Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru

Гражданский кодекс РФ в ст.61-65 регулирует вопросы ликвидации юридического лица и вытекающие из этого имущественные обязательства. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано:

по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, или с признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;

по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

Требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном ст.65 ГК РФ.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц и налогоплательщиков.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст.64 ГК РФ. При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом. В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица. Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

Ликвидация юридического лица не может вытекать из акта налогового органа, признанного недействительным в судебном порядке.

Требования о признании недействительными ненормативных актов государственных налоговых инспекций, не соответствующих закону и иным правовым актам и нарушающих охраняемые законом интересы налогоплательщиков, рассматриваются арбитражными судами на основании ст.13 ГК РФ и ст.22 АПК РФ. Включение такого рода требований в установленный ГК РФ перечень гражданско-правовых способов защиты прав имеет принципиальное значение, поскольку тем самым этот способ защиты становится универсальным, т.е. не зависящим от того, имеется ли соответствующая норма в законодательстве, регулирующем деятельность того или иного государственного органа или органа местного самоуправления.

Статья 13 ГК РФ фактически закрепляет право юридических и физических лиц на защиту их законных интересов от неправомерных действий органов государства, обладающих властными полномочиями. Тем самым гарантируется защита имущественных прав любого лица не только от незаконных действий других участников экономических отношений, но и от неоправданного властного вмешательства государства в лице его органов (в рассматриваемом нами случае органов налоговой службы).

В контексте ст.22 АПК РФ в арбитражный суд прежде всего может быть обжалован акт (решение), реализация которого приведет к нарушению прав и охраняемых законом интересов налогоплательщика, если он принят руководителем соответствующей налоговой инспекции или его заместителем.

Проблема, с которой может столкнуться налогоплательщик при исполнении данного способа защиты, связана с тем, что ныне действующий налоговый закон не содержит четких указаний о форме, в которую должны облекаться те или иные решения налоговых инспекций, затрагивающие интересы налогоплательщиков. Деятельность арбитражного суда апелляционной инстанции в АПК РФ урегулирована достаточно полно и подробно: определены лица, имеющие право на подачу апелляционной жалобы, сроки и порядок ее подачи, основания для возвращения жалобы без рассмотрения, пределы и порядок рассмотрения жалобы.

В целях более надежной защиты прав сторон, единства и укрепления законности в экономической сфере и с учетом зарубежного опыта в АПК РФ введен новый институт "Производство в кассационной инстанции". Кассационное производство, в отличие от производства в апелляционной инстанции, предназначено только для проверки законности вступающих в законную силу решений арбитражного суда первой и апелляционной инстанции.

Кассационное обжалование допускается лишь в том случае, если при принятии решения или постановления арбитражным судом были нарушены или неправильно применены нормы материального или процессуального права. Соответственно в кассационной жалобе лица, участвующего в деле, должно быть указано, помимо других реквизитов, в чем заключается нарушение или неправильное применение норм материального либо процессуального права.

В АПК РФ подробно регламентированы порядок и сроки подачи, основания возвращения кассационной жалобы, определяются арбитражные суды, проверяющие законность решений в кассационной инстанции, полномочия арбитражного суда, основания к отмене вступивших в законную силу решений, содержание постановлений, выносимых арбитражным судом в кассационной инстанции.

При рассмотрении требований о признании недействительными актов (решений) государственных налоговых инспекций срок исковой давности исчисляется, как правило, со дня, следующего за днем принятия оспариваемого акта. Однако налогоплательщик вправе доказывать, что узнал о принятии нарушающего его права акта позднее. В этом случае данный факт устанавливается в судебном заседании, в котором рассматривается дело о признании соответствующего акта (решения) недействительным.

