Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru

Согласно письму Президиума ВАС РФ от 4 апреля 1996 г. N 1 "Об ответственности налогоплательщиков и банков за непоступление в бюджет налогов" к налогоплательщику, совершившему все действия по обеспечению поступления соответствующей суммы в бюджет, не может применяться ответственность, предусмотренная пп."в" п.1 ст.13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Взыскание пени за задержку уплаты налога должно производиться в бесспорном порядке с банка налогоплательщика в соответствии со ст.15 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и п.9 ст.7 Закона РФ "О Государственной налоговой службе Российской Федерации".

Решение о применении к банку указанных финансовых санкций за задержку перечисления налоговых платежей в бюджет может быть принято налоговым органом при условии представления налогоплательщиком следующих документов:

платежного поручения на перечисление соответствующей суммы в бюджет с отметкой банка о принятии к исполнению и выписки по счету налогоплательщика в банке, свидетельствующей о наличии денежных средств на день сдачи в банк платежного поручения;

либо платежного поручения на перечисление соответствующей суммы в бюджет с отметкой банка о его исполнении.

В соответствии с письмом Банка России от 19 апреля 1996 г. N 277 "О порядке перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет всех уровней, государственных внебюджетных фондов" начиная с 15 мая 1996 г. кредитные организации и их филиалы производят переводы по налоговым и другим обязательным платежам клиентов и собственным платежам в бюджет и внебюджетные фонды только через корреспондентские и субкорреспондентские счета в учреждениях Банка России.

Таким образом, в случае непоступления (задержки поступления) налоговых и иных обязательных платежей в бюджет, происшедшего в результате перечисления банком соответствующих средств клиентов с нарушением указанного порядка (минуя корреспондентские и субкорреспондентские счета в учреждениях Банка России), ответственность в виде взыскания пени в соответствии со ст.15 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" несет банк налогоплательщика (письмо Госналогслужбы РФ от 26 мая 1997 г. N 13-06/11488 "О порядке исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налогов и иных обязательных платежей").

Восьмого декабря 1992 г. Президент РФ подписал Указ N 1556 "О федеральном казначействе". Позднее постановлением Правительства РФ от 27 августа 1993 г. N 864 "О федеральном казначействе Российской Федерации"*(76) было утверждено Положение о федеральном казначействе Российской Федерации.

Нормативная база, регулирующая деятельность казначейства, дополняется рядом других постановлений Правительства РФ и нормативных правовых актов Минфина России и Банка России.

Рассмотрим подробнее деятельность органов федерального казначейства по применению публично-правовой ответственности к юридическим лицам. В названных Указе и Положении предусмотрено право:

1) взыскивать в бесспорном порядке с предприятий, учреждений и организаций средства, выделенные из республиканского бюджета Российской Федерации или внебюджетных (федеральных) фондов, используемые не по целевому назначению, с наложением штрафа в размере действующей учетной ставки Банка России;

2) налагать на банки или иные финансово-кредитные учреждения штраф в случаях несвоевременного зачисления ими средств, поступивших в доход республиканского бюджета Российской Федерации, в государственные (федеральные) внебюджетные фонды, либо средств, перечисленных из республиканского бюджета Российской Федерации и указанных фондов на счета получателей в соответствующие банки или финансово-кредитные учреждения, в размере действующей в банке (финансово-кредитном учреждении), допустившем нарушение, процентной ставки при краткосрочном кредитовании, увеличенной на 10 пунктов.

Эти права предоставляются только руководителям центрального и территориальных органов федерального казначейства, а взыскание сумм санкций осуществляется органами Госналогслужбы РФ по представлению органов казначейства. Пользуясь правом на судебную защиту, предприятия, организации и учреждения, в том числе банки и иные финансово-кредитные учреждения, предъявляют в арбитражные суды иски о признании недействительными решений органов федерального казначейства по применению административной ответственности.

В целях проведения государственной бюджетной политики, усиления контроля за движением средств федерального бюджета и их использованием по назначению вышеназванным Указом в Российской Федерации образована единая централизованная система органов федерального казначейства, подчиненная Министерству финансов РФ.

