Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru

Существует множество классификаций платежей налогового характера по различным основаниям.

Во многих странах платежи налогового характера подразделяют на налоги, пошлины, сборы и взносы. Налог, как правило, не имеет специальной цели (порядка его дальнейшего непосредственного использования государством). Лишь в некоторых случаях используются целевые налоги, однако при этом они никогда не бывают индивидуально (непосредственно) возмездными.

В отличие от этого при уплате пошлины и сбора всегда присутствуют специальная цель и специальные интересы. Цель взыскания пошлины или сбора (пошлинный принцип) состоит лишь в покрытии издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взыскивается пошлина: без убытка, но и без чистого дохода. Но этот принцип далеко не всегда соблюдается на практике. Довольно часто размеры платежей превышают связанные с услугой расходы. Мало того, в ряде случаев не платеж устанавливается ради покрытия расходов, а само действие (услуга) признается обязательным ради взыскания платежа. В России это утверждение справедливо, например, в отношении установления различных регистраций, лицензирования и т.п.

Хотя пошлины и сборы взимаются в связи с оказанием индивидуальных услуг, их не следует путать с договорными платежами и платежами по гражданско-правовым обязательствам. Это денежные повинности, взимаемые в индивидуальном порядке в связи с услугой публично-правового характера. Следует особо подчеркнуть, что пошлины или сборы выплачиваются не за услугу, а в связи с услугой, причем той, которую оказывает государственный орган, действуя в общих интересах, реализуя свои государственно-властные функции. Так, уплата пошлины при подаче искового заявления в суд сопряжена с правом конкретного лица на судебную защиту, при этом она связана с общественно полезной функцией суда - поддержанием режима законности. Пошлина не обусловливает существование государственного органа, так как он может финансироваться и из других источников. Наоборот, взимание пошлины обусловлено реализацией каким-либо государственным органом своих функций.

Российское законодательство не проводит четкого разграничения понятий "налог", "пошлина", "сбор", ограничиваясь констатацией: "Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый налогоплательщиком в порядке и на условиях, определенных законодательными актами".

В силу традиции платеж, являющийся налогом, может быть назван пошлиной, сбором, взносом и наоборот. Так, целевые социальные налоги, уплачиваемые работниками и работодателями в специальные внебюджетные фонды (пенсионный, социального и обязательного медицинского страхования и др.), именуются взносами, платежами и т.п. Эти "взносы" не являются таковыми в строгом смысле слова, поскольку взимаются на основе платежеспособности, что присуще налогам, но не характерно для пошлин, сборов и иных платежей в связи с предоставлением публично-правовых услуг.

Проблемы отнесения платежа к тому или иному виду часто со всей остротой проявляются на практике. При обсуждении в Правительстве РФ проекта первой части налогового кодекса и, в частности, вопроса создания единого социального налога взамен всех платежей во внебюджетные социальные фонды представителями этих фондов была высказана точка зрения, что на эти платежи не могут распространяться принципы налогообложения, поскольку они являются составной частью не налоговых, а трудовых отношений: "По своей экономической природе страховые взносы отличаются от налогов, носят не фискальный, а компенсационный характер и, по существу, являются отложенной частью оплаты труда для материального обеспечения при наступлении страхового случая (достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, смерти кормильца и т.п.). Кроме того, понятие социального страхования и его основные элементы, закрепленные международным правом, не идентичны понятиям и принципам налогообложения"*(30).

Представляется, что такая позиция не вполне обоснована. О компенсационном характере страховых взносов можно говорить лишь в самом общем экономическом плане, но никак не с правовой позиции. Во-первых, плательщик взносов и получатель благ могут не совпадать (работодатель и работник). Во-вторых, лицо имеет право на пенсию и иные выплаты при наличии стажа работы и достижении возраста независимо от факта внесения взносов в прошлом. Например, если работодатель (или сам работник) уклонялся от внесения взносов, то это обстоятельство никоим образом не может повлиять на право работника получать пенсию или иные выплаты. Государство гарантирует получение пенсии и иных выплат в установленном размере, который не зависит от внесенных сумм. Отношения по уплате взносов и по получению выплат - принципиально разные. В-третьих, уплата взноса не означает возникновения встречной обязанности государства, и, таким образом, обязанность возникает не в силу совершения платежа, а в результате указанных выше обстоятельств жизни работника.

