Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru

Настоящей статьей закреплены принципы определения цены товаров, работ, услуг для целей налогообложения, а также установлена презумпция соответствия договорной цены уровню рыночных цен и предусмотрены основания и порядок опровержения налоговым органом этой презумпции.

Одновременно ст.2 вводного закона к части первой НК РФ с 1 января 1999 г. признаны утратившими силу соответствующие положения законов Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" и "О налоге на прибыль предприятий и организаций", определявшие порядок исчисления налогоплательщиком налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) по ценам, не выше себестоимости.

Установленные ст.40 правила могут применяться только при составлении налоговых деклараций (расчетов) по итогам января (I квартала) 1999 г. и последующих налоговых периодов. При возникновении споров о правильности исчисления налоговой базы по итогам предыдущих налоговых периодов необходимо руководствоваться соответствующими нормами законов Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" и "О налоге на прибыль предприятий и организаций".

Денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг должны производиться всеми предприятиями (а также индивидуальными предпринимателями), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением ККМ (ст.1 Закона РФ от 18 июня 1993 г. "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением"*(53) (далее - Закон о применении ККМ). Требования к ККМ, в том числе порядок и условия их использования и регистрации, определяются Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30 июля 1993 г. N 745 в редакции постановления Правительства РФ от 7 августа 1998 г. N 904*(54).

Следует отметить, что все ККМ должны быть допущены к использованию Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам и включены данной Комиссией в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст.1 Закона о применении ККМ и п.1 вышеуказанного Положения получение наличных денег от граждан (осуществление расчетов) без применения ККМ допускается в отдельных категориях организаций согласно перечню, утверждаемому Правительством РФ.

Перечень отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ, был утвержден постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30 июля 1993 г. N 745. В настоящее время действует новый Перечень в редакции постановления Правительства РФ от 3 сентября 1998 г. N 1027*(55).

Наложение штрафа на должностное лицо предприятия за первое нарушение не дает налоговым органам права обращаться в суд с иском о ликвидации предприятия. Закон о применении ККМ не запрещает налоговым органам налагать на предприятия штраф за повторное нарушение Закона. Следовательно, если на предприятие наложен штраф за одно из нарушений, указанных в ст.7 этого Закона, и данное предприятие допустило повторное нарушение, налоговый орган вправе вновь наложить на него установленный за соответствующее нарушение штраф либо обратиться в суд с иском о ликвидации данного предприятия.

При рассмотрении требования налогового органа о ликвидации предприятия арбитражный суд оценивает все представленные сторонами доказательства, в частности, с кого - юридического или физического лица - был взыскан штраф за первое нарушение, причины, по которым предприятие допустило нарушение Закона, по истечении какого времени после первого нарушения допущены второе и последующие нарушения и т.п. При этом учитываются и условия для ликвидации юридического лица, указанные в ст.61 ГК РФ.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что ст.6 Закона о применении ККМ предусматривает обязанность налогового органа предъявлять в арбитражный суд иск о ликвидации предприятия в том случае, когда допущенные последним нарушения дают основания его ликвидировать (п.1.2 Письма ВАС РФ от 28 августа 1995 г.).

Установить продажную цену на покупной товар - значит определить размер торговой надбавки, которая должна возмещать издержки обращения, уплату косвенных налогов (акцизов) и обеспечивать получение прибыли.

В соответствии с Методическими рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги (см. Инструктивное письмо Минэкономики России от 6 декабря 1995 г. N СИ-484/7-982) свободные (рыночные) цены устанавливаются исходя из себестоимости товара с учетом торговой надбавки. Размер торговой надбавки определяется самим предприятием в зависимости от конъюнктуры рынка, т.е. соотношения спроса и предложения на товар, качества и потребительских свойств товара. В основном принципы ценообразования преследуют две цели: максимизация текущей прибыли и минимизация убытков (обеспечение выживания).

Федеральным законом от 31 июля 1998 г. п.4 ст.2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" дополнен новым порядком определения цены при исчислении налогооблагаемой базы на доходы от капитала и при товарообменных операциях. Так, прибыль (убытки) от реализации ценных бумаг, фьючерсных и опционных контрактов определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения с учетом оплаты услуг по их приобретению и реализации.