Статья 22 АПК РФ не делит подведомственные арбитражному суду дела на экономические споры и споры в сфере управления (как это делало прежнее законодательство), учитывая условность и небесспорность этого деления. В АПК содержится общее правило о подведомственности арбитражному суду дел по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений (в том числе и налоговых). При этом АПК РФ исходит из такого понимания экономического спора, которым охватываются и споры в сфере управления. Содержание понятия экономического спора в статье не раскрывается, но с учетом задач судопроизводства в арбитражном суде, определяемых в ст.2 АПК РФ, можно говорить о том, что это споры, возникающие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Акты (решения), затрагивающие интересы конкретных налогоплательщиков, могут приниматься налоговыми инспекциями при осуществлении различных полномочий, предоставленных им налоговым законодательством. В частности, такие акты могут касаться приостановления операций налогоплательщиков по счетам в банках и иных кредитных учреждениях, изъятия документов, свидетельствующих о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или о сокрытии иных объектов от налогообложения, применения финансовых санкций за выявленные налоговые нарушения и др.

По общему правилу, акт (решение) государственного органа признается таковым в том случае, если он исходит от руководителя (заместителя руководителя) соответствующего государственного органа. Такого подхода традиционно придерживается и судебно-арбитражная практика.

К основаниям для снятия с учета в налоговом органе относятся:

ликвидация организации;

реорганизация организации;

закрытие филиала, представительства организации;

прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (частного нотариуса, частного детектива, частного охранника).

Снятие с учета производится по заявлению налогоплательщика (приложения N 12, 22 к Приказу руководителя Госналогслужбы РФ от 27 ноября 1998 г.).

Ликвидация юридического лица возможна по решению учредителей (участников) органа, уполномоченного на то учредительными документами, по решению уполномоченных государственных органов, по решению суда.

При ликвидации юридическое лицо обязано сообщить в налоговый орган о принятии решения о ликвидации по форме приложения N 5 к Порядку и условиям присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика, утвержденному Приказом руководителя Госналогслужбы России от 27 ноября 1998 г., в десятидневный срок с момента вынесения решения.

Ликвидационная комиссия представляет в налоговый орган:

1) заявление о снятии с учета по форме приложения N 12 к вышеназванному Приказу, где указываются наименование налогового органа, в который подается заявление, дата его представления, наименование и ИНН юридического лица, номер и серия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, причина снятия с учета

2) копию распорядительного документа (решение, постановление, приказ) учредителей (участников) или уполномоченного органа либо решение суда о ликвидации и копию распорядительного документа о создании ликвидационной комиссии;

3) промежуточный ликвидационный баланс;

4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

При поступлении в государственную налоговую инспекцию данных документов принимается решение о документальной проверке.

Этот порядок распространяется и на обособленные подразделения юридического лица в случае принятия решения об их закрытии или при ликвидации юридического лица с тем лишь дополнением, что в налоговый орган представляется еще и уведомление о постановке на учет юридического лица по месту нахождения филиала (представительства).

Факт снятия с учета подтверждается подписью начальника госналогинспекции, скрепленной гербовой печатью, на заявлении налогоплательщика о снятии с учета.

Реорганизация организаций производится в форме слияния, разделения, присоединения, преобразования, выделения. При реорганизации снятие с налогового учета осуществляется в том же порядке, что и при ликвидации, но с учетом ряда особенностей.

Правопреемники реорганизуемых организаций представляют в налоговый орган вместо ликвидационного баланса копии свидетельств о государственной регистрации реорганизованных организаций и передаточный акт (при слиянии, присоединении, преобразовании) или разделительный баланс (в случае разделения).

Снятие с учета физических лиц осуществляется на основании заявления физического лица о снятии с учета в налоговом органе по месту жительства (приложение N 22 к вышеуказанному Приказу). Его реквизиты (за исключением причины снятия с учета - прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (частного нотариуса, частного детектива, частного охранника) уже перечислялись при рассмотрении процедуры переучета.

Постановка на учет, снятие с учета производятся бесплатно (п.6 ст.84 НК РФ).

Налоговый орган, осуществляющий первичную постановку налогоплательщика на учет, присваивает ему ИНН, который является единым по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу России, и на всей территории России (п.7 ст.84 НК РФ).