Из числа всех внебюджетных фондов только Пенсионному фонду удалось избежать включения своих платежей в единый социальный налог в проекте налогового кодекса. Для этого им была использована широко разрекламированная кампания о введении "индивидуальных пенсионных счетов" и реформы государственного пенсионного обеспечения. При внимательном изучении нормативных актов об "индивидуальных пенсионных счетах" становится очевидным, что эти счета - лишь способ учета сумм, поступивших от плательщика, но не размер средств, которые пенсионер имеет право получить при выходе на пенсию, т.е. ни о какой компенсационности не может быть и речи.

Страховые взносы по своему характеру следует отнести к категории целевых налогов. Расходы на выплаты государственных пенсий и других социальных пособий могут финансироваться и за счет иных источников, например общих налоговых поступлений. Однако использование формы целевых налогов, аккумулируемых во внебюджетных фондах (или едином фонде), независимых от бюджета и правительства, в данном случае представляется оправданным с социально-политической точки зрения.

Налоги, пошлины, сборы и иные обязательные платежи в бюджеты и внебюджетные фонды следует отличать от так называемых квазиналогов.

Другая известная классификация разделяет налоги на прямые (подоходно-поимущественные) и косвенные (налоги на потребление). В основе деления лежат особенности объектов обложения и характер взаимоотношений плательщика и государства. Прямые налоги взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ, косвенные - в процессе их расходования. Так, подоходный налог уплачивается при получении дохода, налог на имущество выплачивают собственники определенных видов имущества (сбережений). Косвенные налоги (НДС, акцизы, таможенные пошлины), хотя и по-разному попадают в бюджет, в конечном итоге оплачиваются потребителем товаров, работ, услуг, в цену (тариф) которых включаются эти налоги. В свою очередь прямые налоги делятся на личные и реальные.

Личные налоги уплачиваются с действительно полученного плательщиком дохода (прибыли). Так, предприятия уплачивают налог на прибыль, подсчитанную как сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Личные налоги учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика.

Реальными налогами облагается не действительный доход, а возможный предполагаемый средний доход, получаемый в данных экономических условиях от того или иного предмета налогообложения (недвижимости, денежного капитала и т.п.). Реальными налогами облагается прежде всего имущество, отсюда и их название (real (англ.) - имущество). Введение реальных налогов имеет две основные цели. Первая - обеспечить эффективное налогообложение плательщиков в условиях, когда трудно определить их фактический доход. Вторая - уравнять налогообложение лиц, использующих имущество производительно и непроизводительно, и тем самым стимулировать производительное использование. Есть и третья цель, когда в интересах перераспределения национального дохода в пользу менее обеспеченных налогом облагаются предметы роскоши (особняки, автомобили высших марок и т.п.).

В зависимости от распределения взысканных сумм между бюджетами различных уровней налоги делятся на закрепленные и регулирующие доходные источники. Закрепленными называют налоги, которые на длительный период полностью или в части закреплены как доходный источник конкретного бюджета (бюджетов). Например, таможенные пошлины являются доходом федерального бюджета России. Регулирующие источники ежегодно перераспределяются между бюджетами различных уровней с целью покрытия дефицита. В качестве регулирующих в России, например, используются акцизы, НДС, налог на прибыль предприятий и организаций. Распределение сумм этих налогов между различными бюджетами происходит при утверждении федерального бюджета на конкретный год.

По степени компетенции органов власти различных уровней в отношении решения вопросов установления и введения в действие налогов выделяют государственные и местные налоги (в России федеральные налоги - это налоги республик в составе Российской Федерации, а налоги краев, областей, автономных областей, автономных округов - это местные налоги).

Установление и введение в действие государственных налогов осуществляется решением высшего представительного органа государства в форме закона. Это не означает, что эти налоги обязательно поступают в центральный бюджет. Они могут зачисляться в бюджеты различных уровней.

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017