По акциям и облигациям, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, рыночная цена которых определяется в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"*(56), убытки от их реализации (выбытия) по цене не ниже установленной предельной границы колебаний рыночной цены могут быть отнесены на уменьшение доходов от реализации (выбытия) данной категории ценных бумаг. По операциям с биржевыми фьючерсами и опционными контрактами, заключаемыми в целях уменьшения риска изменения рыночной цены предмета сделки (базисного актива) в период торговли этими контрактами, доходы от купли-продажи фьючерсного или опционного контракта либо осуществления расчетов по ним увеличивают, а убытки уменьшают налогооблагаемую базу по операциям с базисным активом.

Регистрация сделки на бирже в соответствии с требованиями и в порядке, который установлен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование операций с фьючерсными и опционными контрактами, является условием признания ее сделкой, совершаемой в целях уменьшения рисков изменения цены базисного актива.

Убытки от купли-продажи фьючерсных и опционных контрактов, заключенных не в целях уменьшения ценовых рисков, могут быть отнесены на уменьшение прибыли только в пределах доходов от купли-продажи указанных фьючерсных и опционных контрактов.

По предприятиям, осуществляющим реализацию продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичную продукцию (работы, услуги), сложившаяся на момент реализации. При определении и признании рыночной цены продукции (работ, услуг) используются официальные источники информации о рыночных ценах на продукцию (работы, услуги) и биржевых котировках, информационная база органов государственной власти и органов местного самоуправления и информация, предоставляемая налоговым органам налогоплательщиками. При осуществлении предприятиями обмена продукцией (работами, услугами) либо ее передачи безвозмездно выручка для целей налогообложения определяется исходя из средней цены реализации такой или аналогичной продукции (работ, услуг), рассчитанной за месяц, в котором осуществлялась указанная сделка, а в случае отсутствия реализации такой или аналогичной продукции (работ, услуг) за месяц - исходя из цены последней реализации. Если предприятие обменивает вновь освоенную продукцию, которая ранее не производилась, или обменивает приобретенную продукцию, то для целей налогообложения принимается фактическая рыночная цена на аналогичную продукцию.

В соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации"*(57) и постановлениями Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 960 "Об утверждении Положения о Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации"*(58) и от 28 августа 1997 г. N 1099 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 июля 1996 г. N 793 "О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)"*(59) государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляет Федеральная энергетическая комиссия (см. письмо Госналогслужбы РФ N BЗ-6-03/278 и Минфина России N 04-03-11 от 6 мая 1998 г. "О налоге на добавленную стоимость и налоге на прибыль"). При расчетах с потребителями электроэнергии по сниженным тарифам, предоставленным в соответствии с порядком и условиями, изложенными в протоколах заседания Федеральной энергетической комиссии РФ от 17 июня 1997 г. N 88 "О двух ставочных тарифах на электрическую энергию (мощность) на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности), вводимых в действие с 1 июля 1997 года" и от 9 июля 1997 г. N 93 "Об анализе введенных с 1 июля 1997 года двухставочных тарифов на электрическую энергию (мощность) на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)" облагаемая база при расчетах налога на добавленную стоимость и налога на прибыль по этим операциям, начиная со второго полугодия 1997 г., исчисляется исходя из фактически применяемых договорных тарифов, т.е. сниженных договорных тарифов в соответствии с указанными протоколами, но не ниже фактической себестоимости.

Если предприятие в течение 30 дней до реализации продукции по ценам, не превышающим ее фактической себестоимости, реализовало (реализовывало) аналогичную продукцию по ценам выше ее фактической себестоимости, то по всем сделкам в целях налогообложения необходимо применять цены, исчисленные из максимальных цен реализации этой продукции в указанный период.

Если вышеуказанное условие не выполняется, т.е. в течение названного периода фактов реализации аналогичной продукции не было вообще или была реализация только по ценам не выше себестоимости, то в этом случае для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичную продукцию, сложившаяся на момент реализации, но не ниже ее фактической себестоимости.

Фактическая цена реализации продукции, реализованной не выше ее себестоимости, применяется в целях налогообложения, но только в определенных случаях: если предприятие может документально подтвердить, что оно не имело возможности реализовать продукцию по ценам выше себестоимости из-за снижения ее качества или потребительских свойств (включая моральный износ); если сложившиеся рыночные цены на эту или аналогичную продукцию оказались ниже фактической себестоимости этой продукции.

Средняя цена реализации такой или аналогичной продукции (работ, услуг) рассчитывается за месяц, в котором осуществлялась сделка, а в случае отсутствия фактов реализации такой продукции в течение месяца учитывается цена последней реализации, но не ниже себестоимости.

