Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru

В пункте 1 данной статьи определяются основы законодательного регулирования налоговых отношений, базирующиеся на единстве системы актов налогового законодательства и их соответствии Налоговому кодексу РФ.

В то же время разноплановые функции налогового регулирования и контроля, охватывающие разнообразные сферы социально-экономических отношений, стимулируют внесение норм о налогообложении в неналоговые законы. Таким образом, несмотря на то что п.1 ст.1 НК РФ включает вналоговое законодательство только нормы налоговых законов, фактически имеет место тенденция на расширение видов налоговых норм в неналоговых законах. Это объясняется также тем, что многие сферы государственного управления нуждаются в дополнительных налоговых льготах для стимулирования образовательной деятельности, здравоохранения, культуры, охраны и использования природных ресурсов, социального страхования и других видов деятельности, требующих больших расходов. Налоговые органы на практике руководствуются указаниями Министерства по налогам и сборам РФ о неприменении налоговых норм, содержащихся в неналоговом законодательстве, что является причиной многочисленных судебных споров.

В частности, к неналоговым законам, содержащим налоговые нормы, относятся Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. "О соглашениях о разделе продукции"*(20), Закон РФ от 10 июля 1992 г. "Об образовании"*(21), Закон РФ от 19 февраля 1993 г. "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"*(22), Закон РФ от 21 декабря 1994 г. "О пожарной безопасности"*(23) и др. В статье 76 (ч.1) Конституции РФ предусмотрено, что федеральные законы имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации, что подтверждает принцип равенства всех законов и исключает необходимость оценивать приоритетность налоговых норм налоговых законов по сравнению с налоговыми нормами неналоговых законов.

Однако случаи правовых коллизий часто встречаются в российском законодательстве и устраняются путем внесения изменений в законы, судебного толкования, согласования или отмены. Так, природоресурсовые нормы включаются не только в природоресурсовые законы, но и в налоговые законы (иногда в искаженном виде). Поэтому концепция "исключительности" норм налогового законодательства должна быть скорректирована с учетом общей практики других отраслей российского законодательства.

Проблема состава налогового законодательства нашла свое практическое разрешение в постановлении Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1997 г. N 16-П "По делу о проверке конституционности статьи 11.1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года "О Государственной границе Российской Федерации" в редакции от 19 июля 1997 года"*(24) Суд признал положение ч.1 ст.11 этого Закона, касающееся введения налогового платежа (сбора за пограничное оформление), не противоречащим Конституции РФ, чем подтвердил, что нормы о налогах, содержащиеся в неналоговых законах, должны применяться непосредственно*(25).

Пункт 2 комментируемой статьи касается условий построения и функционирования системы налогов и сборов, действующей в Российской Федерации, и системы общих принципов налогообложения и сборов.

Налоговое законодательство состоит из комплекса налоговых норм, которые в совокупности образуют сложную систему, включающую акты федерального налогового законодательства, налогового законодательства субъектов РФ, налоговые нормативные правовые акты органов местного самоуправления, международные соглашения Российской Федерации с иностранными государствами в области налогообложения.

Хотя ст.1 провозглашает, что Налоговый кодекс РФ устанавливает общие принципы налогообложения и сборов, статья о принципах (ст.3 НК РФ) называется "Основные начала законодательства о налогах и сборах". Статья 3 НК РФ содержит не конституционные принципы налогообложения как целостного механизма управления социально-экономическими процессами государства и общества, а несколько отрывочные нормы - принципы о гарантиях прав и свобод налогоплательщиков и едином налогообложении на экономическом пространстве российского рынка. В то же время из Конституции РФ вытекает сложная и многофункциональная структура принципиальных основ налогообложения и сборов в Российской Федерации, которая выстраивается в нижеследующем порядке:

1) принцип реализации совместного ведения Федерации и ее субъектов в установлении общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (п."и" ст.72 Конституции РФ);

2) принцип обеспечения единства налоговой политики и налоговой системы на всей территории Российской Федерации (ст.8 Конституции гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, а в п."н" ст.72 к совместному ведению Федерации и ее субъектов Конституция России относит установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления). Двойной уровень в построении федерального налогового законодательства с учетом потребностей развития налогового федерализма и кодификации налоговых властных и имущественных норм между государством и налогоплательщиками вытекает из смысла ст.75 Конституции, согласно которой должны быть установлены федеральным законом правовые основы об общих принципах налогообложения и сборов в Российской Федерации и кодифицированы нормы, регулирующие возникновение и функционирование системы налогов Российской Федерации и налоговых отношений в целом;

3) принцип равенства прав субъектов РФ в принятии собственного налогового законодательства (ч.1, 2, 4 ст.5 Конституции утверждают равенство и самостоятельность законодательства субъектов РФ);

