Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru

Местные налоги могут устанавливаться как высшим представительным органом, так и соответствующим местным (региональным) органом власти, но вводятся они только решением, принятым на местном уровне. Эти налоги всегда поступают в местные (региональные) бюджеты. Число таких налогов в разных странах колеблется от 20 до 100, а их удельный вес в общих доходах местных бюджетов - от 30 до 70%*(31). В некоторых странах (например, США и Швейцарии) к местным (региональным) налогам относятся и налоги, взимаемые местными (региональными) властями, в виде надбавок к налогам, закрепленным за вышестоящими бюджетами. Наиболее часто такие надбавки устанавливаются к подоходному налогу и налогу с корпораций. По этому пути пошли и составители проекта Налогового кодекса России, предложившие заменить регулирующий характер налогообложения прибыли юридических лиц двумя налогами, взимаемыми в разные бюджеты: федеральным налогом на прибыль и региональным налогом на прибыль*(32). Такой же порядок был предусмотрен для подоходного налога с физических лиц. Однако в настоящее время эти положения пересмотрены.

Налоги по порядку их использования подразделяются на общие и целевые (специальные). Общие налоги обезличиваются и поступают в бюджет для финансирования общегосударственных мероприятий. Как правило, налог не имеет целью покрыть какой-нибудь конкретный расход. Это обосновывается необходимостью избежать подчинения совершаемых расходов поступлению отдельных видов налогов. Поэтому большинство налогов - общие. Однако в ряде случаев введение целевых налогов способно сыграть положительную роль.

Во-первых, с психологической точки зрения налогоплательщик с большей готовностью уплачивает налог, в пользе которого он непосредственно уверен. Так, налог с владельцев автотранспортных средств в г.Москве в 1994 г. уплачивался целевым образом на реконструкцию кольцевой дороги.

Во-вторых, эти налоги могут вводиться с целью придания большей независимости конкретному государственному органу*(33).

В-третьих, целевой характер налога может обосновываться тем, что необходимость затрат вызвана получением определенных доходов. Так, добыча полезных ископаемых вызывает необходимость проведения природно-восстановительных работ, работ по разведке новых месторождений. Поэтому пользователи недр уплачивают целевой налог на восстановление минерально-сырьевой базы*(34).

Целевые налоги, как правило, зачисляются в обособленные целевые бюджетные или внебюджетные фонды.

Существуют и другие основания деления налогов на виды: например, по периодичности уплаты (регулярные и разовые), по методу налогообложения (равные, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные) и т.д. В принципе за основание деления налогов на виды можно взять любую особенность структуры налога.

Между различными видами налогов в рамках налоговой системы возникают сложные отношения, образующие ее основные характеристики. Налоговые системы каждого государства - плод исторического национального развития. Поэтому невозможно выделить эталонные характеристики, пригодные для оценки любой налоговой системы. Можно лишь дать наиболее общие характеристики и наметить тенденции развития налоговых систем.

Существенной характеристикой налога является налоговое бремя. Другие экономические показатели связаны с установлением соотношений между различными видами налогов. Важным экономическим показателем является соотношение между доходами бюджетов от внутреннего налогообложения и внешней торговли. Он зависит от состояния экономики страны в целом. Чем более развита промышленность, тем в больших объемах страна экспортирует готовый продукт. Правительства, заинтересованные в развитии национальной промышленности, снижают или вовсе ликвидируют экспортные пошлины, поэтому их поступления незначительны, а доля доходов бюджета от внутреннего налогообложения, наоборот, весьма высока. Менее развитые страны экспортируют главным образом сырье, протекционистская политика их состоит в увеличении таможенных сборов, поэтому доля доходов от внешнеэкономической деятельности в этих странах превышает долю доходов бюджета от внутреннего налогообложения.

Также к важным характеристикам налоговых систем относится соотношение прямых и косвенных налогов. По механизму взимания и контроля косвенные налоги являются более простыми, чем налоги прямые. Они не требуют развитого налогового аппарата и изощренной системы расчетов. Поэтому, как правило, в менее развитых странах доля косвенных налогов выше.

Среди параметров налоговых систем необходимо отметить структуру прямых налогов, которая зависит от отношений собственности и соответствующих им распределительных отношений.

 

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017