В целях обеспечения проведения единой налоговой (финансовой) политики на территории Российской Федерации устанавливаются конституционные принципы финансовой политики на российском рынке, изложенные в ст.74-75 Конституции РФ.
Они определяют, что на территории Российской Федерации:
1) не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;
2) денежной единицей является рубль, денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ, а введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются;
3) система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральными законами;
4) государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.
Конституционные основы государственной финансовой и налоговой политики находят развитие в ежегодных Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию, на основе которых составляется План действий Правительства РФ в области финансовой политики.
Система органов исполнительной власти, занятых финансовой деятельностью и подконтрольных Правительству РФ, шире, чем система специальных финансовых органов (учреждений). В соответствии с действующим российским законодательством проводится определенная грань между финансовой, кредитной, расчетной, валютной, налоговой и другими функциями. Субъекты, их реализующие, составляют систему финансовых органов, которые действуют как самостоятельно, так и в тесной взаимосвязи. Центральным органом по регулированию налогообложения в системе исполнительной власти является Министерство по налогам и сборам РФ. Министерство финансов РФ имеет как самостоятельные финансово-налоговые полномочия, так и полномочия, осуществляемые исключительно по поручению Правительства РФ в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 273*(26).