Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru

Одной из главных проблем органа государственной власти как субъекта налогового и финансового права является проблема его компетенции. Дело в том, что на сегодняшний день компетенция органов государственной власти в области финансов вообще и налогообложения в частности четко не определена. Предоставление государственным финансовым органам прав ведомственного нормотворчества и инструктивного разъяснения налоговых законов привело к тому, что нередко компетенция одного органа "накладывается" на компетенцию другого органа. Особенно четко это прослеживается при правовом регулировании порядка формирования и сбора страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды. Налоговый кодекс РФ в ст.13 относит страховые взносы к объектам своего регулирования. Однако законодательная инициатива, исходящая от страховых фондов, часто стимулирует введение собственных понятий, касающихся исчисления и уплаты страховых взносов. Таким образом, прослеживается тенденция создания параллельного законодательного налогового режима, специального для страховых взносов и не соответствующего Налоговому кодексу РФ.

Не менее остро стоит проблема законодательной координации полномочий государственных органов в области финансового контроля. Налоговый, таможенный, бюджетный, валютный, банковский контроль, контроль за денежным обращением и расчетами являются разновидностями финансового контроля и осуществляются такими органами, как Министерство по налогам и сборам РФ, Министерство финансов РФ, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, Банк России, Счетная палата РФ и т.д. В то же время эти органы издают собственные правила осуществления ведомственного финансового контроля, в которых затрагиваются интересы участников смежных правоотношений. Так, налогоплательщики контролируются практически всеми видами финансового контроля. Поэтому данная статья фактически дает право считать не соответствующими НК РФ акты других финансовых органов, если их термины не согласовываются с НК РФ или противоречат ему иным образом. Представляется, однако, что эта статья должна применяться с учетом единых государственных принципов осуществления финансовой деятельности и обеспечения финансовой дисциплины. Различные ведомственные подходы к порядку осуществления финансового контроля за налогообложением не могут служить основанием признания этих актов не соответствующими НК РФ.

Следует отметить, что принятый 31 июля 1998 г. Бюджетный кодекс РФ также содержит положения, касающиеся правового регулирования режима доходов (налогов и сборов в первую очередь). Многие его положения являются принципиальными основами налогово-бюджетного федерализма и межбюджетных отношений. Дополняя НК РФ, они в то же время могут рассматриваться как не соответствующие НК РФ. Поэтому при введении в действие Бюджетного кодекса необходимо внести соответствующие коррективы в данную статью.Конкретные сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются в специальных законах по отдельным видам налогов. Согласно ст.8 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" уплата НДС производится ежемесячно исходя из фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг) за истекший календарный месяц. Датой совершения оборота считается день поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами - день поступления выручки в кассу. Для предприятий, которым разрешено определять срок реализации по отгрузке товаров (выполнению работ, услуг), датой совершения оборота считается их отгрузка (выполнение) и предъявление покупателям расчетных документов. При безвозмездной передаче или обмене товаров (работ, услуг) днем совершения оборота является день их передачи (выполнения). Плательщики НДС ежемесячно представляют налоговым органам по месту своего нахождения расчеты по установленной форме. Министерством финансов РФ предоставляется право устанавливать иные налоговые периоды и сроки уплаты налога.

Уплата налога на добавленную стоимость по товарам, ввозимым на территорию России, производится одновременно с уплатой других таможенных платежей. При этом порядок и условия (включая гарантии обеспечения обязанностей по уплате налога) предоставления отсрочки по уплате налога определяются Государственным таможенным комитетом РФ совместно с Министерством финансов РФ.

Статья 8 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" регламентирует, что сумма налога определяется плательщиками на основании бухгалтерского учета и отчетности самостоятельно, в соответствии с нормами данного закона. Порядок уплаты в бюджет налога на прибыль определяется предприятием и действует без изменения до конца календарного года. Сроки уплаты налога установлены исходя из месячных расчетов, по квартальным расчетам, установленным для представления бухгалтерского отчета за квартал, по годовым расчетам, установленным для представления бухгалтерского отчета за истекший год. Плательщики налога представляют в установленные сроки налоговым органам по месту своего нахождения бухгалтерские отчеты и балансы, расчеты налога от фактической прибыли и по другим налогам, установленным налоговым законодательством по формам, утвержденным Министерством по налогам и сборам РФ.

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017