Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru

Государственное управление налогообложением и налоговый контроль как часть государственного управления и финансового контроля отличаются от других форм управления и контроля тем, что объектом являются различные виды налогов, организация функционирования системы уплаты налогов и налоговые правоотношения в целом. Министерство по налогам и сборам РФ организует работу и выполняет основные функции по обеспечению правильности и своевременности внесения налогов в государственный бюджет, предотвращению налоговых нарушений и привлечению к ответственности за нарушения налогового законодательства.

Центральный аппарат этого Министерства, реализуя права и исполняя обязанности, предусмотренные Законом РФ от 21 марта 1991 г. "О Государственной налоговой службе Российской Федерации"*(49), руководит работой государственных налоговых инспекций, выполняет следующие функции координации и налогового контроля:

1) проводит непосредственно и организует работу государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налоге на прибыль и других налогах и платежах в бюджет;

2) осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через банки и иные финансово-кредитные учреждения;

3) анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения о разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налоге на прибыль и других налогах и платежах в бюджет;

4) участвует в установленном порядке совместно с Министерством экономики и финансов РФ в разработке налоговой политики и налогового законодательства;

5) осуществляет контроль за изданием министерствами, ведомствами и другими организациями нормативных документов, связанных с налогообложением прибыли предприятий и организаций, и в необходимых случаях ставит вопрос об отмене указанных документов, как не соответствующих действующему законодательству;

6) разрабатывает формы налоговых расчетов, отчетов, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет, а также формы отчетов о проведенной государственными налоговыми инспекциями работе;

7) обобщает практику применения нормативных актов по налогам и другим платежам в бюджет, организует проведение этой работы государственными налоговыми инспекциями и подготавливает предложения по ее совершенствованию;

8) производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, включая совместные предприятия, объединения и организации с участием российских и иностранных юридических лиц и граждан, у граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;

9) в случаях непосредственного осуществления контроля за плательщиками налогов и других платежей в бюджет выполняет в отношении этих плательщиков те же функции, что и налоговые инспекции по городам без районного деления и районам в городах;

10) организует работу государственных налоговых инспекций: по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов; по проведению проверок правильности взимания и сохранности денежных средств, полученных в уплату государственной пошлины;

11) координирует проведение с правоохранительными и контролирующими республиканскими органами мероприятий по усилению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;

12) получает, обобщает и анализирует отчеты государственных налоговых инспекций о проделанной работе и разрабатывает предложения по ее совершенствованию;

13) проводит обследования и проверки организации работы налоговых инспекций на всех уровнях, принимает меры к устранению выявленных недостатков и нарушений, а также заслушивает в необходимых случаях отчеты руководителей проверенных инспекций о состоянии контрольной работы, оказывает методическую и практическую помощь в ее организации, изучает постановку работы и распространяет положительный опыт среди работников налоговой службы;

14) осуществляет контроль за состоянием инспекторской работы государственных налоговых инспекций по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям и городам с районным делением;

15) проводит мероприятия по профессиональной подготовке и переподготовке кадров;

16) осуществляет связи с налоговыми службами Содружества Независимых Государств, иностранных государств и международными налоговыми организациями в соответствии с имеющимися соглашениями, изучает опыт организации деятельности налоговых служб зарубежных стран и разрабатывает предложения по его практическому использованию в деятельности Министерства по налогам и сборам РФ;

17) подготавливает совместно с Министерством экономики и финансов РФ и реализует межправительственные соглашения во избежание двойного налогообложения доходов и имущества юридических и физических лиц стран-участниц.

Налоговые органы и их сотрудники обязаны сохранять коммерческую тайну, тайну сведений о вкладах физических лиц и выполнять другие обязанности, предусмотренные Законом РФ "О Государственной налоговой службе Российской Федерации".

Ущерб (включая упущенную выгоду), причиненный налогоплательщикам вследствие ненадлежащего осуществления налоговыми органами и их сотрудниками возложенных на них обязанностей, подлежит возмещению в установленном порядке. Кроме того, налоговые органы и их сотрудники могут привлекаться к другим видам ответственности, предусмотренным законодательными актами Российской Федерации.

Налоговые органы ежемесячно представляют финансовым органам сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет.

Налоговые органы совместно с финансовыми органами осуществляют контроль за исполнением доходной части бюджета.

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях закрепляет общий принцип (ст.10), согласно которому административная ответственность за правонарушения, предусмотренные этим Кодексом, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственности. Критерием разграничения служит размер вреда, причиненного правонарушением.

Система налоговых взысканий имеет несколько характерных черт:

1) замена одного взыкания другим может быть возможна в случаях, когда речь идет о применении менее тяжкого взыскания взамен более тяжкого;

2) применение административных взысканий ограничено определенными сроками (хотя не все налоговые акты содержат такие сроки);

3) применение налоговыми органами и их должностными лицами мер административного воздействия производится в пределах их компетенции;

4) никто не может быть подвергнут мере воздействия в связи с налоговыми правонарушениями иначе как на основаниях и в порядке, установленном законодательством;

5) производство по делам о налоговых нарушениях осуществляется на основе строгого соблюдения законности.

В соответствии со ст.15 КоАП РСФСР должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.

В КоАП РСФСР предусмотрен целый ряд видов административных взысканий, однако налоговым органам предоставлено право и вменено в обязанность налагать лишь административный штраф.

В соответствии с п.12 ст.7 Закона РФ "О Государственной налоговой службе Российской Федерации" административные штрафы налагаются на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, виновных в следующих правонарушениях: в сокрытии (занижении) прибыли (дохода); в сокрытии (неучтении) иных объектов налогообложения; в отсутствии бухгалтерского учета; в ведении бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка; в искажении бухгалтерских отчетов; в несвоевременном представлении бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет; в представлении бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных платежей в бюджет по неустановленной форме; в непредставлении документов и иной информации о деятельности хозяйствующего субъекта по требованию органов Госналогслужбы России; в отказе от дачи органам Госналогслужбы России пояснений об источниках прибыли и фактическом ее объеме; в невыполнении требований налогового инспектора о представлении документов, допуске в помещения, устранении нарушений законодательства.

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017