Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru

Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах (налоговые отношения), являются разновидностью финансовых отношений и, зафиксированные в системе правовых актов обычаев делового оборота и общеправовых принципов, составляют налоговое право, которое является подотраслью (частью) финансового права. Хотя на сегодняшний день имеются различные научные направления, обосновывающие отраслевую принадлежность налогового права, можно сказать, что существует достаточно общетеоретических и практических оснований для того, чтобы определить налоговое право как часть финансового права. Финансовое право не кодифицировано, однако это не дает основания утверждать то, что оно отсутствует как комплексная отрасль права, включающая налоговое, бюджетное, валютное, банковское, страховое, вексельное право и другие подотрасли финансового права и законодательства. Финансовое право объединяет и отражает единую финансовую политику, финансовую деятельность и единое управление государственными финансами в условиях наличия самостоятельной финансовой деятельности субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции. Исходя из положений Конституции РФ и из практики развития регионального законодательства следует, что финансовая деятельность субъектов РФ как носителей государственно-властных функций не ограничивается сферой совместной налогово-бюджетной компетенции, а имеет тенденцию к расширению в области управления финансовыми рынками и финансовой деятельностью вообще. Поэтому на этапе становления конституционных основ налогово-бюджетного и финансового управления и федерализма особую роль приобретает понимание роли науки финансового права и науки налогового права как взаимосвязанных правовых дисциплин и отраслей знаний.

Из содержания комментируемой статьи вытекает прямая привязка налоговых правоотношений к финансовым (государственному финансовому контролю), административным, гражданским, административно-процессуальным (ответственность за нарушение налогового законодательства) и другим правоотношениям, возникающим в связи с налогообложением. Не имея возможности в рамках данного комментария подробно останавливаться на характере взаимосвязи института налогового контроля и института финансового контроля, тем не менее следует отметить общее для них. Это - отношения по контролю за законностью финансового документооборота, информационно-аналитической финансовой отчетности движения капиталов, товаров, услуг (бухгалтерский учет), распределения и использования финансов с учетом условий обязательной уплаты налогов и сборов. Связующим звеном для всех подотраслей финансового права является также законодательство о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Практически нет такой подотрасли финансового права, включая налоговое право, где бы формы финансовой отчетности не являлись обязательным (часто единственным) подтверждением правомерности финансовых действий. Банкам, аудиторам, страховщикам, налоговым и таможенным органам, органам валютного контроля и другим требуется общая стандартизированная по мировому уровню ("прозрачная") финансовая документация для осуществления конкретного вида финансового контроля (банковского, валютного, налогового, бюджетного и др.).

Российская наука финансового права находится в стадии активного становления ее методологических, теоретических, институциональных и научно-практических основ, обусловленного процессами развития внутреннего российского финансового рынка, налогово-бюджетными отношениями, формированием новой банковской системы, развитием самостоятельного финансового и инвестиционного регулирования в субъектах Российской Федерации, глобализацией международных финансовых потоков.

Отдельные, приведенные в данном комментарии аргументы в защиту концепции о налоговом праве как части финансового права необходимы для понимания роли науки финансового и налогового права в становлении единого режима правового регулирования финансовой деятельности государства.

Отношения, регулируемые Налоговым кодексом РФ, относятся в финансовым правоотношениям и отражают регулятивные и охранительные функции права, реализуемые в области налогообложения.

Ориентируясь на действующее налоговое законодательство, концепцию Налогового кодекса, можно выделить несколько типов отношений, регулируемых налоговым правом. К ним относятся:

1) отношения между субъектами государственной власти, находящимися на различном уровне, выступающими носителями полномочий по реализации совместной компетенции Федерации и ее субъектов в области налогообложения;

2) отношения между государственными органами по налоговому регулированию и контролю и налогоплательщиками при определении налогооблагаемой базы и экономической эффективности по конкретному виду налога;

3) отношения между различными видами налогоплательщиков и органами налогового регулирования и контроля при реализации прав и обязанностей этих участников налоговых правоотношений;

4) отношения между налогоплательщиками и органами налогового регулирования и контроля, связанные с определением сроков, места, источника получения доходов;

5) отношения между налогоплательщиками и органами налогового регулирования и контроля по исполнению налоговых обязанностей;

6) отношения между субъектами налогового контроля (органами исполнительной власти) и налогоплательщиками по осуществлению налогового контроля;

7) отношения между налоговыми органами и их должностными лицами и налогоплательщиками по порядку обжалования действий или бездействия налоговых органов;

8) отношения в области применения мер ответственности со стороны налоговых и судебных органов, органов государственной власти и местного самоуправления за нарушение норм налогового законодательства;

9) отношения между органами уголовного и административного судопроизводства и налогоплательщиками - нарушителями налогового законодательства в производстве по делам о налоговых нарушениях.

Специальные функции налогов формируют структуру налогового законодательства как отрасли, определяют его основные институты, принципы и методы. Это следующие функции:

1) реализация конституционных основ налогового федерализма путем установления совместной налоговой компетенции федерации и ее субъектов (конституционная);

2) создание общего налогового режима в интересах формирования единого рынка (координирующая);

3) обеспечение доходов бюджетов разного уровня (фискальная);

4) регулирование через систему налоговых льгот и налоговых санкций производственной и социальной активности (стимулирующая);

5) координация и контроль финансовой деятельности с использованием государственными органами налоговых методов (контрольная);

6) влияние на процесс возникновения условий для согласования и взаимодействия различных финансовых и правовых сфер в интересах развития современного права в области экономики и финансов (межотраслевая);

7) формирование системы норм налогового законодательства и его кодификация (правовая);

8) защита национальных экономических интересов путем регулирования таможенных и валютных обязательных платежей, установления специального налогового режима иностранных инвестиций, обеспечивающих внешнеэкономическую безопасность государства (внешнеэкономическая).

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017