ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 2 ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РСФСР О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ 1СКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО БОРЬБЕ С ПЬЯНСТВОМ И АЛКОГОЛИЗМОМ густа 1986г.
(в ред. постановления Пленума Nb И от 21 декабря 1993 г.)
-удив деятельность судов Российской Федерации по применению античного законодательства, Пленум отмечает, что они активизировали свою В направлении преодоления пьянства и алкоголизма.
re с тем некоторые суды, несмотря на наличие в деле соответствующего ского заключения, не обсуждают вопрос о применении к алкоголикам. Ившнм преступления, принудительных мер медицинского характераВстречаются факты, когда суды без приведения мотивов не признают обстоите ством, отягчающим ответственность, совершение правонарушения в состоян Ь опьянения. и
По делам о преступлениях, совершенных лицами, находившимися в состоя нии алкогольного опьянения, суды не всегда требуют от органов дознания и прел варительного следствия полного и тщательного исследования условий, создавших правонарушителю возможность для пьянства. Зачастую по таким делам не выяс няется, не связано ли приобретение и употребление спиртных напитков с наруще_ ниями правил торговли либо непринятием должностными лицами мер к предотвращению пьянства на производстве.
Нередко остаются без должной проверки и реагирования данные о содержании притонов для распития спиртных напитков или о систематическом предоставлении помещений для этих целей.
По многим делам о сбыте, изготовлении и хранении крепких спиртных напитков домашней выработки с целью сбыта не выявляются источники приобретения сырья, не принимаются меры по привлечению к ответственности всех лиц, причастных к совершению этих преступлений, и не проверяются должным образом доводы обвиняемых о том, что указанные спиртные напитки предназначались для собственного потребления и отсутствовала цель их сбыта.
Рассматривая дела о преступлениях, совершенных подростками в состоянии опьянения, суды часто не выясняют обстоятельств, при которых несовершеннолетние приобретали и употребляли спиртные напитки, не выявляют лиц, виновных в доведении подростков до состоянии опьянения либо продавших им спиртные напитки, и не решают вопрос о привлечении таких лиц к административной или уголовной ответственности.
При разрешении гражданско-правовых споров, возникающих на почве злоупотребления некоторыми гражданами спиртными напитками, суды зачастую не вскрывают конкретные причины и условия, способствовавшие пьянству на производстве и в быту, а при установлении фактов нарушения антиалкогольного законодательства - не всегда реагируют на это частными определениями.
Не всеми судами уделяется должное внимание профилактике пьянства и алкоголизма; нуждается в дальнейшем расширении и укреплении связь судов с трудовыми коллективами и общественными организациями. По многим делам, связанным с нарушением антиалкогольного законодательства, не обеспечивается широкая гласность судебных процессов, а их результаты не доводятся до сведения трудовых коллективов и общественности.
В целях устранения указанных ошибок и недостатков в работа судов Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет:
1. Судам республики принять меры к обеспечению неукоснительного и правильного выполнения всех требований законодательства, направленного на искоренение пьянства и алкоголизма, созданию обстановки нетерпимости и осуждения вокруг лиц, злоупотребляющих спиртными напитками.
2. При рассмотрении конкретных судебных дел принимать все необходимь меры к выявлению причин и условий, способствующих пьянству на производст и в быту. Устанавливать и при наличии к тому оснований добиваться привлечен
ютреннои законом ответственности всех лиц, виновных в нарушении -ательства о борьбе с пьянством и алкоголизмом. Не оставлять без рассмотрения вопрос о применении принудительных мер сого характера при наличии в материалах дела медицинского заключе-также в случае установления судом в судебном заседании данных о зло-
иении подсудимым спиртными напитками, ри этом необходимо проверять соответствие медицинского заключения шям Министерства здравоохранения Российской Федерации, устанавли-порядок освидетельствования лиц, привлеченных к уголовной ответст-I, на предмет применения к ним принудительных мер медицинского ха-выясняя, в частности, не имеется ли противопоказаний к принудительно-:ню лиц от алкоголизма.
