Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru

Налоговый кодекс исходит из того, что обязанность по уплате налогов и сборов должна исполняться налогоплательщиком добровольно. Однако по отношению к налогоплательщикам (плательщикам сборов), не исполняющим добровольно свои обязанности по уплате налогов (сборов), Кодекс предусматривает возможность принудительного исполнения обязанности по уплате налогов или сборов. Статья 46 определяет процедуру принудительного взыскания налогов, сборов и пеней с организаций, являющихся налогоплательщиками (плательщиками сборов) или налоговыми агентами, за счет средств, находящихся у этих организаций на банковских счетах.

Бесспорное взыскание денежных средств с банковских счетов организации производится на основании инкассового поручения (распоряжения), выданного, в свою очередь, на основании решения налогового органа. Одновременно с вынесением решения о списании денежных средств со счетов организации налоговый орган вправе вынести решение о приостановлении расходных операций по счетам в порядке, определенном ст.76 НК РФ.

Налоговый кодекс довольно жестко определяет срок, в течение которого может быть вынесено решение о взыскании налога за счет денежных средств. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 10 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. В соответствии со ст.69 НК РФ требование об уплате налога должно обязательно содержать срок его исполнения, причем этот срок может не совпадать со сроком уплаты налога. Невынесение решения о взыскании налога (сбора) и пени в десятидневный срок после истечения срока исполнения требования влечет утрату налоговым органом права на бесспорное взыскание налога (сбора), пени. В этом случае принудительное взыскание налога (сбора), пени допускается только в судебном порядке.

Пункт 3 ст.46 НК РФ предусматривает обязанность налогового органа извещать налогоплательщика о вынесенном решении о взыскании налога не позднее 5 дней. Нарушение пятидневного срока не влечет каких-либо правовых последствий, и законодатель вообще не предусматривает какую-либо ответственность за неуведомление или несвоевременное уведомление налогоплательщика о вынесенном решении о взыскании налога. Следует заметить, что Налоговый кодекс не предусматривает аналогичной обязанности налогового органа по извещению о вынесенном решении налоговых агентов.

После вынесения решения налоговым органом о взыскании налога (сбора, пени) за счет средств, находящихся на банковских счетах, инкассовое поручение (распоряжение) на перечисление налога в соответствующий бюджет и (или) внебюджетный фонд направляется в банк, где открыты счета налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента. Следует обратить внимание, что законодатель не ограничивает число банковских счетов, с которых могут быть списаны денежные средства организации. То есть в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок налоговый орган может направить инкассовые поручения на списание средств со всех известных налоговым органам банковских счетов организации. При этом банк, получивший инкассовое поручение, обязан безусловно исполнить это поручение, не пытаясь оценить целесообразность исполнения поручения. Таким образом, может сложиться ситуация, когда с организации, являющейся налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом, будут взысканы денежные средства с ее банковских счетов в сумме, превышающей недоимку этой организации. В этом случае налогоплательщик (плательщик сбора) или налоговый агент вправе потребовать возврат излишне взысканного налога (сбора, пени) в порядке, предусмотренном ст.79 НК РФ.

Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента. Для того чтобы отрицательные последствия от бесспорного взыскания налога (сбора) были минимальны и чтобы это не отразилось на нормальном ведении хозяйственной деятельности налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента, Кодекс определяет виды счетов, с которых не могут быть бесспорно взысканы денежные средства, а именно: не может быть обращено взыскание на денежные средства, находящиеся на ссудных и бюджетных счетах, а также на депозитных счетах налогоплательщика или налогового агента, если не истек срок действия депозитного договора. При отсутствии денежных средств на расчетном (текущем) или валютном счете, а также при отсутствии иного имущества, на которое можно было бы обратить бесспорное взыскание, налоговый орган вправе потребовать принудительно исполнения обязанности по уплате налога за счет средств, находящихся на ссудных, бюджетных и депозитных счетах, но только в судебном порядке.

В связи с тем что согласно ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога (сбора) исполняется в валюте Российской Федерации, принудительное взыскание денежных средств с банковских счетов допускается соответственно только в валюте Российской Федерации. В тех случаях, когда необходимо обратить взыскание на денежные средства в иностранной валюте, находящиеся на валютных счетах организации, налоговый орган одновременно с направлением инкассового поручения направляет в банк налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента поручение на продажу валюты.

Банк обязан исполнить инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога (сбора, пени) не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения (распоряжения). В том случае, когда взыскание налога (сбора, пени) производится с валютных счетов, срок исполнения инкассового поручения увеличивается на один день, необходимый для проведения операции по продаже валюты, и составляет два дня.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента в день получения банком поручения (распоряжения) налогового органа на перечисление налога такое поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня со дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней со дня, следующего за днем каждого такого поступления на валютные счета, поскольку это не нарушает порядок очередности платежей, установленный российским гражданским законодательством.

Недостаток денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента влечет за собой применение к налогоплательщику (плательщику сбора) или налоговому агенту другой разновидности взыскания налога или сбора - взыскания налога (сбора) за счет иного имущества организации. Следует обратить внимание, что обращение взыскания на иное имущество организации не является основанием для отзыва налоговым органом инкассового поручения, ранее направленного в банк. Такая ситуация опять может привести к тому, что после обращения взыскания на имущество налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента может вдруг выясниться, что обязанность по уплате налога (сбора, пени) уже исполнена за счет денежных средств, которые спустя какое-то время после выставления инкассового поручения поступили на счета налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента и были списаны банком в порядке, предусмотренном п.6 ст.46 НК РФ. В этом случае налогоплательщик (плательщик сбора) или налоговый агент вправе потребовать возврат излишне взысканного налога (сбора, пени) в порядке, предусмотренном ст.79 НК РФ.

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017