Этим Указом органам федерального казначейства предоставлено право налагать на банки или иные финансово-кредитные учреждения штраф за нарушения, связанные с платежами в федеральный бюджет. Правом применять ответственность за нарушения, связанные с платежами в краевые и местные бюджеты, эти органы не наделены.

Ряд спорных вопросов возникает в судах при разрешении дел по искам банков и других кредитных учреждений о правомерности предписаний органов федерального казначейства о наложении на них штрафов в случаях несвоевременного исполнения платежных документов на перечисление и зачисление средств в доход республиканского бюджета Российской Федерации и в государственные (федеральные) внебюджетные фонды.

Действующее законодательство не ставит ответственность банков за несвоевременное исполнение ими расчетных документов по платежам в бюджет в зависимость от того, обслуживают они счета доходов федерального бюджета или нет.

Органы федерального казначейства осуществляют проверки своевременности исполнения банками платежных поручений налогоплательщиков на перечисление платежей на доходные счета федерального бюджета и начисляют санкции за несвоевременное перечисление банками платежей в федеральный бюджет.

При этом платежи в бюджет считаются поступившими после получения банками от налогоплательщиков платежных поручений. Именно с этого момента средства налогоплательщика становятся федеральными бюджетными средствами, а доход бюджета - сформированным, однако еще не зачисленным на соответствующие доходные счета.

В соответствии с ч.1 ст.5 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле"*(77) и п.8 Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" валютная выручка от экспорта товаров (работ, услуг) подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации. Это означает, что зачисление экспортерами валютной выручки на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации является обязательным условием осуществления экспортных операций.

Зачисление на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров в установленном порядке является требованием таможенного режима экспорта товаров в соответствии с п.7 Указа Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок"*(78) Совместной Инструкцией Банка России и Государственного таможенного комитета РФ от 12 октября 1993 г. N 19 и N 19/01-20/10283 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров" предусмотрено оформление экспортером Паспорта сделки (далее - ПС), являющегося базовым документом валютного контроля и содержащего сведения о внешнеторговой сделке, необходимые для осуществления этого контроля.

С подписанием ПС экспортер принимает на себя ответственность за полное соответствие сведений, приведенных в ПС, условиям контракта, на основании которого был оформлен данный ПС, а также за зачисление в полном объеме и в установленные сроки выручки от экспорта товаров по контракту, на основании которого был составлен ПС (пункт 3.2 вышеназванной Инструкции).

При внесении сторонами в контракт изменений, затрагивающих сведения, которые ранее использовались при составлении ПС, подписанного банком по данному контракту, экспортер в 10-дневный срок с даты внесения указанных изменений, но не позднее представления к таможенному оформлению товаров, экспортируемых на основании внесенных в контракт изменений и (или) дополнений, представляет в банк оригиналы или копии дополнений и (или) изменений к контракту, заверенные подписью лица, имеющего право первой подписи по счету экспортера, и скрепленные его печатью.

С учетом изложенного незачисление валютной выручки от экспорта товаров на счета в уполномоченных банках в контрактные сроки, зафиксированные в документах таможенного банковского контроля, независимо от того, имело ли место превышение сроков проведения текущих валютных операций, является нарушением таможенных правил. Указанное правонарушение в соответствии со ст.273 ТК РФ влечет за собой ответственность экспортера в виде штрафа в размере от ста до двухсот процентов стоимости товаров, являющихся непосредственными объектами правонарушения, с взысканием стоимости таких товаров.

Необходимо также учитывать, что экспортеры несут ответственность в соответствии со ст.14 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" за нарушение требований по составлению информации.

В письме Государственного таможенного комитета РФ и Центрального банка РФ от 23 сентября 1998 г. N 01-42/19930/242-Т "Об ответственности за незачисление валютной выручки от экспорта товаров" уполномоченным банкам и участникам внешнеэкономической деятельности указывается на необходимость строгого соблюдения требований вышеназванной Инструкции при заполнении документов таможенного и банковского контроля и обеспечения соответствия данных, содержащихся в указанных документах, условиям экспортных контрактов.

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017