и отсутствии в материалах дела данных, необходимых для решения вопро-гменении принудительного лечения от алкоголизма, суды обязаны прини-'сры к их установлению (в том числе и к медицинскому освидетельствова-дсудимого), а при невозможности восполнения этих сведений в судебном ИИ - возвращать дело для дополнительного расследования. Судам необходимо неукоснительно выполнять требование закона о при-совершения преступления лицом, находящимся в состоянии опьянения, тьством, отягчающим ответственность, и учитывать это при обсуждении о назначении наказания виновному. Месте с тем в соответствии с п. 10 ст. 39 УК РСФСР суд может не признать обстоятельство отягчающим ответственность, если состояние опьяне-связано с содеянным или когда виновный оказался в тагом состоянии О своей воли. Суд в любом случае должен привести в приговоре мотивы в ванне своего решения.
Разъяснить судам, что к указанным в ст. 158 УК РСФСР «другим крепким !М напиткам домашней выработки» следует относить любые крепкие 1»е напитки, изготовленные в домашних условиях путем перегонки либо ные иным способом из продуктов брожения.
Ним не относятся домашние вина, пиво, квас, а также иные напитки, полупутем естественного брожения. В тех случаях, когда эти напитки изготов-В целях их последующей переработки в самогон или другие крепкие е напитки, действия виновных должны квалифицироваться как покушение эноварение (ст.ст. 15 и 158 УК РСФСР). Наложение административного взыскания на основании ч. 3 ст. 162 КоАП за распитие спиртных напитков в общественных местах и появление там ом виде возможно лишь при условии, если на виновного дважды в тече-налагалось административное взыскание за такие же правонарушения, "ому при рассмотрении дел следует тщательно проверять обстоятельства, te с привлечением к административной ответственности за предыдущие ушення, законность и обоснованность наложения административных ИЙ за каждое из этих правонарушений.
Ответственность по ч. 3 ст. 162 КоАП РСФСР может наступить лищь течение года со дня наложения административного взыскания за преды дуп 8 повторное правонарушение.
Лицо, подвергнутое административному взысканию в соответствии с ч з ст. 162 КоАП РСФСР и вновь до истечения годичного срока совершившее дейсг вия, предусмотренные ч. 3 ст. 162 КоАП РСФСР, подлежит ответственности по ч. 3 той же статьи.
7. В целях предупреждения случаев необоснованного, осуждения за хулиганство лиц, совершивших в состоянии опьянения преступления против здорова чести и достоинства граждан, судам необходимо тщательно исследовать все обстоятельства этих правонарушений, совершаемых на почве бытового пьянства Следует полно и всесторонне выяснять мотивы таких правонарушений, взаимоотношения, сложившиеся между подсудимым и потерпевшим, а также все иные су-щественные обстоятельства дела.
8. Учитывая, что несовершеннолетние нередко совершают правонарушения в состоянии опьянения, судам следует остро реагировать на все выявленные при рассмотрении дел случаи вовлечения подростков в пьянство, доведения их до состояния опьянения, продажи им спиртных напитков и решать вопрос о привлечении виновных в этом лиц к установленной законом ответственности.
Особое внимание необходимо уделять исследованию обстоятельств доведения несовершеннолетних до состояния опьянения лицами, в служебной зависимости от которых находились подростки.
Ответственность по ст. 2101 УК РСФСР наступает за доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения как во время работы или учебы, так и в нерабочее или неучебное время.
9. Судам следует повысить качество профилактической деятельности по делам о правонарушениях, связанных с пьянством, и алкоголизмом, активно использовать в воспитательных целях возможности рассмотрения таких дел в выездных судебных заседаниях непосредственно на предприятиях, в учреждениях, организациях и по месту жительства правонарушителей.
Необходимо всячески расширять и укреплять связи судов с трудовыми коллективами и общественными организациями; приглашать их представителей в судебные заседания по актуальным делам о преступлениях и других правонарушениях, связанных с пьянством и алкоголизмом; направлять копии судебных решений по таким делам по месту работы, учебы или жительства правонарушителя, выступать с информацией о результатах рассмотрения таких дел на предприятиях и в организациях; использовать иные формы расширения гласности правосудия, информирования населения о выносимых судебных решениях.
10. Верховным судам республик, краевым, областным и соответствующим и судам повысить эффективность надзора за судебной деятельностью по правиль ному применению законодательства, направленного на усиление борьбы прот пьянства и алкоголизма, искоренение самогоноварения, анализировать пРактИ . исполнения этого законодательства и принимать меры к предотвращению и У ранению ошибок и недостатков в работе судов по рассмотрению дел и материал
о правонарушениях, связанных с пьянством и алкоголизмом.