Согласно указанному выше Порядку ИНН формируется как цифровой код, состоящий из последовательности цифр, характеризующих слева направо:

код государственной налоговой инспекции, присвоившей налогоплательщику ИНН;

собственно порядковый номер - пять знаков для налогоплательщиков-организаций и шесть знаков для налогоплательщиков - физических лиц;

контрольное число - один знак для налогоплательщиков-организаций (С) и два знака (СС) для налогоплательщиков - физических лиц. Оно рассчитывается по специальному алгоритму, установленному Министерством РФ по налогам и сборам.

Организациям, имеющим расположенные на территории России филиалы и представительства, и организациям, в собственности которых находятся подлежащие налогообложению недвижимое имущество и транспортные средства, наряду с ИНН присваивается код причины постановки на учет, который состоит из следующей последовательности цифр слева направо:

код государственной налоговой инспекции, осуществившей постановку на учет организации по месту ее нахождения, месту нахождения ее филиала и (или) представительства, расположенного на территории России, или по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств;

код причины постановки на учет - РР;

порядковый номер постановки на учет по соответствующей причине.

Первоначальное указание на ИНН и код причины постановки на учет содержатся в выдаваемых налогоплательщику свидетельстве или уведомлении о постановке на учет в налоговом органе. В дальнейшем налоговый орган указывает ИНН во всех направляемых налогоплательщику уведомлениях. Каждый налогоплательщик, в свою очередь, проставляет свой ИНН в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также указывает его в других случаях, предусмотренных законодательством.

Иными документами в данном контексте являются:

для налогоплательщиков-организаций - сообщения об открытии (закрытии) счетов, о создании обособленного подразделения на территории России, о реорганизации или ликвидации обособленного подразделения, о прекращении деятельности, объявление о несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации, сообщение об изменении места нахождения организации, уведомление об изменении в уставных и других учредительных документах;

для индивидуальных предпринимателей - сообщения об открытии (закрытии) счетов индивидуального предпринимателя, об участии индивидуального предпринимателя в российских и иностранных организациях, о прекращении деятельности, объявление о несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя*(65).

Что касается других случаев, предусмотренных законодательством, то ИНН указывается, например, при оформлении любых расчетно-платежных документов по строкам "Плательщик" и "Получатель". Исключением являются лишь расчетно-платежные документы, связанные с перечислением средств федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов на финансирование расходов бюджетополучателей на всех этапах прохождения бюджетных средств, перечислением распорядителями средств государственных внебюджетных фондов этих средств их получателям, а также по строке "Получатель" на перечисление налогов и других платежей в доходы бюджетов всех уровней и государственные внебюджетные фонды (см. Письмо Госналогслужбы России N ВГ-4-12/4Н, Министерства финансов РФ N 4, Центрального банка РФ N 10-96 от 17 января 1996 г. "О внесении изменений в письмо Госналогслужбы России от 16 июня 1995 г. N ВГ-4-12/25Н, Министерства финансов РФ от 5 июня 1995 г. N 47, Центрального банка РФ от 16 июня 1995 г. N 174 "Об обязательном указании идентификационных номеров налогоплательщиков при оформлении расчетно-платежных документов").

Задержки перечисления налогов и иных обязательных платежей в соответствующие бюджеты, вызванные незаполнением или неправильным заполнением ИНН в расчетно-платежных документах, не освобождают налогоплательщика от ответственности за их несвоевременную уплату. Банки и иные кредитные организации при приеме расчетно-платежных документов визуально проверяют наличие ИНН (п.2, 4 письма Госналогслужбы России от 16 июня 1995 г. N ВГ-4-12/25Н, Министерства финансов РФ от 5 июня 1995 г. N 47, Центрального банка РФ от 16 июня 1995 г. N 174 "Об обязательном указании идентификационных номеров налогоплательщиков при оформлении расчетно-платежных документов").

Сведения об ИНН не относятся к налоговой тайне.

Присвоенный налогоплательщику ИНН не подлежит изменению. Единственный случай, когда такое изменение возможно, - изменение структуры ИНН в связи с внесением изменений в Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика.

ИНН не может быть повторно присвоен другому налогоплательщику. При обнаружении у налогоплательщика двух и более ИНН только один из них признается действительным, остальные считаются недействительными.

 

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017