4) принцип конституционности актов налогового законодательства (ст.4 и 125 Конституции регламентируют, что акты (в том числе и налоговые) или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу);

5) принцип регулятивности (гибкости) налоговых платежей, как инструмента внешнеторговой и инвестиционной политики (ст.15 Конституции подтверждает действие на территории России общепринятых в мировой практике принципов и норм международного регулирования торгового оборота и движения капитала);

6) принцип обеспечения сбалансированности бюджетов разного уровня (ст.114 Конституции возлагает на Правительство РФ обеспечение и исполнение налоговых обязательств в рамках Федерации и ее субъектов в интересах как единого экономического пространства, так и в интересах отдельных регионов);

7) принцип самостоятельности местного самоуправления в сборе местных налогов и распоряжении своими бюджетными средствами (ст.132 Конституции устанавливает права органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, решать иные вопросы);

8) принцип равенства налогоплательщиков перед государством и законом (вытекает из смысла ст.19 Конституции);

9) принцип обязательности уплаты налогов, учета налогоплательщиков (ст.57 Конституции устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы) и неотвратимости ответственности за нарушение налогового законодательства;

10) принцип защиты имущественных прав налогоплательщиков от неправомерных действий должностных лиц и иного ущерба, обязательность возврата из бюджета неправильно взысканных налогов (ч.2 ст.8 Конституции защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности);

11) принцип предотвращения двойного налогообложения и неотягощения налогового бремени (хотя он прямо не закреплен в Конституции РФ, но из смысла ее ст.34 и 35 вытекает право на свободное использование своих способностей в предпринимательской деятельности и неотчуждаемость имущества, что возможно лишь при разумном налоговом бремени; ст.57 Конституции определяет, что законы, отягчающие налоговое бремя, обратной силы ее имеют, а ст.6 Закона РФ "Об основах налоговой системы Российской Федерации" закрепляет однократность налогообложения);

12) принцип публичности и гласности информации в налоговых отношениях (ст.29. Конституции гарантирует право граждан получать информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну);

13) принцип социальной ориентированности налоговой политики (ст.7 Конституции провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека);

14) принцип обеспечения законности и правопорядка в налоговых отношениях, защита интересов участников налоговых отношений в суде (ст.123 Конституции подчеркивает гласность судопроизводства, осуществление его на основе состязательности и равноправия сторон).

Пункт 3 данной статьи касается возможных коллизий с другими отраслями законодательства. Процесс установления, введения и взимания сборов (обязательных платежей) регулируется Налоговым кодексом РФ. На практике имеют место определенные неясности со статусом страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды при исчислении облагаемой страховыми взносами базы, при наложении санкций за нарушение правил уплаты страховых взносов. Представляется, что в процессе разработки новых налоговых законов и связанных с ними норм других отраслей права (трудового, природоресурсового) следует избегать дробления общего режима взимания налогов и сборов, учитывая при этом целевое назначение конкретного обязательного платежа. Экономико-социальное содержание различных видов сборов и взносов требует внесения определенных поправок и в законодательный порядок их взимания. Например, размеры страховых взносов во внебюджетные фонды из-за инфляции и роста цен не обеспечивают в должной мере потребительскую корзину и потребности пенсионного обеспечения. Регулярное же повышение ставки страховых взносов приведет к повышению налогового бремени. В то же время если страховые взносы выделить из системы налогов НК РФ, то фонды социального страхования (фонд занятости, пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования) будут бесконтрольно повышать ставки взносов, увеличивая налоговую нагрузку. Экономическая природа социальных взносов такова, что требуется пополнение фондов социального страхования из неналоговых доходов государства и установление фиксированных ставок страховых взносов в НК РФ.

Законодательство субъектов Российской Федерации развивается исходя из наличия самостоятельных объектов налогообложения, регулируемых региональным законодательством.

В настоящее время сформировался целый пласт законодательства субъектов Федерации, посвященного льготному налогообложению прибыли, уплате земельного налога, системе местных налогов и сборов, оценке недвижимости. Однако отсутствие четкого законодательного регулирования принципов осуществления совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов привело к обострению проблемы соотношения норм федерального и регионального законодательства о налогообложении. Региональное налоговое законодательство даже пошло по пути превышения полномочий субъекта Федерации в области налогообложения.

Подобная картина наблюдается при попытках ввести отдельным законом плату за "пользование водными биологическими ресурсами", уплату налога в натуральной форме (продукцией), ввести экологические сборы за вред, причиняемый автотранспортом, плату за нагрузки на дороги и т.д.

Законодательство о налогах на региональном уровне носит преимущественно стимулирующий характер, поддерживая отечественного товаропроизводителя, в то время как федеральное налоговое законодательство отдает предпочтение развитию фискальных функций налогообложения для обеспечения собираемости налогов.

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017