Применение данного порядка в случае налоговой проверки требует от предприятия подтверждения фактов реализации данной продукции в более ранние периоды по цене выше ее себестоимости и четкое обоснование причин и сравнительной величины снижения качества или потребительских свойств данной продукции. Такое подтверждение требует специальных расчетов и работы специалиста высокой квалификации. Оптимально, если ее будут выполнять привлеченные независимые эксперты.

При этом приведенное в п.2.5 Инструкции Госналогслужбы РФ от 10 августа 1995 г. N 37 определение рыночной цены как цены, сложившейся в данном регионе (от национально- и административно-территориальных государственных образований до конкретных населенных пунктов) на момент реализации продукции, на практике не дает возможности четко установить такую цену, что приводит к постоянным спорам между предприятиями и налоговыми органами. Очевидно, что под регионом реализации продукции в большинстве случаев можно и нужно понимать указанное в договоре купли-продажи место его заключения, поскольку именно там определяется экономическая возможность покупателя приобрести товар на ближайшей по отношению к нему в этот момент территории.

Предприятие будет иметь менее уязвимую позицию в подобных спорах, если оно в представленном в налоговый орган дополнительном расчете выручки при реализации продукции ниже себестоимости будет использовать данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в органах ценообразования (Комитет по ценам при Минэкономики России, управлениях ценовой политики при органах власти административно-территориальных образований, отделах цен) и торговых инспекциях на местах, или при расчетах такой цены будет опираться на разработанные субъектами РФ методики оценки рыночной стоимости товаров (если они есть).

Если на письменный запрос в вышеперечисленные государственные органы о рыночной цене интересующей продукции предприятие получило письменный ответ об отсутствии таких данных или источников такой информации вообще, то предприятие в такой ситуации должно использовать в целях налогообложения величину себестоимости продукции. Следует признать, что условия применения фактической цены при определении налогооблагаемой выручки до 4 августа 1998 г. включительно требовали наличия данных по существующим рыночным ценам, с которыми и предполагается сравнивать цену реализации.

С 5 августа 1998 г. несколько изменен механизм определения рыночной цены. Если строго следовать контексту новой редакции Закона "О налоге на прибыль предприятий и организаций", то рыночными ценами реализации продукции (работ, услуг) признаются: в первую очередь цены, опубликованные в официальных источниках информации о рыночных ценах на продукцию (работы, услуги) и биржевых котировках; если таковых источников информации нет - данные информационной базы органов государственной власти и органов местного самоуправления; в отсутствие этих сведений, что должно быть подтверждено указанными органами в письменной форме, используется информация, предоставляемая налоговым органам самими налогоплательщиками (акты оценки независимыми экспертами и т.п. вплоть до доказывания того, что фактическая цена данной сделки является рыночной в данной местности ввиду отсутствия фактов иных сделок с данной продукцией).

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету основных средств и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 20 июля 1998 г. N 33н, размер амортизационных отчислений при любом способе начисления амортизации определяется с учетом срока полезного использования оборудования.

Начиная с 1998 г. каждая организация имеет право самостоятельно устанавливать срок полезного использования приобретаемых основных средств. Согласно п.55 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств срок их полезного использования определяется организацией при принятии объекта основных средств к бухгалтерскому учету. Для этого наряду с нормами амортизационных отчислений, утвержденными постановлением N 1072 Совета Министров СССР, можно использовать данные, содержащиеся в технических условиях по объекту основных средств.

При отсутствии срока полезного использования в технических условиях по объекту основных средств, невозможности его определения в соответствии с Едиными нормами амортизационных отчислений или приобретении ранее эксплуатировавшегося объекта организация вправе самостоятельно рассчитать такой срок исходя из: ожидаемого срока использования; ожидаемого физического износа; других ограничений использования этого объекта (срока аренды и др.).

Все сведения о сроке ввода в эксплуатацию объекта основных средств, установленном сроке его полезного использования и рассчитанных на этом основании нормах амортизационных отчислений должны быть указаны в акте (накладной) приемки-передачи основных средств (типовая межотраслевая форма N ОС-1, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 30 октября 1997 г. N 71а). Именно этот документ является первичным учетным документом, на основании которого операции по приобретению основных средств отражаются на счетах бухгалтерского учета (в бухгалтерских регистрах).

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017