Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru

Согласно абз.3 п.5 постановления Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. и п.6 ст.108 НК РФ решение вопроса о субъекте налогового правонарушения, его вине, а также о самом наличии события правонарушения являются необходимыми основаниями применения налоговой ответственности. В соответствии с указанными нормами, а также со ст.6 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" обязанность доказывания этих обстоятельств возлагается на налоговые органы.

В соответствии со ст.9, 11, ст.20 (п.3) Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" предприятия, учреждения и организации, являющиеся источником доходов своих работников (как по основному месту работы, так и совместителей), обязаны вести учет их налогооблагаемых доходов, исчислять, удерживать и перечислять в бюджет налог с этих доходов. Согласно абз.3 п.2 ст.18 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" работники имеют право требовать, а предприятия обязаны выдавать им справки о суммах начисленного за календарный год дохода и суммах удержанного с этого дохода подоходного налога. Причем в соответствии с пп."б" п.1 ст.20 этого Закона работник обязан подтверждать такими справками достоверность данных деклараций о совокупном годовом доходе, представляемых им в налоговый орган по месту жительства.

В соответствии с п.7 ст.3 и п.6 ст.108 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах, а также неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика в совершении налоговых правонарушений толкуются в пользу налогоплательщика. Более того, абз.7 пп."а" и пп."б" п.3.3.2 "Регламента оформления и реализации результатов документальных проверок", утвержденного Федеральной службой налоговой полиции РФ и Государственной налоговой службой РФ 19 ноября 1997 г., установлено, что "каждый установленный в ходе проверки факт нарушения налогового законодательства должен быть проверен всесторонне, до полного выяснения его существа", а также что в акт проверки запрещено включать "субъективные предположения проверяющих, не основанные на достаточных доказательствах".

В порядке ст.56 ГПК РСФСР можно отметить, что часто выборочная методика проверки, неполные доказательства, противоречия выводов материалам дела и нормам налогового законодательства не доказывают наличие налоговых правонарушений и могут свидетельствовать о ненадлежащем исполнении сотрудниками Федеральной службы налоговой полиции РФ своих служебных обязанностей и о нарушении тем самым прав и законных интересов налогоплательщиков. Административная имущественная ответственность по НК РФ имеет ряд существенных особенностей, которые заключаются в том, что:

1) государственный орган теряет право самостоятельного применения мер ответственности к правонарушителю (только через суд);

2) в качестве субъекта по сути административной ответственности выступает юридическое лицо.

Административная ответственность юридических лиц появилась в российском налоговом законодательстве с выходом в свет Закона РФ от 21 марта 1991 г. "О Государственной налоговой службе Российской Федерации". Однако этот Закон, а также последующий Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" не определяли закрепленные в них меры ответственности именно как меры административной ответственности. Пока теория права не дает однозначного ответа на вопрос о возможности, необходимости и целесообразности применения мер административной ответственности к юридическим лицам.

 

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017