Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru

Устанавливая обязанности налогоплательщиков уплачивать налоги, налоговое законодательство в ряде случаев возлагает на некоторые субъекты обязанности по удержанию этих налогов и перечислению их в бюджет. Такие случаи в российском законодательстве предусмотрены: при налогообложении доходов физических лиц, получаемых от организаций; при налогообложении доходов иностранных юридических лиц из источников в Российской Федерации; при обложении налогом на добавленную стоимость иностранных юридических лиц, не имеющих постоянного представительства на территории РФ, и др. Российское законодательство не имеет устойчивого термина для такой категории субъектов и называет их то источниками выплат, то источниками доходов, то просто источниками. В экономически развитых странах их принято называть налоговыми агентами.

При моделировании налоговой системы необходимо учитывать, что использование этого института возможно только в случае, если налогоплательщик и налоговый агент тесно связаны между собой денежными отношениями. Возлагая на налогового агента обязанности по удержанию налогов, государство наделяет его частью своих властных полномочий по отношению к налогоплательщику. При этом в ряде стран, в частности в Швейцарии, эти обязанности рассматриваются как общественно полезные и за их исполнение выплачивается стимулирующее вознаграждение. Использование налоговых агентов носит ограниченный характер и применяется, как правило, в следующих случаях.

1. Количество налогоплательщиков данной категории велико, и экономически невыгодно собирать налоги у каждого такого налогоплательщика непосредственно. В этом случае налоговые агенты собирают налоги у тех налогоплательщиков, с которыми они имеют денежные отношения, а затем перечисляют общую массу собранных налогов в бюджет. Такая ситуация имеет место при налогообложении доходов физических лиц, получаемых от организаций. При этом государство параллельно с использованием налоговых агентов контролирует физических лиц посредством декларирования годовых доходов.

2. Властные полномочия государства по отношению к налогоплательщику существенно ограничены юрисдикцией другого государства. Такая ситуация имеет место при налогообложении иностранных юридических и физических лиц, не имеющих сколько-нибудь существенного имущества на территории данного государства.

При использовании в налоговой системе института налогового агента необходимо четко определять его права, обязанности и особенно ответственность. В этой части действующее российское законодательство имеет серьезные пробелы. Так, из-за отсутствия норм об ответственности при неисполнении источником выплат обязанности удержать с иностранного юридического лица налог на доходы или НДС к источнику выплат нельзя применить штрафы или иные меры ответственности, в том числе взыскать эквивалент суммы налога (см. постановление Президиума ВАС РФ от 28 октября 1997 г. N 6403/5*(45)).

 

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017