденным запрещенных предметов, могут

жваться в зависимости от обстоятельств дела как злоупотребление слу-положением. При этом принятие должностными лицами в каком бы то ни ie вознаграждения за передачу осужденным денег, продуктов, спиртных >в, других предметов должно дополнительно квалифицироваться как полушки.

1ствия должностного лица, выразившиеся в скупке и перепродаже осуж-товаров с целью наживы, должны квалифицироваться как спекуляция и 5ление служебным положением, рех случаях, когда предметами передачи или спекуляции являлись оружие, 1асы, взрывчатые, наркотические, сильнодействующие и ядовитые вещест->афические предметы, крепкие спиртные напитки домашней выработки, виновных следует квалифицировать и как сбыт названных предметов, jlf напитков.

^Согласно п.З ст. 11 Положения о военных трибуналах (в редакции Закона 25 июня 1980 г.) дела о преступлениях против установленного порядка службы, совершенных лицами начальствующего состава исправи-
телыю-трудовых учреждений, подсудны военным трибуналам. К начальствующему составу относятся лица, состоящие на службе в органах внутренних дел и имеющие специальные звания младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава, установленные Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1973 г. «О специальных званиях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел».

Увольнение виновного со службы после совершения преступления не влечет изменения подсудности дела.

8.    Суды должны обеспечить точное и неуклонное соблюдение требований закона при рассмотрении представлений об условном освобождении из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденных к труду, условно-досрочном освобождении от наказания либо замене неотбытой части наказания более мягким, переводе в колонию-поселение и исправительно-трудовые учреждения других видов, исключив элементы формализма в этой работе. Строго выполнять требование закона, обязывающее извещать наблюдательные комиссии о времени и месте рассмотрения указанных представлений. Правильное разрешение таких дел имеет важное значение в перевоспитании осужденных, оздоровлении обстановки в исправительно-трудовых колониях, сокращении числа нарушений режима содержания и повторных преступлений.

Не допускать необоснованных отказов в удовлетворении ходатайств администрации исправительно-трудовых учреждений об освобождении осужденных от дальнейшего отбывания наказания в связи с заболеванием хронической душевной или иной тяжкой болезнью. При рассмотрении таких ходатайств надлежит выяснять, не явилось ли заболевание результатом ненадлежащих условий содержания осужденных в местах лишения свободы, и в случаях установления таких условий реагировать на это в установленном порядке.

9.    Судебной коллегии по уголбвным делам и Военной коллегии Верховног о Суда СССР, Верховным судам союзных и автономных республик, краевым, областным и окружным судам, военным трибуналам округов усилить надзор за деятельностью судов по рассмотрению дел о преступлениях, совершаемых в исправительно-трудовых учреждениях.

Периодически изучать и обобщать судебную практику по этим делам. При установлении серьезных недостатков в деятельности исправительно-трудовых учреждений информировать об этом руководство соответствующих органов прокуратуры и внутренних дел.

 

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017